Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Для победы истинной веры Он буквально творит чудеса. Но орудием в Его деснице всегда являются люди - те, что готовы ради исполнения воли Божией пренебречь собственным благополучием, репутацией, карьерой, здоровьем и даже жизнью. Одним из таких подвижников был святитель Афанасий Великий. К 350 году - в разгар арианской ереси - он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной части Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырем императорам, несколько раз изгонявшийся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» («Афанасий против всего мира»). Его память Церковь празднует 15 мая.
Игры, которые мы выбираем
Однажды архиепископ Александр Александрийский, прогуливаясь по берегу моря, увидел группу мальчишек, которые играли в какой-то церковный ритуал. Полагая, что дети зашли в своей игре слишком далеко, архипастырь решил побеседовать с ними лично. Ребята сознались, что играли в крещение: один мальчик, исполнявший роль епископа, крестил тех из них, которые были оглашенными, через погружение в море. Поговорив с юным «епископом», владыка Александр решил признать это крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Этим мальчиком«епископом» был будущий святитель Афанасий Великий.
Родной город святого - Александрия - был одним из крупнейших центров христианской культуры, а совсем рядом лежала великая Александрийская пустыня - духовный луг монашеской святости.
О юности святого известно совсем немного. Он был принят в доме архиепископа Александра как сын и получил всестороннее образование, как светское, так и религиозное. Некоторое время духовным наставником будущего святителя был преподобный Антоний Великий.
А недалеко от дома архиепископа находился храм, в котором служил тот самый пресвитер Арий, чьи еретические идеи стали катализатором жарких споров, сотрясавших Церковь на протяжении шестидесяти лет. Именно святой Афанасий станет главным его оппонентом и несгибаемым защитником православной веры.
Отцу Единосущный
Еретическая идея Ария заключалась в том, что Господь наш Иисус Христос есть не воплотившийся Бог, а всего лишь одно из творений Бога Отца - пусть самое совершенное, но только творение. Формула Ария была проста: есть один «главный» Бог, Которому помогают два «Бога второстепенных», исполняющих Его волю. Такое грубое представление о Непредставимом было близко и понятно массе новообращенных христиан из языческой интеллигенции, которые приняли христианство не совсем осознанно: с приходом к власти императора Константина христиане перестали быть гонимыми маргиналами, и исповедание веры открывало большие карьерные возможности.
Бороться с арианством было непросто. Арий был, как мы сказали бы сегодня, харизматичной личностью. Высокий худой седовласый старец с изможденным лицом аскета, он пользовался популярностью в народе, особенно среди женщин. Однако внешность была обманчива: Арий отличался чрезвычайной гордостью и самомнением. Когда святой Александр Александрийский запретил ему проповедовать его идеи - ввиду того, что их еретичность была более чем очевидна, - Арий развернул агрессивную агитацию, в результате которой к нему присоединились семь пресвитеров и два епископа, то есть почти треть клира Александрии. И это не считая мирян.
Спор дошел до императора Константина. Сторонники Ария попытались представить этот инцидент как пустячное дело. Император жаждал мира, и ему очень хотелось поверить, что враждующие стороны можно примирить простым вразумлением, о чем он и написал в письме к епископу Александру. Ариане восприняли это примиряющее письмо как полное одобрение их действий. Началась отвратительная травля епископа Александра и его сторонников. Арий сочинял веселые песенки, в которых в легкой стихотворной форме проповедовал свои идеи, и они пелись рыбаками и разносчиками. Споры христиан осмеивались в театре. Имя епископа Александрийского порочили, прибегая к самой гнусной клевете.
Стало ясно, что простым вразумлением этот раскол уврачевать нельзя, поэтому император Константин принял решение созвать Собор в небольшом городе Никея, на котором представители всех Поместных Церквей высказали бы свое мнение относительно спорного вопроса. Было это в 325 году.
Первый Вселенский Собор собрал величайший сонм святых отцов, исповедников и учителей веры. Здесь был святой Пафнутий, епископ Фиваидский, который, исповедуя веру, лишился одного глаза и едва ходил, потому что жилы на его ногах были подрезаны. Здесь был Павел, епископ Месопотамской Неокесарии, руки которого были сожжены. Здесь были Иаков Низибийский и Персианин Иоанн, именовавшийся митрополитом Индии. Здесь были святой Николай Мирликийский и святой Спиридон, епископ Кипрский. Сам император Константин, облаченный в роскошные одежды, символизирующие восточную царственность, шел к своему месту между рядами епископов, смиренно склонив голову. И именно здесь секретарь епископа Александра, молодой диакон Афанасий, которому на тот момент было не более тридцати лет, смог - обоснованно и победно - бросить вызов силам, которые стремились сокрушить Церковь, лишив христианскую веру самого главного - чуда Боговоплощения.
