Профессия и призвание

Новости Москвы 
0
320
Время на чтение 8 минут
VN0-1LKNEFo.jpg

Церковь называют духовной врачебницей, а есть ли общее между трудом врача и служением священника? Об этом по собственному опыту может рассказать человек, совмещающий оба этих призвания. Клирик церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба протоиерей Алексий Борискин является председателем новгородского Общества православных врачей и руководителем Сестричества милосердия во имя святой благоверной княгини Анны Новгородской, а также действующим врачом - оториноларингологом в Областной детской клинической больнице и заведующим курсом Оториноларингологии ИМО НовГУ.  «Первое время я даже заговаривался и на исповеди спрашивал: "На что жалуетесь? " А в больнице: "В чем каетесь? "» - рассказывает он.

Отец Алексий, как для Вас проходили выбор профессии врача и знакомство с верой?

- Нельзя сказать, что к медицине я испытывал большой интерес, - у меня в семье не было медиков. Но родители с детства говорили: «Хорошо, если бы Леша стал врачом». В выпускных классах школы с выбором профессии я определился окончательно. Тогда у нас были курсы по разным профессиям, я выбрал медицину и понял, что это действительно интересно.

В институт поступил со второго раза, год работал санитаром в детском травмпункте. ЛОР-специальностью заинтересовался только на пятом курсе, посещал студенческое научное общество, параллельно узнал, что в Новгородской детской областной больнице нужен врач-оториноларинголог. Встретился с Юрием Александровичем Долиной, который был тогда заведующим детским ЛОР-отделением в Новгороде. Он окончательно убедил меня, что ЛОР-врач - самая лучшая специальность на свете и что, в отличие от взрослых, дети - самые благодарные пациенты и общение с ними позитивно сказывается на внутреннем мире врача. Интернатуру я уже проходил в детской областной, там и остаюсь по сегодняшний день.

Я не был с детства крещен, и знакомство с христианством произошло у меня через рок-оперу «Иисус Христос - супер-звезда», которую в конце 80-х мы смотрели на первых видеомагнитофонах. Через нее я узнал евангельскую историю, и на этой волне мне захотелось осознанно сходить в храм. Там я получил нагоняй от местных бабушек: не так стою, не так молюсь... И подумал тогда, что вряд ли приду сюда еще раз.

Но душа все равно чего-то искала. Особую роль снова сыграла рок-музыка, теперь «Русский альбом» группы «Аквариум» помог мне еще раз прийти в храм. Тогда, во время учебы в Петербурге, в моем круге общения появились воцерковленные люди, которые объяснили, что такое крещение, для чего оно нужно, как к нему подготовиться. Я сходил на катехизаторскую беседу со священником, прочитал Евангелие, постился Великий пост, и после Пасхи крестился. Как сейчас помню, это было 9 мая 1993 года.

А как произошло Ваше становление в качестве врача-священника?

- Когда был студентом и приезжал на каникулы в Новгород, то приходил на службы в храм святых Бориса и Глеба, где многие мои друзья были алтарниками. Отец Олег, который и по сей день является настоятелем этого храма, всегда был очень расположен к общению с молодежью. Мы все принимали участие в богослужении, пели, читали, пекли просфоры, куда-то вместе ездили. Все это меня вдохновило, и я тоже стал алтарничать.

Как-то на одной из праздничных служб отец Олег представил меня архиерею со словами: «Вот у нас есть врач, постоянно заставляет меня ходить в свою больницу крестить больных детей. Им бы туда своего капеллана надо!» И где-то через полгода, на праздник святых Бориса и Глеба в 1999 году, на всенощной я предупредил  отца Олега, что у меня завтра рабочий день, операции, и на литургии я быть не смогу. «Очень жаль», - только и ответил отец Олег. Утром я пришел в больницу пораньше, выполнил основную работу, а остальную перенес на потом, так что к 10 часам все-таки успел на архиерейскую службу.

 В тот день владыка рукоположил меня во диаконы. А через месяц, на праздник преподобного Варлаама Хутынского, - во  пресвитеры.

