Уходящая Эпистасия - итоги года

1000-летие присутствия русского монашества на Афоне 
0
315
Время на чтение 8 минут

Священная Эпистасия Святой ГорыУходящий состав Священной Эпистасии вступил в свои полномочия 14 (1) июня 2015 года в составе монаха Павла Лавриота (Протэпистат), монаха Феоктиста из монастыря Дохиар (эпистат), монаха Григория из монастыря Ксенофонт (эпистат) и иеромонаха Гавриила из «канонического братства» монастыря Эсфигмен (эпистат).

Чреду правления этого состава Священной Эпистасии ознаменовал ряд важных событий, имеющих большое значение не только для внутренней жизни Афонской монашеской республики, но и для православной общественности как Греции, так и всего мира.

Одной из первых инициатив этого состава Эпистасии стало совместное заявление всех монастырей Афона против отступления от традиционных семейных ценностей и легализации однополых браков на законодательном уровне. Все монастыри Афона единодушно поддержали заявление, составленное Эпистасией и направленное от имени Священного Кинота на имя премьер-министра Греции 21 декабря 2015 г. Кинот расценил данный законопроект как отклонение (под эгидой законодательства) от принципов традиционной православной идентичности и культуры в пользу традиций, чуждых моральному кодексу греческого народа. Священный Кинот призывал правительство предать законопроект широкому обсуждению и выслушать мнение народа. Особой провокацией Кинот расценил голосование по этому законопроекту в канун Рождества Христова.

17 мая 2016 года Эпистасия от имени Кинота выступила с резкой критикой планов правительства Греции реформировать предмет религиоведения в школах Греческой республики. Представители всех обителей Афона выразили протест в открытом письме министру образования Греции Никосу Филису. Афониты категорически не согласны с планами отменить обязательное преподавание «религиозного образования» в греческих школах и переориентировать предмет с преподавания православия на изучение конфессионального разнообразия. Они полагают, что проводимые реформы станут «серьезным ударом по деликатной сфере образования». Подобный шаг правительства, по мнению святогорцев, можно расценивать как «попытку отдалить греческий народ от своих корней».

Эпистасия данного состава внимательно отнеслась к замечаниям и поправкам ряда Афонских монастырей к документам, готовящимся на рассмотрение Всеправославного собора. На основании этих замечаний Кинот подготовил итоговый документ, рассмотренный и подписанный представителями всех Афонских монастырей и адресованный Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Копии документа были также посланы Предстоятелям всех Поместных Церквей. В послании подчеркивалось, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви, инославных же следует определять как «христианские доктрины и исповедования». По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении... В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова... Только к ним могут быть отнесены слова «да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́».

В связи с этим предлагалось заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».

Также святогорцы высказали свое несогласие с тем, как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными: «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т. д.)».

Святогорцы подчеркнули, что критерием истинности веры является «сознание полноты Церкви», которое может быть выражено отдельными людьми, а не только Соборами.

Афонские монахи выразили уверенность в необходимости упомянуть в документах Всеправославного Собора о Соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».

Кроме того, святогорцы предложили включить в текст документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).

В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви и не стали поводом для раскола и разделения, «а вся полнота Церкви "едиными усты и единым сердцем" восславила Пресвятого Троичного Бога как надежду на спасение всего этого мира».

Комиссии Кинота Афона и РПЦ обсудили подготовку к празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне

С сожалением следует констатировать факт, что данному составу Эпистасии так и не удалось направить деятельность Протатской специальной комиссии по подготовке празднования 1000-летия Русского монашеского присутствия на Афоне в русло конструктивного диалога с соответствующей комиссией РПЦ. Длительное время продолжались дискуссии относительно наименования юбилея: Протатская комиссия категорически отказывалась признавать формулу «1000-летие Русского монашества на Афоне» под тем предлогом, что представители всех народов, живущие на Афоне, являются представителями одного класса монашества - Святогорского. Со своей стороны комиссия Кинота предлагала праздновать «1000-летие духовных связей России и Святой Горы», обезличивавшее семью Русских святогорцев, как членов единого многонационального монашеского братства Афона. В результате дискуссии была выработана формула «1000-летие Русского монашеского присутствия на Афоне». Отношение уходящего состава Эпистасии к юбилею Русского монашества на Святой Горе является, пожалуй, самым большим провалом Кинота 2016 г., отнюдь не способствующим укреплению духа братского единомыслия Святогорской монашеской семьи.