Святитель Афанасий представил неопровержимые доказательства Божественности Христа. Он показал, что «ни ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощься и спасл еси всего мя человека». Если Господь не есть истинный Бог, то соединения человека и Бога не было бы, а значит, и спасение наше было бы иллюзией.
В результате работы Первого Вселенского Собора получилось следующее вероопределение: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу Единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Ключевым словом, найденным Собором и поддержанным Константином, стало слово «Единосущный». Победа истинной веры на Соборе была полной и безоговорочной, и роль святителя Афанасия в этом невозможно переоценить.
Вскоре после Собора епископ Александрийский занемог. Верный сподвижник Афанасий стал его преемником на Александрийской кафедре. И миряне, и пресвитеры встретили нового епископа с восторгом. Среди них был и великий авва Пахомий. Он предсказал: «Вот человек Божий, которому придется много перенести за дело истинной веры».
Мастера «черного пиара»
Поверженные ариане не простили святителю Афанасию его роли в победе Православия. Да, Церковь высказала свое соборное мнение, но есть еще так много людей, облеченных властью светской и духовной, которые не до конца приняли или не до конца поняли, что значит «Единосущный»... Пусть у еретиков нет сил противостоять сокрушительной логике и несгибаемой вере святителя, но ведь его можно оболгать и просто отстранить от участия в общественно-церковной дискуссии!.. И ариане развернули бурную деятельность по дискредитации их главного противника.
Обвинения были безумными. К примеру, подвижника обвинили в убийстве епископа Арсения, у которого святой Афанасий отсек - «дивная» подробность! - руку для волхвования! Святой Афанасий оправдался очень просто: он привел на судебное разбирательство «жертву» своего злодеяния, которая, разумеется, пребывала в добром здравии. «Видите, - не без иронии обратился святитель к своим клеветникам, - у этого человека две здоровые руки! Где же третья, которую я будто бы отрубил?». Тогда враги святителя подкупили падшую женщину, чтобы она во всеуслышание объявила, что он вступил с ней в блудную связь. Это обвинение было опровергнуто находчивым пресвитером Тимофеем. Он встал со своего места и спросил лгунью, действительно ли она обвиняет его в этом преступлении? «Конечно», - ответила женщина, показав присутствующим, что она даже не знает святителя Афанасия в лицо.
В изгнании
И все-таки противникам святого Афанасия удалось убедить императора, что если святитель и не виновен во всех тех гнусных злодеяниях, которые ему приписываются, то, во всяком случае, является человеком неблагонадежным и скандальным. Последней каплей, которая помогла противникам подвижника склонить императора на свою сторону, стало обвинение в том, что святитель якобы срывает поставки зерна из Александрии - житницы империи - в Константинополь. В 328 году святой Афанасий был сослан в далекую Галлию. Это была его первая, но, увы, не последняя ссылка. Пять раз в результате происков ариан его изгоняли с Александрийской кафедры! В изгнании он пробыл в общей сложности более семнадцати лет, но и там продолжал оставаться поборником православной веры и голосом истины.
В 361 году к власти пришел император Юлиан Отступник. Он отрекся от Христа и попытался реставрировать язычество. Юлиан вернул из ссылки всех, кто был неугоден предыдущему правителю, в надежде, что они перессорятся между собой и своими руками уничтожат христианство в империи. Но с возвращением святителя Афанасия в Александрии и окрестностях водворился мир и истинная вера восторжествовала. Юлиан, осознав свою ошибку, вновь отправил святителя в очередную ссылку. Афанасий исполнил повеление императора. Утешая свою паству, он сказал: «Не плачьте, это небольшое облачко, оно скоро пройдет». И действительно, после смерти Юлиана император Валент опять вернул святителя из ссылки. Святой Афанасий мирно отошел ко Господу 15 мая 373 года в возрасте 76 лет.
«Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, темже тя поем, Афанасие», - поется в кондаке святителю Афанасию Великому. В этих словах Церковь выразила ему признательность за сохранение и укрепление христианской веры.
Газета «Православная вера» № 09 (557)
Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/afanasijj-protiv-vsego-mira