...Новый театр современных архитектурных форм на скалистой сопке, над Золотым Рогом Владивостока. Несколько сияющих белым камнем этажей, вдохновляющие вечерние панорамы океанского города в масштабных окнах. Внизу, у подъездов, прижатые друг к другу автомобили. Все просторные парковки и подъездные пути забиты машинами зрителей.
На сцене - впечатляющая композиция в двух отделениях. Около трех часов. Рассказы из книги епископа Тихона «Несвятые святые». О жизни монахов, простых людей, о православной Руси. Рассказы в прочтении заслуженных артистов России. И музыкальные произведения в исполнении хора Сретенского монастыря и Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной.
С первых нот и с первых слов, зазвучавших со сцены, становился все более зримым и явным образ истинной России с ее православной душой.
Автор книги владыка Тихон начинал свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре. О той ранней поре своей иноческой жизни, о наместнике монастыря архимандрите Алипии и о монастырской братии у владыки Тихона, наверное, самые проникновенные воспоминания.
И с первого же рассказа о наместнике Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии зрители ощутили чувства и переживания, атмосферу самой настоящей, самой глубинной и могучей - Руси Христовой.
...Монастыри старой России. Их духом повеяло здесь, над бухтой Золотой Рог. В текстах, фотографиях и видеокадрах на экране, в прекрасном академическом исполнении русских песен и молитв.
Сутью русской культуры, источником ее формирования и питания живым духом Православия всегда были монастыри. Прославленный недавно Русской православной церковью святитель Серафим (Соболев) писал в своей работе «Русская идеология»: «Подвижническая вера не только в русских обителях нашла себе место; в той или иной степени она была присуща и русским людям, жившим в миру. Иначе и быть не могло. Наша древняя проповедническая литература, русская летопись, письма Патриарха Никона и других святителей подтверждают, что наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков».
В монастырях Святой Руси вырабатывалась сама соль русской культуры. Ведь мало сказать, что наша культура - православная. Нужно понимать, из каких истоков начинаются ее традиции, воспитываются ее образы и воспевающее их искусство. Они из глубин монастырской жизни. Монахи своими молитвами, своей жизнью во Христе создают главные черты русского образа.
Старинные русские монастыри, о которых вспоминает в своих рассказах епископ Тихон, - Псково-Печерский, Дивеевский, Донской, Сретенский, - ведь это и сегодня огромные духовные и культурно-просветительские центры России. Ведь наш народ после советской духовной зимы опять потянулся к монастырям. Миллионы русских и всех, кто живет в России, идут в это грозное время XXI века в святые обители. Идут как постоянные прихожане монастырских храмов, как паломники, как любопытные туристы... Идут и дышат русским духом. Духом, которым повеяло на берегах нашей Дальней России, занятой сегодня большими стройками - космодромами, университетами, мостами над океаном, театрами... Занятой созданием удобной земной жизни. Неужели забывает Дальняя Россия и русский народ, живущий здесь, о спасении своей святой русской души?
Забвение - вот о чем громко вопиют к Небу брошенные, недостроенные и осыпающиеся стены Спасо-Преображенского собора на другом берегу бухты Золотой Рог. Заброшенный недостроенный собор - напротив Приморской сцены Мариинского академического театра на противоположном берегу бухты...
На большом экране, когда звучали истории из книги, появлялись фотографии «несвятых святых», среди которых мы с восторгом обнаруживали даже тех, кого знаем, кто молится сейчас там далеко за девять тысяч километров от нас. Вот фото старенького священника Сергия Вишневского.
Протоиерей Сергий Вишневский - потомственный священник. Был настоятелем в старом московском приходе. И вдруг на склоне лет решил переехать в Ярославскую область - поднимать полуразрушенный сельский храм, настоятелем которого еще до революции был его дед.
Связь с глубинной православной Россией оживала в окруженном морскими заливами Владивостоке.
И когда к зрителям и гостям из Москвы со словами благодарности обратился митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, стали зримыми связи, скрепляющие единство Руси от Тихого океана до Балтики, от первых русских святых до подвижников нашего времени.
- Мы ощутили дух белокаменной Москвы, дух старых русских монастырей, - произнес митрополит. - Мне довелось знать и наместника Псково-Печерского монастыря отца Алипия, и другого наместника этого монастыря Гавриила, и отца Иоанна Крестьянкина.
Владыка ведь больше тридцати лет прожил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Там окончил духовную семинарию, потом академию. А после долгое время преподавал там богословские науки. Самого владыку Вениамина знают и помнят многие его бывшие ученики - нынешние архиереи и простые священники и в России, и в православной Болгарии, да и во всем нашем православном мире. И в этом ведь тоже глубокая духовная связь нашего Приморья со всей Святой Русью.
- И всем нам надо поскорее выходить на ту дорогу, которую завещал великий князь Владимир Красное Солнышко. Русь Святая, храни веру православную! - духовные и сердечные слова митрополита Вениамина.
Вся трехчасовая постановка - это переплетение монастырского духа и народной жизни старой и новой России.
Переданное в книге владыки Тихона и ярко показанное на академической сцене словно открывает ворота в Святую Русь. Наверное, кто-то из зрителей давно вошел в эти ворота. Кто-то, может быть, заглянет туда и останется там после встречи с «несвятыми святыми» на Приморской сцене Мариинки.
...Ветер над ночным заливом Петра Великого. Радостные и уставшие зрители разъезжаются по домам через светящиеся мосты над океаном. Прохладный март в океанском дыхании. И как будто в свежем солоноватом воздухе витают ароматы монастырского ладана, печного дыма с березовых поленьев и привкус смолы псковских елок. Как будто звучат слова благоуханной Псалтири, которую читает пожилой монах в потертой рясе. И словно преобразился портовый и уже почти совсем космополитский Владивосток. Словно город воспарил над глубинами восточного Босфора, став большим русским островом среди могучих тихоокеанских волн.
Игорь Анатольевич Романов, информационно-просветительский проект «Берег России»
http://www.stoletie.ru/kultura/nesvatyje_svatyje_vo_vladivostoke_670.htm