Я хотела найти в России богатую духовность и нашла ее

Бывший СССР 
0
336
Время на чтение 7 минут

Предлагаем вниманию читателей «Прихожанина» интервью нашего постоянного автора - Людмилы Листовой с американским психологом, православной христианкой Элизабет Гассин. Элизабет приняла Православие в сознательном возрасте. О причинах ее выбора, американском менталитете и отношении к России - эта беседа.

Она совсем не была похожа на типичных американок, какими мы привыкли видеть их в фильмах. И если бы мне не сказали, что эта молодая, русоволосая, скромно одетая женщина со спокойным ясноглазым лицом, лишенным косметики, - иностранка, я приняла бы ее за нашу прихожанку. Здесь, в иркутском Михаило-Архангельском храме, мы с нею и познакомились.

Итак, жительница Чикаго Элизабет Гассин по американской программе обмена учеными преподавала в Иркутском университете психологию. Жила на квартире, посещала как верующая православные храмы, ходила в музеи, знакомилась с людьми.

- Элизабет, расскажите, пожалуйста, для начала о себе.

Троицкий собор в Чикаго

- Я родилась в Чикаго, но выросла в Калифорнии. Трудности жизни - мама умерла, когда мне было три года - уже в 10-11 лет привели меня к вере. И, в общем-то, довольно долго я была, как у нас говорится, счастливой протестанткой.

В 80-х годах начала интересоваться Россией. Читала Достоевского (это мой любимый русский писатель), занималась проблемой нравственного воспитания в СССР. У вас, на мой взгляд, была очень неплохая система такого воспитания. Широкое, всестороннее образование, народные традиции... В 1992 году я начала изучать ваш язык. Мне захотелось познать христианский дух России, изучить Православие. Стала ходить в Троицкий православный собор, что в Чикаго, читать книги. И вот однажды в 1996 году, в один прекрасный день, я вдруг осознала, что стану православной. Через год по приглашению Московского педагогического психологического института побывала в России. Здесь с удовольствием посещала церковь имени Святителя Тихона в Клину. Познакомилась с настоятелем, отцом Анатолием. В этом небольшом храме очень сердечная обстановка, и по своему духу тамошний приход напоминает ваш Михаило-Архангельский. В летний отпуск я попросила у отца Анатолия волонтерской работы, он направил меня в детский православный лагерь. Научилась чистить картошку ножом (у нас это делается иначе), помогала на кухне, общалась с детьми. Так я все дальше уходила от протестантизма и наконец решила, что мне нужно по-настоящему перейти в православную веру. Вернувшись домой, обратилась к владыке Иову, епископу Чикагскому и Среднего Запада. Потом несколько месяцев была «оглашенной», то есть готовилась - читала литературу, общалась с православными священниками и прихожанами. И вот на праздник Вознесения через миропомазание присоединилась к Православной Церкви.

- А где вы работаете в Чикаго?

- По вашей структуре должностей я доцент, работаю в маленьком частном протестантском университете, преподаю психологию.

- Пока вы не побывали в нашей стране, каким было Ваше впечатление о ней? Изменилось ли оно после приезда в Россию?

- Я хотела найти в России богатую духовность и нашла ее. Но не ожидала мелких трудностей жизни: то не было воды, летом у вас холодно. Многое удивляло, светло даже в час ночи - я была в Санкт-Петербурге в пору белых ночей. Не ожидала и такого горячего гостеприимства. В Америке есть стереотип: бедные русские. А я увидела, что ваши люди очень щедры, искренни, встречают от души, угощают, преподносят подарки.

- Как в США относятся в Православной Церкви?

Восстановленный собор Богоявления

- У нас многие мало или вообще ничего о ней не знают. Когда я была протестанткой, все было ясно, а теперь мне приходится все объяснять. Часто путают Православие с католичеством.

- Демократия, на мой взгляд, противоречит любой религии, так как предполагает если не абсолютную свободу личности, то большую ее независимость. В том числе и независимость от христианских, а часто и нравственных ценностей. Верующий же подчинен определенным правилам и верен своему Богу. Но у нас в России, как ни парадоксально, именно перестройка на демократический лад дала послабление религии. На Ваш взгляд, демократия в Соединенных Штатах помогает или мешает вере?

- Помогает, когда человек может свободно сделать выбор. С другой стороны, у нас ярко выраженное отделение церкви от государства, и это способствует тому, чтобы люди были неверующими. Иногда разделение так строго, что государство не только не способствует религии, но и борется против нее. У нас были, например, споры, можно ли платить стипендию студентам, обучающимся в частных религиозных учебных заведениях. Некоторые считали это формальной помощью религии. И все же конгресс в конце концов принял положительное решение. Впрочем, каждый штат имеет определенную независимость относительно государства, и в разных штатах проблемы могут решаться по-разному. Если же законы двух штатов противоречат друг другу, можно обратиться в Вашингтон, и там решат, кто прав.

