Не заметить этого стало невозможно: за последнее время три значимых должности в России заняли православные женщины. К тому же монархистки. Это - прокурор Крыма Наталья Поклонская, министр образования России Ольга Васильева, уполномоченный при Президенте по правам ребёнка Анна Кузнецова. То есть мы явно имеем дело с системой, вопрос - что за этим стоит? Не думаю, что имеет смысл рассматривать такие обвинения, как «клерикализация страны» или «Путин собирается стать монархом».
Но при назначении Поклонской никто не интересовался её вероисповеданием, и далеко не сразу обнаружилось, что она почитает Царя-мученика. Пост заняла благодаря своему мужеству, проявленному в дни возвращения Крыма в Россию, когда мужчины-прокуроры испугались или растерялись. На сегодняшний день Наталья, быть может, единственный известный прокурор в стране, в принципиальность которого люди верят безоговорочно.
Анна Кузнецова, новый уполномоченный по правам ребёнка, - жена священника и мать шестерых детей, младший из которых ещё на руках. Ей 34 года, психолог по образованию, создатель Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров». Вместе с соратниками спасла от абортов более 200 детей. Была руководителем комиссии по межконфессиональным отношениям при Общественной палате Пензенской области. Но я - совершенно независимо от её вероисповедания - вздохнул с облегчением, узнав об этом назначении.
Напомню: прежний уполномоченный адвокат Павел Астахов, заняв должность, стал энергичным сторонником ювенальной юстиции, заявив: «Шлёпать детей не позволю». После Всероссийского родительского съезда в 2013-м году, когда Президент сказал, что западная система ювенальной юстиции для нас неприемлема, Астахов стал бороться с ювенальной юстицией... в Европе и США. При этом у нас распространялась ювенальная литература, иностранные специалисты продолжали инструктировать, как научить детей жаловаться на родителей. Минувшей зимой встретиться с Павлом Астаховым во время его поездки в Тюмень попытался многодетный отец - ему угрожало выселение с детьми на улицу. Уполномоченный отказался его выслушать. Начали выяснять, а принимает ли он вообще граждан, хотя бы в своём московском кабинете. Оказалось, что нет - принцип у него такой. Всё это бледнеет перед устным творчеством бывшего уполномоченного. Например, он ухитрился оскорбить всех кавказских женщин разом, заявив, что допускает ранние браки, потому что «есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные и по нашим меркам им под 50».
В итоге даже либеральные «Ведомости» написали по поводу назначения Анны Кузнецовой: «Бог ей в помощь». Её репутация оказалась безупречной. Правда, в другой статье та же газета не преминула посетовать на «относительно узкие конфессиональные ценностные установки». Ну то есть - попросту - жаль, что православная. В Интернете эту же мысль очень многие высказали по-хамски, но и это вполне предсказуемо. Лучше прочтём другое пожелание Анне - Патриарха Кирилла: «Состоявшееся назначение свидетельствует о высокой оценке ваших трудов руководством страны. Вам предстоит совершать нелёгкое служение, направленное на утверждение в обществе непреходящих ценностей семьи, любви, милосердия и взаимопомощи... Желаю вам крепкого здравия, душевных сил и щедрой помощи Божией в служении на благо Отечества».
Что служение будет нелёгким, можно не сомневаться. Но женщина, которая оказалась способна воспитывать шестерых собственных детей и спасать чужих, надо полагать, со всем справится. Ведь Бог ей действительно помогает, и она эту помощь умеет принимать.
Перейдём к назначению Васильевой. Доктор исторических наук, профессор, автор 160 научных работ. Имеет три высших образования: дирижёра-хоровика, историка и специалиста в области международных отношений. В 1990 году защитила диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны». «Я из семьи верующих людей, - рассказывала она в одном из интервью семь лет назад. - У меня верующие бабушки. Бабушка пела на клиросе, и она крестила меня в далёком 1960 году, когда любая информация о крещении, венчании, отпевании подавалась в исполком. Тем не менее мой папа, занимавший определённое положение, пошёл на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске». Про отца, математика по специальности, она рассказала тогда же интересную деталь: в очень почтенном возрасте он пишет книгу о первых христианах Рима, о чём мечтал всю жизнь.
Теперь немного о её предшественнике - Дмитрии Ливанове. В 2013 году, согласно опросу ВЦИОМ, был признан худшим министром в России. За день до назначения на пост министра он заявил, что нужно вдвое уменьшить число студентов-бюджетников. Вскоре Ливанов предложил разогнать старичьё в Академии наук, ну и дальше куролесил в том же духе. «Душит американщиной», - жаловался на него Зюганов. Постепенно Ливанову удалось добиться того, что отрицательно к нему стали относиться все или почти все, кто хоть как-то был связан с образованием, независимо от политических убеждений.
А с чего начала Васильева? В разговоре с Патриархом сказала, что одна из первейших её задач - освободить учителя от бюрократии: «Он должен заниматься своим творчеством». Нужно понимать, какой вздох учительский прокатился после этих слов от Калининграда до Владивостока, ведь учебный процесс не просто тонет в бумажной отчётности, он в ней утонул.
Понятно, какая идея стоит за новыми назначениями. Заметные для общества должности отдаются людям, за которых в будущем, скорее всего, не придётся краснеть. И не вина женщин, что в храмах их в несколько раз больше, чем мужчин. Мы видим, как действует на практике положительный отбор, и можем лишь пожалеть, что он так слабо себя проявлял в минувшую четверть века.
Я не оговорился относительно четверти века. Да, во времена СССР кадровая политика была довольно качественной. Едва ли не главным критерием было тогда умение ладить с людьми. То есть у Чубайса не было бы никаких перспектив. Большое значение имела личная порядочность: сотворив даже небольшое правонарушение, можно было забыть о карьере. Правда, отсекались и порядочные люди, чьи взгляды властям не нравились, и, наоборот, просачивались изумительно ловкие негодяи - не чета нынешним, потерявшим бдительность. Но худо-бедно система всё-таки работала, пока её не разрушили в начале 90-х. Что было дальше, мы помним.
Сегодня же народ поднимается, словно трава, по которой пронеслось полчище. Поклонская, Васильева, Кузнецова... Мне кажется, это всего-навсего возвращение к норме, и нет здесь никакой другой подоплёки.