Почему молодежь уходит в радикальный ислам?

0
728
Время на чтение 6 минут

Широкий резонанс в СМИ получила история Варвары Карауловой - студентки второго курса философского факультета МГУ, которая приняла ислам и отправилась в Сирию, чтобы воевать в рядах Исламского государства (запрещенного в России). То, что стало реальностью для Европы уже несколько лет назад, когда сотни молодых людей из разных стран были завербованы в экстремистские исламские организации, похоже, пришло и в Россию. О причинах роста увлеченности радикальным исламом во всем мире и о том, как предотвратить повторные случаи вербовки эмиссарами ИГ адептов в России, мы поговорили с Евгением Сатановским, российским востоковедом, президентом центра «Институт Ближнего Востока».

- Евгений Янович, что, на Ваш взгляд, привлекает российскую молодежь в радикальном исламе?

- Ясность, простота, неформальность, отсутствие бюрократии, а также кажущееся отсутствие связи с коррумпированной властью. Религия, куда уходят молодые люди, - это, как правило, религия не просто негосударственная, но очень часто преследуемая государством, или не имеющая с ним никаких отношений, или совсем антигосударственная. В поисках справедливости романтичная молодежь идет туда, где, как ей кажется, эта справедливость присутствует, и это в том числе радикальные исламистские группировки. Последние вполне успешно пользуются тем, что обюрократизировавшаяся и заворовавшаяся элита толкает молодежь к ним прямо в руки.

- А почему именно радикальный ислам, что в нем такого привлекательного?

- На сегодняшний день активным прозелитизмом занимается, главным образом, радикальный ислам. Денег там много, есть хорошие технологии, работают очень хорошие специалисты по PR.

Очень тесно связанный с государством исламский официоз тем и плох, что он связан с властями. Там мало харизматичных молодых людей, эти люди малограмотны, им зачастую не хватает качественной богословской подготовки, поскольку у нас выбивали любую грамотную религиозную элиту, в том числе и исламскую, в течение всего советского периода. Остались еще засевшие в глубоком подполье суфии, которые современного молодого человека тоже не сильно вдохновляют.

А у салафитов религия жесткая, это религия, если угодно, исламского протестантизма. Это иллюзия «возвращения к истокам». Она демонстративно антигосударственная, антивластная, антибюрократичная. Это религия, в которой языком общения является русский, что, как ни странно, очень популярно среди молодежи. Адепты этой религии, возвращающиеся после обучения в западных медресе или университетах арабского мира, прекрасно владеют схемами ведения диспутов, аргументации. Очень простые вещи говорят.

Религия, которая слишком усложнена, всегда теряет паству в столкновении с религией, возвращающейся к «простым истинам». Эти «простые истины» могут не иметь ничего общего с основами религии, но, так же как идеи Гитлера были предельно просты и он обладал величайшей ораторской харизмой, так и у радикальных салафитов все просто. Кто виноват, что делать - все понятно. Нужно противостоять чему-то, бороться за торжество чего-нибудь. Простые, примитивные вещи. В то время как сложные идейные системы, с одной стороны, очень красивы, с другой - всегда выстраивают мир несправедливости и коррупции. Люди, которые приходят с простой идеей развалить все эти сложные схемы, всегда пользуются популярностью.

- Но у Вари Карауловой как раз хорошее образование, она знает 5 иностранных языков, то есть это человек, который, наоборот, привык думать, привык к сложным идеям...

- То, о чем я сказал выше, не означает, что к радикалам идут малограмотные и необразованные люди. К ним идут люди ищущие. Кроме того, Варя номинально была православной. Очевидно, что в ее случае ни университет, ни Церковь не дали девочке того, что она искала. Радикальные исламисты обещали - вот она к ним и ушла.

- Но ведь Исламское государство в реальности построено не на идеалах, а на больших деньгах и цинизме...

- Большие деньги, воровство, наличие зверств и полевые командиры, подминающие под себя бюджет, проявляются в реальном столкновении, когда завербованный уже на месте и сделать ничего нельзя. Так было и во времена революции. С одной стороны, молодых людей несет в революцию, с другой стороны, пришедшие в результате революции к власти люди становятся сибаритами, и они возрождают худшее, что было в строе, который они свергли. И в результате кто-то, кто почестнее, вроде Маяковского, идет и стреляется, а кто-то, кто более зависим, вроде Максима Горького, идет на компромиссы с новой властью. Тем, кто идет строить светлое будущее, до поры до времени непонятно, что именно они строят. А потом выясняется, что создана диктатура, по сравнению с которой свергнутый строй был чрезвычайно мягким.

