Для тех, кому это имя не знакомо отметим, что Стивен Уильям Хокинг является профессором математики, физиком-теоретиком и известнейшим в мире популяризатором науки. Указанный новый британский фильм придает его незаурядной жизни еще большего драматизма, а главному герою - популярности.
Не умаляя заслуг этого ученого, хочется отметить тот факт, что он - атеист, а его популярность - это популярность его идей, отрицающих существование Бога. Фильм «Теория всего» не впервые выводит имя Стивена Хокинга на экраны. В свое время телеканал Discovery снял научно-популярный сериал «Великий Замысел по Стивену Хокингу», основанный на его одноименной книге. Кроме того, комментарии этого физика фигурируют и в других фильмах этого же канала, таких как «Как устроена Вселенная» или «Curiosity». Нужно отметить также тот факт, что все наши отечественные атеисты знают и читают книги Хокинга, а посредством информации, предоставляемой этим ученым, верующих людей выставляют непросвещенными мракобесами.
Но далеко не все так однозначно. И обо всем по порядку.
Нужно оговорить, что Церковь никоим образом не отрицает науку, а соответственно, и модель Вселенной Птолемея, принятая ранее, либо последовавшая за ней модель Николая Коперника также являются допустимыми и для современных богословов, ведь никто не собирается прятать рай и ад за «неподвижными» звездами.
Труды Хокинга дают понять, что его восприятие Бога является скорее эллинским, чем христианским. Создатель в книгах представлен в человеческом образе, со всеми вытекающими отсюда недостатками и ограниченностью: «Изучение черных дыр показывает, что Бог не только играет в кости, но и иногда обманывает нас»(1).
«Законы это дело рук божьих. Однако это есть ни что иное, как определение Бога, являющегося воплощением законов природы»(2), - данная цитата ясно свидетельствует, что Стивен Хокинг не особо вникает в теологию и не дифференцирует религиозные системы, фактически уравнивая моно- и пантеизм. Складывается впечатление, что чудом выдающийся физик считает изначально необъяснимое, но естественное и постоянное явление природы, которое впоследствии посредством развития науки уже перестает быть столь необычным, а соответственно - не нуждается во вмешательстве Бога как движущей и основополагающей силы. В качестве примера Хокинг описывает изначальное и последующее понимание ученых такого явления, как движение планет Солнечной системы по своим орбитам: «Даже Ньютон, в некотором роде, верил в чудеса. Он думал, что орбиты планет могли быть не стабильны, потому что гравитационное притяжение одной планеты к другой могло вызвать нарушение орбит, которое увеличиваясь со временем, могло иметь результатом как падение планет на солнце, так и выбрасывание их за пределы солнечной системы. Бог, полагал он, должен постоянно регулировать орбиты»(3). Однако через некоторое время появился Лаплас, который сумел объяснить, что описанное в цитате гравитационное притяжение есть не что иное, как периодические явления определенного цикла жизни Солнечной системы, и что она сама восстанавливает орбиты, следовательно, уже не нуждается в коррекции со стороны Бога. Данное описание чуда не согласуется с христианским пониманием и вводит неискушенного читателя в ложное видение последнего.
Хокинг настаивает на том, что существование Творца не является адекватным решением для современной науки. Основным ответом в сфере признания «очевидного чуда» тонкой настройки Вселенной для ученого является мультивселенная - новое изобретение современной науки. Данная идея заключается в том, что все количественное разнообразие сценариев развития мира равняется такому же количеству Вселенных, в которых данные сценарии воплощены.
Стивен Хокинг, отрицая существование Бога, не раз предлагает различные ложные альтернативы. Одной из них является теория о мультивселенной. С теоретической, философской точки зрения, Бог все же мог создать множество Вселенных, но концепция мультивселенной сама по себе не исключает существование Бога. Несмотря на другие Вселенные, в нашей Вселенной физические константы отрегулированы так, что они сделали возможным существование жизни на Земле. Они могли бы быть иными, поэтому теория мультивселенной в любом случае не исключает существование Бога, воспринимаемого нами в нашей Вселенной.
С теорией мультивселенной Хокинг выходит за границы науки в область философии, смерть которой он провозгласил в своих книгах. По этому поводу профессор математики и астрономии Лондонского университета королевы Марии Бернард Карр пишет: «Все космологические модели строятся благодаря преумножению результатов наблюдений, благодаря некоему философскому принципу»(4).
