Иеросхимонах Парфений - загадочный русский подвижник, о котором писал П.В. Троицкий: «О нем мы, увы, можем вспомнить очень мало. Как много поглотило время и нерадение. А жизнь эта, законченная в единственном в мире месте, где не рождаются, а только умирают, без сомнения, могла бы украсить Афонский Патерик».
По карульскому преданию, отец Парфений принадлежал к царскому роду Романовых. В 25-м номере «Русского паломника» есть воспоминания схимонаха Макария об отце Парфении: «Личность таинственная. Слышно было, что принадлежал известной княжеской фамилии. Очень редко кого принимал в своем домике с церковкой. Часто служил Литургию, а помогал ему схимонах Зосима - карулец, который пел и читал на клиросе. Других он не допускал на свое служение.
Я все же один раз удостоился быть принятым в его домике и в беседе с ним за чашкой чая ясно увидел, что он не из простых людей. Он был подвижник и делатель умной молитвы. Его собранность чувств, его отчужденность от мира говорили сами за себя, подавая пример и нам, желающим спасаться. Его дворик с церковкой находился внизу, недалеко от моря, окруженный оградой. Дворик был нам хорошо виден с дорожкой посередине, по которой отец Парфений имел привычку ходить и тянуть четку. Почил тихо и незаметно. Какова была его жизнь, такова и кончина».
Архимандрит Херувим (Карамбелас) дает нам об отце Парфении следующую справку: «Я был наслышан о мудрости, святости и благородном происхождении последнего. Когда он открыл мне калитку своей келлии, я увидел его перед собой как символ победы над мирской славой и суетой. Аристократическая, благородная фигура, одетая в порванную рясу!.. Некоторые говорили, что, когда приближались к нему, чувствовали изумительное благоухание. У него была некая духовная устремленность, являвшаяся отблеском Божественной благодати, обитавшей в его душе. Из того, что он мне сказал, среди прочего я понял, что в Петербурге, будучи маленьким, он играл с нашим королем Георгием II».
А сообщение старца Гавриила Дионисиатского об отце Парфении таково: «В негостеприимной Каруле уже 30 лет живет отец Парфений, сын русского графа, владевшего в прикарпатских землях земельными угодьями, равными по площади целой Македонии. До того он жил в келлии святого Николая - Буразери (Белозерка) в Карее, однако стремился к более строгой аскезе. Вместо ложа он использовал пол пещеры, в которой обитал. От его рваного подрясника исходило благовоние. Он был почтен даром ясновидения. Князь и крупный землевладелец, ради любви Христовой, сделался неимущим насельником пещеры».
Надо отметить против утверждения отца Гавриила Дионисиатского, что на Каруле уже 30 лет живет отец Парфений, как будто говорит одно письмо карульких монахов к старцам Пантелеимонова монастыря от 17 февраля 1942 года: «Пишу Вам по просьбе карульских стариков их слезную мольбу о помощи. Исчезает всякая возможность существования. Нет у нас положительно ничего на Каруле, и все монастыри закрыли свои двери, дабы не расходовать своих продуктов на живущих вне монастырей. Нас осталось половина против прежних отцов, получавших кубань: Отец Феодосий (иеромонах), иеродиакон Софроний, отец Дорофей и отец Даниил умерли. Отец Савва ушел на келлию, покинул Карулю вследствие невозможности прокормиться. Отец Пантелеимон работает у вас в монастыре по той же причине.
Все, кто может работать физически, за кусок хлеба ушли работать, как отец Иоиль, отец Евграф. Отец Никодим от плохого питания заболел, распух, у него началась какая-то болезнь вроде водянки. Из получающих от монастыря кубань 8 человек: отцу Епифанию - 92 года, он почти совершенно ослеп; отцу Нифонту - 86 лет, совершенно расслабленный от старости; отцу Нилу - 79 лет, тоже крайне ослаб и немощен; отцу Николаю - 76 лет; отцу Вафусию - 70 лет».
Как видим, в письме перечислены все монахи, которые тогда жили на Каруле, и среди них нет ни отца Парфения, ни отца Никона, поэтому можно предположить, что они прибыли на Афон после Второй мировой войны из Сербии, где до этого подвизались в одном из монастырей. Оставить Сербию их, по всей видимости, заставила изменившаяся политическая ситуация в мире и в самой Сербии. Хотя можно предположить, что или они находились в числе тех, кто оставил Карулю, чтобы заработать кусок хлеба, или вышеназванное письмо (оно не подписано) писал сам отец Парфений и по скромности и смирению пропустил свое имя и имя также известного и сравнительно молодого отца Никона и перечислил только старых монахов.
Дата смерти отца Парфения не установлена.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)
http://afonit.info/biblioteka/zhitiya-afonskikh-podvizhnikov/tainstvennyj-podvizhnik-ieroskhimonakh-parfenij