Уходящий состав Священной Эпистасии вступил в свои полномочия 14 (1) июня 2015 года в составе монаха Павла Лавриота (Протэпистат), монаха Феоктиста из монастыря Дохиар (эпистат), монаха Григория из монастыря Ксенофонт (эпистат) и иеромонаха Гавриила из «канонического братства» монастыря Эсфигмен (эпистат).
Чреду правления этого состава Священной Эпистасии ознаменовал ряд важных событий, имеющих большое значение не только для внутренней жизни Афонской монашеской республики, но и для православной общественности как Греции, так и всего мира.
Одной из первых инициатив этого состава Эпистасии стало совместное заявление всех монастырей Афона против отступления от традиционных семейных ценностей и легализации однополых браков на законодательном уровне. Все монастыри Афона единодушно поддержали заявление, составленное Эпистасией и направленное от имени Священного Кинота на имя премьер-министра Греции 21 декабря 2015 г. Кинот расценил данный законопроект как отклонение (под эгидой законодательства) от принципов традиционной православной идентичности и культуры в пользу традиций, чуждых моральному кодексу греческого народа. Священный Кинот призывал правительство предать законопроект широкому обсуждению и выслушать мнение народа. Особой провокацией Кинот расценил голосование по этому законопроекту в канун Рождества Христова.
17 мая 2016 года Эпистасия от имени Кинота выступила с резкой критикой планов правительства Греции реформировать предмет религиоведения в школах Греческой республики. Представители всех обителей Афона выразили протест в открытом письме министру образования Греции Никосу Филису. Афониты категорически не согласны с планами отменить обязательное преподавание «религиозного образования» в греческих школах и переориентировать предмет с преподавания православия на изучение конфессионального разнообразия. Они полагают, что проводимые реформы станут «серьезным ударом по деликатной сфере образования». Подобный шаг правительства, по мнению святогорцев, можно расценивать как «попытку отдалить греческий народ от своих корней».
Эпистасия данного состава внимательно отнеслась к замечаниям и поправкам ряда Афонских монастырей к документам, готовящимся на рассмотрение Всеправославного собора. На основании этих замечаний Кинот подготовил итоговый документ, рассмотренный и подписанный представителями всех Афонских монастырей и адресованный Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Копии документа были также посланы Предстоятелям всех Поместных Церквей. В послании подчеркивалось, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви, инославных же следует определять как «христианские доктрины и исповедования». По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении... В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова... Только к ним могут быть отнесены слова «да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́».
В связи с этим предлагалось заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».
Также святогорцы высказали свое несогласие с тем, как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными: «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т. д.)».
Святогорцы подчеркнули, что критерием истинности веры является «сознание полноты Церкви», которое может быть выражено отдельными людьми, а не только Соборами.
Афонские монахи выразили уверенность в необходимости упомянуть в документах Всеправославного Собора о Соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».
Кроме того, святогорцы предложили включить в текст документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).
В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви и не стали поводом для раскола и разделения, «а вся полнота Церкви "едиными усты и единым сердцем" восславила Пресвятого Троичного Бога как надежду на спасение всего этого мира».
С сожалением следует констатировать факт, что данному составу Эпистасии так и не удалось направить деятельность Протатской специальной комиссии по подготовке празднования 1000-летия Русского монашеского присутствия на Афоне в русло конструктивного диалога с соответствующей комиссией РПЦ. Длительное время продолжались дискуссии относительно наименования юбилея: Протатская комиссия категорически отказывалась признавать формулу «1000-летие Русского монашества на Афоне» под тем предлогом, что представители всех народов, живущие на Афоне, являются представителями одного класса монашества - Святогорского. Со своей стороны комиссия Кинота предлагала праздновать «1000-летие духовных связей России и Святой Горы», обезличивавшее семью Русских святогорцев, как членов единого многонационального монашеского братства Афона. В результате дискуссии была выработана формула «1000-летие Русского монашеского присутствия на Афоне». Отношение уходящего состава Эпистасии к юбилею Русского монашества на Святой Горе является, пожалуй, самым большим провалом Кинота 2016 г., отнюдь не способствующим укреплению духа братского единомыслия Святогорской монашеской семьи.