С прискорбием необходимо отметить, что знаменательная дата истории Русского монашества на Афоне, являющаяся связующим звеном во взаимоотношениях Русской Православной Церкви со Святой Горой с одной стороны, и с рядом братских Поместных Церквей (Константинопольской, Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской) с другой, так и не стало общеафонским и общецерковным торжеством, как планировалось ранее, но было отмечено лишь как месточтимый праздник Русского Пантелеимонова монастыря, в отличие от юбилеев 1000-летия Великой Лавры 1963 г. и 1000-летия монастыря Ксенофонт 1998 г. Ошибки Протатской комиссии в процессе подготовки юбилея, фактически приведшие к понижению статуса празднования, вызвали нарекания со стороны Игуменов монастырей Афонской Горы в адрес Кинота и Эпистасии в частности. Тем не менее, не взирая на заявленный Кинотом «местный» статус юбилея, торжество празднования разделили Игумены и представители ряда Афонских обителей: игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем; игумен монастыря Дионисиат архимандрит Петр; игумен монастыря Пантократор архимандрит Гавриил; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Григориат архимандрит Христофор; представитель монастыря Ставроникита иеромонах Филимон; представитель монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф; представитель монастыря Хиландар иеромонах Досифей; представитель монастыря Зограф иеромонах Пимен.

Патриарх Кирилл в Протатском храме, май 2016

 

Представители уходящей Эпистасии остались верными выбранной позиции даже в самые торжественные моменты юбилейных мероприятий: так, во время приветственных речей по случаю прибытия в Протат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента России В. Путина Протэпистат Павел не нашел для своей пространной речи ни одного слова о юбилее Русского монашества, празднование которого было официально объявлено целью визитов высоких гостей. Также Кинот в лице высшего своего представительства не нашел возможным поздравить Русский монастырь со значимым юбилеем.

Среди событий года, истекшего под управлением этого состава Эпистасии, необходимо отметить состоявшиеся впервые в истории Афона совещания Игуменов монастырей Святой Горы, проведенные независимо от Кинота и Эпистасии, целью которых была выработка самостоятельных позиций монастырей по ряду вопросов, решение которых фактически не находило осуществления в лице уполномоченных административных органов Афона.

Нельзя обойти молчанием проблеск позитивного момента во взаимоотношениях Кинота с монастырем Эсфигмен, находящимся вне евхаристического общения со Вселенской Церковью. В 20-х числах апреля 2016 г. монастырь Эсфигмен предпринял попытку воссоединения и общения с другими монастырями Афона, однако, при этом он не был готов возобновить каноническое общение с Константинопольской Патриархией, что делает невозможным участие Эсфигмена в управлении Афоном.

Относительно допущенных уходящей Эпистасией в течение года просчетов, необходимо заметить следующее. В силу того, что состав каждой из пяти четвериц, поочерёдно вступающих в права правления, никогда не изменяется, каждой из них свойственен определенный стиль правления, принцип подхода к ведению дел и решению проблем. Не является исключением и «Лавриотская» чреда, чей подход к решению определенных вопросов был, в принципе, предсказуем, так что допущенные ею недочеты и ошибки можно «списать» на определенную, свойственную только ей, «традицию» управления. Эти ошибки можно прогнозировать, однако избежать их в существующем формате административного управления Афоном, базирующемся на положениях «Афонской конституции» 1925 года, нет никакой возможности.

Несмотря на ряд серьезных просчетов и явных ошибок, правление сдающей полномочия «Лавриотской» чреды, в целом, можно считать удовлетворительным. Особенно заслуживает уважения инициатива защиты традиционных семейных ценностей, христианской морали и религиозно-нравственных основ воспитания молодежи.

Все монастыри Афона искренне молятся о том, чтобы Господь послал вразумление вступившей в полномочия Священного Надзора «Ватопедской» четверице, одним из первых деяний которой станет определение позиции Афона по отношению к решениям Всеправославного собора, если он все же состоится в намеченные ранее сроки, не взирая на отказ участвовать в нем пяти Поместных Церквей.

И. Захаридис из Греции
специально для портала «Русский Афон»

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Источник: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/ukhodyashchaya-epistasiya-itogi-goda

http://afonit.info/novosti/novosti-afona/ukhodyashchaya-epistasiya-itogi-goda

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

И. Захаридис
Все статьи И. Захаридис
1000-летие присутствия русского монашества на Афоне
Удар США по вселенскому Православию
О назначении прозападного Мициалиса на пост губернатора Афона и попытках США изолировать Русскую Церковь
22.12.2023
Монастырь, который скоро снова возсияет вновь
Зимние именины в особой благодати возрождающейся обители
20.12.2023
«Афон. Год вечности»,
премьера фильма
19.09.2022
«Где ты, Адам», фильм и создатели.
Так Афон и жизнь монахов ещё не показывал никто
02.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16