- Элизабет, в Америке много верующих?

- Около 90 процентов населения имеют какую-то религиозную ориентацию.

- Преимущественно?

- Наверное, протестанты, каковыми были первые европейские колонизаторы. И много католиков.

- Американцы прямо так и говорят: колонизаторы?

- Это слово не имеет негативного оттенка, как в русском языке.

- Оскудение любви, о котором предупреждал нас Христос, в России обрело, например, совершенно конкретную форму в виде множества неполных семей, дети растут сиротами при живых родителях. У вас есть такое понятие: мать-одиночка?

- Увы, и у нас так называемая «холостая мать» - очень распространенное явление.

- И государство как-то помогает таким женщинам?

- Да, они получают пособие, на которое можно жить очень скромно. Впрочем, в школах бесплатно кормят всех бедных детей.

- Теперь я хочу задать вам вопрос как специалисту по психологии. Несколько лет назад прорвавшийсяна наши книжные полки Зигмунд Фрейд вызвал большой интерес и споры среди российской интеллигенции. Сейчас, уже с точки зрения православного человека, многие его рассуждения представляются мне настоящим ядом для души. А как вы к нему относитесь?

- По моему личному мнению, Фрейд иногда был прав. Он говорил о важности ранних отношений между ребенком и матерью, накладывающих отпечаток на всю жизнь. Иногда мы сознательно защищаем себя, скажем, к моей жизни это подходит. В чем-то, думаю, он и неправ. Зачастую он работал с больными людьми.

- ...А выводы делал для здоровых?

- Да-да. Что касается общего мнения, в Америке есть сторонники Фрейда, большинство же психологов считает, что иногда он писал мудро, но многие из его идей просто не подходят к современному миру.

- В вашей жизни случались какие-то чудесные события, которые вы связываете с Божиим Промыслом?

- Самое большое чудо, что после всех страданий, которые мне пришлось вынести, я более или менее нормальный человек.

- Виртуальная реальность стала часть жизни современного человека, а в некоторых случаях и подменила собой жизнь реальную. В Америке развитие информационных технологий идет быстрее, чем в России, но некоторые верующие считают компьютеризацию общества духовно вредным явлением.

- Я понимаю, о чем вы говорите. Компьютер обезличивает, это очень опасное средство, но ведь и Сам Господь, если так можно выразиться, работает в опасной области. Виртуальная реальность - это бесспорно страшно, теперь уже можно дистанционно ставить свечи на Афоне, не выходя из дома, присутствовать на богослужении. Но именно с помощью компьютера я сама пришла к Православию. Через интернет познакомилась с девушкой, ушедшей от протестантов в Православную Церковь, она и помогла мне сделать правильный выбор.

- Как вы думаете, в чем смысл жизни?

- Он заключается в исполнении заповедей Христа: любить Бога и ближних.

- Ваше представление о счастье?

- Спокойствие, любовь и мир в душе. Искреннее общение с Богом, православными братьями и сестрами.

- Лиза, представление о менталитете другого народа часто складывается из каких-то неуловимых нюансов, мелких деталей. Я видела множество американских фильмов, и меня в них всегда поражает вот какой момент: скажем, герою оторвало руку, он истекает кровью, а героиня склоняется к нему и спрашивает: «are уоu о'кеу?» («Ты в порядке?» - Англ.Л.Л.). Причем, это «areуоu о'кеу?» говорится часто и по совершенно различным по важности поводам - пролил ли кто-то кофе на брюки или хоронит любимого человека. И я всегда чувствую: здесь какая-то тайна менталитета, тайна отношений, которая русскому человеку непонятна.

- Вопрос для меня интересный и совершенно неожиданный. То, что вы говорите, правда, но я никогда не задумывалась об этом. Сейчас я попытаюсь взглянуть вашими глазами. Дело здесь, наверное, вот в чем. У нас в обществе очень развит культ независимости. Каждый человек - как остров со своим флагом. И этим нашим «are уоu о'кеу» мы словно испрашиваем разрешения переступить границу и только тогда что-то предпринимать: спасать, помогать или извиняться.

- У нас и пословица есть: «Где родился, там и пригодился». А с чем у вас ассоциируется понятие Родины?

- С Россией.

- Не поняла...

- С Россией. Наверное, потому что она - оплот Православия, а я стремлюсь к нему всей душой. Так бы и не уходила из храма... Возможно, когда-нибудь стану монахиней. У вас, русских, я чувствую особую привязанность к земле, родному дому. В Штатах не так, там люди больше перемещаются, путешествуют, и их любовь скорее рациональна - любят Америку, потому что она безопасна.

Беседовала Людмила ЛИСТОВА.

Печатается в сокращении.

Впервые интервью было опубликовано в газете «Верую!», Иркутск

http://prihozhanin.msdm.ru/home/pogovorit/1571-ya-khotela-najti-v-rossii-bogatuyu-dukhovnost-i-nashla-ee.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45