С прискорбием необходимо отметить, что знаменательная дата истории Русского монашества на Афоне, являющаяся связующим звеном во взаимоотношениях Русской Православной Церкви со Святой Горой с одной стороны, и с рядом братских Поместных Церквей (Константинопольской, Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской) с другой, так и не стало общеафонским и общецерковным торжеством, как планировалось ранее, но было отмечено лишь как месточтимый праздник Русского Пантелеимонова монастыря, в отличие от юбилеев 1000-летия Великой Лавры 1963 г. и 1000-летия монастыря Ксенофонт 1998 г. Ошибки Протатской комиссии в процессе подготовки юбилея, фактически приведшие к понижению статуса празднования, вызвали нарекания со стороны Игуменов монастырей Афонской Горы в адрес Кинота и Эпистасии в частности. Тем не менее, не взирая на заявленный Кинотом «местный» статус юбилея, торжество празднования разделили Игумены и представители ряда Афонских обителей: игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем; игумен монастыря Дионисиат архимандрит Петр; игумен монастыря Пантократор архимандрит Гавриил; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Григориат архимандрит Христофор; представитель монастыря Ставроникита иеромонах Филимон; представитель монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф; представитель монастыря Хиландар иеромонах Досифей; представитель монастыря Зограф иеромонах Пимен.
Представители уходящей Эпистасии остались верными выбранной позиции даже в самые торжественные моменты юбилейных мероприятий: так, во время приветственных речей по случаю прибытия в Протат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России В. Путина Протэпистат Павел не нашел для своей пространной речи ни одного слова о юбилее Русского монашества, празднование которого было официально объявлено целью визитов высоких гостей. Также Кинот в лице высшего своего представительства не нашел возможным поздравить Русский монастырь со значимым юбилеем.
Среди событий года, истекшего под управлением этого состава Эпистасии, необходимо отметить состоявшиеся впервые в истории Афона совещания Игуменов монастырей Святой Горы, проведенные независимо от Кинота и Эпистасии, целью которых была выработка самостоятельных позиций монастырей по ряду вопросов, решение которых фактически не находило осуществления в лице уполномоченных административных органов Афона.
Нельзя обойти молчанием проблеск позитивного момента во взаимоотношениях Кинота с монастырем Эсфигмен, находящимся вне евхаристического общения со Вселенской Церковью. В 20-х числах апреля 2016 г. монастырь Эсфигмен предпринял попытку воссоединения и общения с другими монастырями Афона, однако, при этом он не был готов возобновить каноническое общение с Константинопольской Патриархией, что делает невозможным участие Эсфигмена в управлении Афоном.
Относительно допущенных уходящей Эпистасией в течение года просчетов, необходимо заметить следующее. В силу того, что состав каждой из пяти четвериц, поочерёдно вступающих в права правления, никогда не изменяется, каждой из них свойственен определенный стиль правления, принцип подхода к ведению дел и решению проблем. Не является исключением и «Лавриотская» чреда, чей подход к решению определенных вопросов был, в принципе, предсказуем, так что допущенные ею недочеты и ошибки можно «списать» на определенную, свойственную только ей, «традицию» управления. Эти ошибки можно прогнозировать, однако избежать их в существующем формате административного управления Афоном, базирующемся на положениях «Афонской конституции» 1925 года, нет никакой возможности.
Несмотря на ряд серьезных просчетов и явных ошибок, правление сдающей полномочия «Лавриотской» чреды, в целом, можно считать удовлетворительным. Особенно заслуживает уважения инициатива защиты традиционных семейных ценностей, христианской морали и религиозно-нравственных основ воспитания молодежи.
Все монастыри Афона искренне молятся о том, чтобы Господь послал вразумление вступившей в полномочия Священного Надзора «Ватопедской» четверице, одним из первых деяний которой станет определение позиции Афона по отношению к решениям Всеправославного собора, если он все же состоится в намеченные ранее сроки, не взирая на отказ участвовать в нем пяти Поместных Церквей.
И. Захаридис из Греции
специально для портала «Русский Афон»
Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)
Источник: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/ukhodyashchaya-epistasiya-itogi-goda
http://afonit.info/novosti/novosti-afona/ukhodyashchaya-epistasiya-itogi-goda