 

u20160224-2.jpg

 

Что общего в служении священника и врача?

- Во-первых, и там и тут ты помогаешь ближним. К священнику люди обращаются за духовной поддержкой, за помощью, как им найти Бога. К врачу обращаются за помощью для того, чтоб справиться с болезнью. Врач несет в себе медицинские знания, священник - духовный опыт Церкви. И в храме, и в больнице люди ищут исцеления, помощи и поддержки.

Во-вторых, в плане организации. В больнице люди приходят в приемный покой с жалобами. Доктор их выслушивает, назначает лечение, при необходимости госпитализирует, проводит операции. В храме очень похоже: на исповеди прихожане подходят с вопросами и проблемами, а священник совершает для них церковные обряды и Таинства. Первое время я даже заговаривался и на исповеди спрашивал: «На что жалуетесь?» А в больнице: «В чем каетесь?»

Так что много общего. Ведь человек - это единое целое, и врачевать душу и тело тоже надо сообща. Священник должен обладать минимальными медицинскими и психологическими знаниями, чтобы суметь правильно помочь тому, кто пришел к нему за помощью. И врач может многому научиться в Церкви, чтобы и другим помочь, и самому не сломаться, постоянно находясь в состоянии стресса, ведь работа с больными людьми - это постоянный стресс!

Для вас из этого что больше профессия, а что - призвание?

- Конечно, служение Богу в Церкви - это не профессия. Но и врачевание - тоже не просто ремесло. Более пятнадцати лет я пытаюсь совместить в своей жизни эти два служения, но понимаю, что постоянно и там, и там недорабатываю. Когда-то передо мной стоял выбор: Церковь или медицина. Раньше я весьма тяготился (и до сих пор еще не привык!), что везде опаздываю и везде мной недовольны коллеги. Это меня всегда несколько угнетало, но ободрял старый рыцарский девиз: «Делай, что должен, и будь что будет!».  Я очень полюбил богослужение и понимал, что от той благодати, которую получаю в Церкви, добровольно не откажусь. При этом я не считал себя вправе и отказаться помогать людям в больнице, имея любовь к своей специальности и достаточные профессиональные навыки. Поэтому так до сих пор и делаю одновременно два дела.

Но последнее время стало легче, прямо как в поговорке: «Первые десять лет всегда трудно, потом привыкаешь». И теперь храмы открыты прямо в больницах!

Сколько больничных храмов в городе?

- Сейчас у нас пять действующих больничных храмов: в Областном онкологическом диспансере - храм  иконы «Скоропослушница», в Центральной городской клинической больнице в 1-й клинике (бывшая «Азот») - храм святых Космы и Дамиана, во 2-й клинике (бывшая ЦРБ) - храм преподобного Варлаама Хутынского, в Детской областной больнице  - храм святых Веры, Надежды, Любови и Софии, и в Областном наркодиспансере «Катарсис» (здание бывшего Деревяницкого монастыря) - храм иконы «Неупиваемая Чаша». Еще есть часовня в Областной психиатрической больнице. И во многих других больницах священники  совершают богослужения прямо в холлах или столовых, проходят в палаты к лежачим пациентам.

 

20460264833_43d65b69ac_b.jpg

 

Надеюсь, что со временем храмы, где будут совершаться регулярные службы, появятся во всех больницах. Это очень нужно и для пациентов, и для медицинских работников.

Как в Новгороде появилось Общество православных врачей, куратором которого Вы являетесь?

- По всей России с начала 90-х было движение православных врачей, которое пыталось осмыслить этические вопросы в медицине (отношение к абортам, эвтаназии, репродуктивным технологиям, коммерциализации  здравоохранения и др.). В 2007 году в нашу епархию пришло приглашение на Всероссийский учредительный съезд православных врачей. Владыка Лев благословил меня съездить, посмотреть, что это такое. Там я увидел, что в нашей стране есть много искренне верующих врачей, врачей-священников - тех, которые раньше были врачами, а теперь несут свое служение в Церкви, а также тех, кто совмещает оба служения.