- Может ли православие сегодня, с Вашей точки зрения, дать молодежи то, чего они подспудно ищут, приходя в радикальный ислам?

- В 70-80-е годы протестующие против советского официоза молодые люди приходили в Православную Церковь. Затем советская власть кончилась, и на протяжении короткого периода времени, 90-х годов, возник православный ренессанс. Я прекрасно помню, каким было в 90-е годы движение за возрождение православия. Однако довольно быстро все вылилось в бюрократию - и популярность Православной Церкви в нашей стране закончилась.

На мой взгляд, нет ничего более опасного для Церкви, чем появление православных байкеров, «православных активистов». А это мейнстрим. Маргиналы в Церкви - это как раз порядочные и интеллигентные люди. Они не обладают ни влиянием, ни ресурсом. Но на встрече интеллигента с боевиком всегда победит боевик.

- Какова ситуация с радикальным исламом в Европе - лучше или хуже, чем в России?

- В Европе она значительно хуже, потому что там общество гораздо толерантнее и, значит, гораздо менее защищено перед радикализмом. Наше общество гораздо более агрессивно, недоверчиво и в этом плане защищено больше. Кроме того, структуры нашего общества, с демографической точки зрения, не пронизаны радикалами - арабскими, пакистанскими и прочими. В Европе они составляют миллионы. Наши мусульмане гораздо более спокойные. Поэтому у нас есть иммунитет, которого в Европе нет.

- Что конкретно делают радикалы в нашей стране: в каких регионах они преуспели, какие методы вербовки они используют?

- Например, они идут к местной власти и становятся ее «преданными помощниками» в деле борьбы с радикальным исламом. Пишут программы, которые, естественно, принимаются не глядя абсолютно безграмотными чиновниками, которым надо отчитаться перед высшим начальством. Сейчас у нас период, когда радикальный ислам внедряется во властные структуры и делает это активно и успешно по всей стране. Причем они часто предлагают бороться с радикализмом за свои деньги, предлагая: «Хотите, мы вам фонды приведем?» И умудряются «оседлать» всю исламскую тему. Это очень опасная тенденция, и на сегодняшний день она доминирует на местах.

Посчитайте, сколько у нас убито за последние 10-15 лет муфтиев; посмотрите, кто у нас внедряется в школы Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстана и прочих регионов, где ислам является исконной, базовой религией исторически, - и все становится ясно.

- ФСБ ведь работает в этом направлении?

- Работает. Но у ФСБ хватает ресурсов только для того, чтобы отстреливать террористов либо предупреждать теракты. Ни на что большее у них ресурсов не хватает. Более того, те из них, кто умнее и профессиональнее, пишут предупреждающие бумаги, которые затем аккуратно складываются в мусорные корзины.

- Какие меры информационной безопасности в складывающейся ситуации могут быть эффективны, на Ваш взгляд?

- Я не знаю, какие меры могут быть эффективными, если в Дагестане уже половина общин - салафитские. О какой информационной безопасности может идти речь, когда критика власти заслуженна? Когда у нас даже нет идеи по поводу того, какое общество мы сейчас строим. Общество равных возможностей? Нет. Общество взаимного уважения и безопасности? Тоже нет. Общество справедливости? Опять нет. Тогда что мы строим? «Грабь награбленное» - это плохая национальная идея. В этой ситуации очень трудно выстроить перед неглупыми молодыми людьми позитивную схему развития страны. Поэтому ее нет, а есть только имитация.

- Как в таком случае можно предотвратить повторение или учащение случаев вербовки молодежи?

- Работать, не воровать, соответствовать обещаниям, ожиданиям. Для людей воцерковленных - исполнять хотя бы 10 заповедей, то есть демонстрировать принадлежность не только к организации, но и к христианству как таковому. Только личным примером человек может остановить юношу или девушку, уходящих к радикалам. Примером того, что он не врет и не ворует, что он работает на благо других людей. Это способно увлечь. А все остальное не способно - хоть кричи на всех углах про духовные скрепы, хоть рассказывай про исторические для России религии.

https://pravobraz.ru/pochemu-molodezh-uxodit-v-radikalnyj-islam/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Сатановский
Все статьи Евгений Сатановский
Александр Шевчук
Все статьи Александр Шевчук
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46