культура: Какова цель Вашего приезда в Москву?
Игнатьев:
Подобные визиты - хорошая возможность «сверить часы» с ключевыми
партнерами. Судите сами: в течение короткого времени удалось провести
встречи с заместителем министра иностранных дел России Григорием
Карасиным - он, кстати, недавно прилетал в Тирасполь, с Дмитрием
Лоскутовым, помощником спецпредставителя президента РФ по Приднестровью
Дмитрия Рогозина. Плодотворная беседа состоялась с директором
Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенантом
СВР Леонидом Решетниковым.
Визит завершился весьма важным решением - Федеральная таможенная служба РФ и Государственный таможенный комитет ПМР заключили меморандум о взаимодействии. Практический смысл документа в том, что таможенные ведомства обеих стран в ближайшее время установят прямой обмен данными в режиме онлайн. Такой механизм позволит российским коллегам дифференцировать приднестровский экспорт от молдавского, а это, на мой взгляд, серьезнейший шаг к укреплению экономического суверенитета нашей республики. Особенно с учетом того, что молдавская продукция в России периодически подпадает под различные запреты. Ранее заложниками таких ситуаций становились и наши производители, хотя к качеству их товаров в РФ никогда не возникало претензий.
культура: Остается ли действенной международная
переговорная конструкция по урегулированию приднестровской проблемы
«5+2», включающая, кроме Молдавии и ПМР, Россию, Украину, посредника
в лице ОБСЕ и наблюдателей - Евросоюз и США?
Игнатьев: Вы верно отметили: «5+2» - это в первую очередь
схема, конструкция, и в таком качестве мы оцениваем ее как весьма
взвешенную и устоявшуюся. Формат «постоянного совещания» является
площадкой, где представлены интересы всех влиятельных игроков,
вовлеченных в урегулирование молдавско-приднестровского конфликта.
Другое дело, что любой, даже самый высокотехнологичный и совершенный, механизм не будет эффективен, если кто-то не желает использовать его по назначению.
Реальность такова, что последние годы Республика Молдова предпринимает действия, дискредитирующие переговорный процесс, подрывает договорно-правовые основы формата «5+2». С 2014-го Кишинев планомерно дискриминирует приднестровцев, развернув их уголовное преследование, создавая различного рода экономические барьеры, применяя блокадные действия в области железнодорожного и автотранспортного сообщения. В условиях, когда на одну из сторон оказывается массированное давление, трудно вести нормальный диалог. Сегодня с молдавскими властями нелегко найти понимание даже по самым деполитизированным вопросам, например, в области свободы передвижения. О скором разрешении проблем более высокого порядка говорить тем более не приходится.
Что касается народа Приднестровья, то наше общество хотело бы урегулирования по формуле «цивилизованного развода» с Молдовой и построения с ней добрососедских отношений. Мы умеем и желаем жить в мире и согласии с соседями. К сожалению, недружественные действия Кишинева и Киева создают впечатление, что в таком стремлении мы пока одиноки.
культура: Насколько опасны намерения унионистов для вашей республики?
Игнатьев: Унионизм - это традиционная часть молдавской
современной политики. В известной степени это внутреннее дело Молдовы,
соответственно, выбирать курс предстоит ее народу. Вместе с тем, не могу
не отметить, что ситуация, когда значительная часть населения настолько
разочарована в своей стране, что единственный выход из кризиса видит
в добровольном отказе от суверенитета, - это отчетливый показатель
несостоятельности и неустойчивости государства. Так, современная история
подтверждает, что в 1990-м народ Приднестровья, провозгласив
независимость, не ошибся в выборе пути. Тогда, кстати, идеи унионизма
в Молдове были на вершине массовой поддержки, и волна национализма как
раз и сыграла определяющую роль в развязанной против нас вооруженной
агрессии. Полагаю, опыт тех лет служит хорошим напоминанием о том, что
случается, когда приднестровцам против их воли пытаются что-то навязать,
будь то «унионизм», мифологизированное «европейское будущее» или
фантазии на тему «объединения с Молдовой».
Увы, в настоящее время в Кишиневе никак не просматривается политическая сила, которая бы выступала за построение с Приднестровьем добрососедских равноправных отношений, не говоря уже о признании де-юре независимости ПМР, существующей де-факто более 25 лет. Кстати, такая позиция была бы гораздо более рациональной с точки зрения объективной реальности и позволила бы на долгие годы установить стабильность во всем регионе.
культура: Какие политические и хозяйственные международные связи для ПМР, кроме российского направления, сейчас наиболее важны?
Игнатьев: Любые. Если они строятся на принципах паритетности,
взаимной выгоды и не противоречат стратегическому курсу республики на
сближение с Российской Федерацией и странами ЕАЭС. Мы - открытое
государство, открытая экспортоориентированная экономика, поэтому готовы
к конструктивному сбалансированному взаимодействию со всеми партнерами.