Общество православных врачей - это хорошее начинание, которое объединяет медицинских работников и помогает посмотреть с духовной точки зрения на разные стороны нашей профессиональной деятельности. Вернувшись со съезда, я пригласил верующих коллег собраться в храме после службы. Мы стали регулярно встречаться, беседовать, обсуждать актуальные темы.

Постепенно к Обществу присоединились медицинские сёстры, друзья врачей, жены и мужья врачей. Так через несколько лет из нас выделилось движение добровольцев и сестер милосердия.

 

u20160224-3.jpg

 

В феврале исполнилось четыре года, как создано Сестричество милосердия во имя святой Анны Новгородской. Какую помощь оказывают его участники? И как можно стать сестрой милосердия?

- Пять лет назад в нашей епархии был с визитом председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он первый после перестройки, еще в 1990-м году, организовал в Москве училище для сестер милосердия. Мы решили перенять этот опыт. К тому времени в Новгороде при 1-й городской больнице уже были свои добровольцы, которые оказывали милосердную помощь нуждающимся пациентам, были и прихожане нашего храма, ухаживавшие за пациентами психоневрологического интерната. Но все это было неофициально и иногда встречало непонимание медицинских работников. Не будем забывать, что больница  и интернат - это учреждения со строгим санитарно-эпидемиологическим режимом, и просто так туда не попадешь.

Мы решили на базе Медицинского колледжа организовать курсы младшего медицинского персонала: дать людям минимальные знания по уходу за больными, чтобы они имели право надеть белые халаты и не были в больницах посторонними. Также необходимо было научить добровольцев и основам нашей веры, так как до сих пор многие прихожане имеют весьма отвлеченные понятия о Православии.

В первом наборе слушателей курсов был 24 человека, приходилось заниматься двумя группами. Следующие годы мы набирали только по одной группе, но каждый раз не менее десяти-двенадцати слушателей. В этом году уже состоялся пятый выпуск.

По благословению митрополита  Льва небесным покровителем сестричества милосердия была выбрана новгородская святая - княгиня Анна, которая сама была многодетной мамой, много потрудилась на благо земли Новгородской, помогала сиротам и страждущим. На день ее памяти мы совершаем чин посвящения новых сестер: во время богослужения архиерей читает молитву о  том, чтобы Господь даровал людям, осуществляющим милосердное служение, силы с любовью ухаживать за болящими. Сестрам, успешно закончившим курсы, вручаются специальные сертификаты за подписью ректора НовГУ и митрополита Новгородского и Старорусского, а также надеваются косыночки с красным крестом.

Членами сестричества могут стать совершеннолетние прихожане православных храмов, которые зарекомендовали себя ответственными добровольными помощниками в церковном социальном служении и успешно закончили курсы сестер милосердия.

Сестры милосердия оказывают помощь по уходу за одинокими пациентами, находящимися в социальных и медицинских учреждениях, проводят духовно-нравственные мероприятия как для персонала, так и для пациентов, помогают священнослужителям в совершении богослужений и треб. Другим, не менее важным направлением деятельности сестричества является помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Например, выпускникам детских домов, одиноким мамам с детьми, инвалидам и одиноким пожилым людям. Сестры милосердия совершают служение добровольно и безвозмездно.

Как отражается опыт христианина в его служении в больнице? Что помог изменить, приобрести, перенять в профессию медика духовный опыт?

- Думаю, это отношение к пациенту как к ближнему. Не просто как к человеку, который для тебя лишняя головная боль и проблема. Пациент -  это не какая-нибудь деталь, которую ты пришел на завод выточить на станке, а образ и подобие Божие, и при этом нуждающийся в твоей помощи! Конечно, трудно об этом помнить всегда. Но если попробовать отнестись к кому-то повнимательнее, то увидишь, что это и тебе самому приносит радость!

В основе материала -
публикация сайта Новгородской епархии

http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/24976/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16