Один из противников теории мультивселенной британский физик-теоретик Джон Полкинхорн отмечает: «Давайте признаем эти гипотезы тем, чем они являются на самом деле. Они - не физика, но в самом строгом смысле - метафизика. Нет никакого научного основания для того, чтобы верить в ансамбль Вселенных. По построению эти и другие миры непостижимы для нас. Возможное объяснение равной интеллектуальной респектабельности и, на мой взгляд, большая бережливость и элегантность - будет заключаться в том, что все, что существует, является таковым, потому что это творение воли Творца, который решил, что так оно и должно быть»(5).
Несмотря на массу атеистических идей Хокинга, в его работах все же можно найти мысли, предполагающие существование Бога. Однако они исходят не из мистического и жизненного опыта или же из каких-либо логических умозаключений, а от того, что современная наука не в состоянии заглянуть в сам момент Большого взрыва и за него, нет, также, всеобъемлющей теории, о которой уже упоминалось. Именно за временными границами, необъяснимыми для физики, Хокинг ставит Бога, но отрицает какое-либо дальнейшее Его вмешательство: «Бог должен был решить, каким быть началу Вселенной и каким законам ей подчиняться, но с возникновением Вселенной его вмешательство прекратилось»(6).
Принятая во всем научном мире теория Большого взрыва говорит о том, что история Вселенной началась в некой точке с бесконечной плотностью и массой, называемой сингулярностью. В этой теме Хокинг иногда проявляет деистические (7) воззрения, выражающиеся в следующем утверждении. Возвращаясь к теме деизма, мы находим у Стивена Хокинга следующее утверждение: «В точке большого взрыва и в других сингулярностях нарушаются все законы, а поэтому за Богом сохраняется полная свобода в выборе того, что происходило в сингулярностях и каким было начало Вселенной»(8).
Несмотря на приведенные выше цитаты, сам физик не верит даже в существование трансцендентного миру Бога, он верит в науку, которая рано или поздно вытеснит Творца из всех уголков Вселенной. Хокинг больше склоняется к вере в свою гипотезу о безграничности пространства-времени, нежели к вере в деистического Создателя: «Однако если нечто вроде предположения безграничности верно, ситуация была бы совершенно иной. В этом случае законы физики выполнялись бы даже при возникновении Вселенной и Бог не имел бы свободы выбора начальных условий»(8).
Также нужно отметить, что свои мысли Стивен Хокинг высказал в интервью ВВС в 1992 году в радиопередаче «Диски необитаемого острова». К слову, руководство компании даже увеличило время эфира. Прямого заявления о своих атеистических взглядах физик не делал, однако дал ясно понять, что его приверженность науке пересиливает его веру в Создателя.
Из сказанного видно, что Стивен Хокинг, желая приспособить науку к своим антирелигиозным идеям, часто, сам того не замечая, выходит за границы собственной компетенции и науки в спекулятивный мир метафизики. Физика строится прежде всего на эксперименте, но Бог выше эксперимента. Нежелание видеть очевидную ограниченность науки, построенную лишь человеческим разумом, привело Хокинга к помещению веры в эту же науку и созданию околонаучных теорий философского характера. Причины такой позиции можно видеть в словах апостола Павла: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). Это не значит, что знание не нужно, но без любви и веры оно лишь удаляет человека от Создателя.
Протоиерей Владимир Долгих
Примечания:1. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. С. 35.
2. Хокинг С., Млодинов Л. Великий замысел. СПб.: Амфора, 2004. С. 49.
3. Там же. С. 50.
4. Carr Bernard, Universe or Multiverse? New York: Cambridge University Press, 2007. Р. 487.
5. Polkinghorne John Charlton. One World: The Interaction of Science and Theology. Templeton: Templeton Foundation Press, 2007. Р. 95.
6. Хокинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. СПб.: Амфора, 2001. С. 85.
7. Деизм- религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому, бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий (Философский энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1983 г.
8. Хокинг С. Черные дыры и молодые Вселенные. - СПб.: Амфора, 2004. - С. 38.
http://pravlife.org/content/vselennaya-ateista-ili-nauchnaya-vera-stivena-hokinga