Следует признать, что в экономическом плане мы, к сожалению, стали
весьма зависимы от европейского рынка - не по своей воле, разумеется.
Тотальная блокада предприятий Приднестровья, проводимая Молдовой
и Украиной с 2006 года, привела к тому, что мы были вынуждены
переориентироваться на ЕС. Традиционные рынки для наших производителей -
это Россия и СНГ в целом. Сегодня мы ведем интенсивную работу по их
возвращению. Хотел бы отметить, что 19-20 мая в Тирасполе состоится
IV Инвестиционный форум, который, как мы ожидаем, станет необходимым
этапом в этом жизненно важном для нас процессе.
культура: Как развиваются дипломатические отношения
с Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом в рамках сообщества «За
демократию и права народов»?
Игнатьев: Мы выступаем за урегулирование любых противоречий за
столом переговоров - это универсальная формула. Что касается очередного
обострения ситуации вокруг Нагорно-Карабахской республики,
спровоцированного Азербайджаном, то в Приднестровье его восприняли
крайне болезненно. Народ Арцаха для нас братский, а сама республика -
союзник, во многом нас связывает общая судьба. Что такое военная
агрессия, мы, к сожалению, тоже знаем не понаслышке.
В недавнем общении с главой МИД НКР Кареном Мирзояном я выразил готовность Приднестровья оказать любую необходимую поддержку гуманитарного и политико-дипломатического характера.
Отношения с нашими друзьями - Абхазией и Южной Осетией - развиваются планомерно, мы поступательно наращиваем сотрудничество в различных сферах, находимся в прямом контакте по линии дипломатических ведомств. В текущем году запланировано подписание ряда новых договоренностей, направленных на укрепление дружественных связей.
культура: А может ли произойти в ближайшее время установление дипломатических отношений с ДНР и ЛНР?
Игнатьев: Не секрет, что ситуации на Украине уделяет повышенное
внимание международное сообщество в рамках Минских договоренностей.
Сегодня в Донбассе благодаря усилиям политиков и дипломатов установился
хрупкий, нестабильный, но все же мир. Полагаю, в подобных условиях без
достижения четких параметров стабилизации любые опрометчивые действия
могут стать потенциально опасными для полноценного урегулирования
кризиса на Юго-Востоке Украине...
культура: Вы, видимо, также держите в уме возможность агрессивной реакции со стороны Киева?
Игнатьев: Угроза действительно была, и об этом совсем недавно
сообщил президент ПМР Евгений Шевчук. Так, очень серьезные опасения
существовали один-два года назад на фоне резкого изменения позиции
официального Киева и некоторых представителей украинской политической
элиты относительно Приднестровья. В частности, стала активно
распространяться, в том числе и высокопоставленными украинскими
чиновниками, информация о некой «приднестровской угрозе», на границе
возросло количество воинских соединений ВСУ. Полагаем, здравый смысл
у наших украинских коллег возобладал, и надеемся, что со временем мы
вернемся к нормальным добрососедским отношениям.
культура: А как в республике восприняли намерение украинского правительства возвести стену на границе с Приднестровьем?
Игнатьев: Очень спокойно. Ров для нее, кстати, был выкопан всего
на несколько десятков километров, видимо, потому, что вся идея
выполняла исключительно пропагандистскую функцию для внутреннего
пользования.
культура: Возникли ли дополнительные проблемы после назначения экс-президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области?
Игнатьев: Мы не склонны связывать позицию официального Киева
с теми или иными персоналиями. Более того, думаем, что не стоит
преувеличивать полномочия регионального чиновника, приглашенного извне.
Рассчитываем, что действия и заявления руководства соседней с нами
Одесской области не будут подрывать основы трансграничных
взаимоотношений, провоцировать напряженность в обществе и создавать
проблемы для приднестровцев, среди которых, отмечу, порядка 100 000
граждан Украины.
культура: Не «раскачивает» ли последнее обстоятельство внутреннюю обстановку в ПМР?
Игнатьев: Нисколько. Приднестровье - возможно, уникальный для
современного мира пример общества, ни в коей мере не разделенного по
этническим признакам. Более того, у нас нет существенной корреляции
между национальностью, языком общения и политическими предпочтениями.
Напомню, в 2006 году состоялся всенародный референдум: более 97
процентов проголосовавших высказались в пользу независимости
и последующего свободного вхождения в состав РФ. Недавние
социологические опросы показывают, что предпочтения приднестровцев не
изменились.
В республике три языка - русский, молдавский и украинский - официально равноправны. Подобный подход на протяжении четверти века существования ПМР доказал свою эффективность. Уверен, что наш опыт межнационального согласия может успешно использоваться в других странах, испытывающих с этим проблемы, в том числе в государствах Евросоюза.
http://portal-kultura.ru/articles/russian-eurasia/134448-tsitadel-na-dnestre/