25 сентября исполнилось 130 лет со дня рождения священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1886-1929). Прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 1999 г.
Современники рисуют портрет архиепископа Илариона яркими красками: жизнерадостный, открытый, всесторонне образованный, одаренный многими талантами, прекрасный проповедник, певец, блестящий полемист. Владыка отличался большой физической силой, высоким ростом, имел пышные русые волосы, ясный взгляд. Он слыл любимцем народа, пользовался авторитетом среди духовенства, был правой рукой Святейшего Патриарха Тихона.Летом 1923 г. владыка совершил беспрецедентный поступок: изгнал из Сретенского монастыря в Москве обновленцев и заново, великим чином освятил престол и собор. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения.
Архиепископ был арестован 15 ноября 1923 г., а 7 декабря комиссия НКВД приговорила его к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а в июне 1924 г. - на Соловки. Когда архиепископ увидел барачную остановку, спокойно сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».
В семинарии
Апостолы на Соловках
Святитель Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13/25 сентября 1886 г. в семье священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. У Владимира было два брата и две сестры - Димитрий, Алексей, Ольга и София. В 1900 г. юноша окончил Тульское духовное училище, в 1906 г. - с отличием курс Тульской духовной семинарии, в 1910 - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии профессорским стипендиатом. В 1913 г. он получил ученую степень магистра богословия за фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви». Его диссертация была отмечена премией Московского митрополита Макария в 1912 г.
Несмотря на выдающиеся успехи в научной деятельности молодой богослов стремится к служению Богу в иноческом чине. 28 марта 1913 г. в скиту Параклит Троице-Сергиевой Лавры был пострижен в монашество с именем Иларион (в честь преподобномученика Илариона Нового), а через два месяца рукоположен во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион возводится в сан архимандрита, 30 мая 1913 г. назначается инспектором Московской духовной академии, в декабре получает звание экстраординарного профессора кафедры Священного Писания Нового Завета.
На Поместном Соборе 1917-1918 гг. отец Иларион пламенно защищает необходимость восстановления Патриаршества, а после избрания Патриарха Тихона становится его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам.
Первое тюремное заключение в 1919 г. длится три месяца. В мае 1920 г. архимандрит Иларион возводится во епископа Верейского, викария Московской епархии. В апреле 1922 г. арестуют Патриарха Тихона, епископа Илариона берут под стражу на месяц раньше. В июне 1923 г. Первосвятителя освобождают, вскоре возвращается из архангельской ссылки его верный помощник, которого Патриарх возводит в сан архиепископа. Новый арест и отправка на Соловки последовали в ноябре 1923 г.
Архиепископ Иларион на Соловках
На Филимоновской рыболовной тоне - в 7 верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря, с двумя епископами и несколькими священниками архиепископ вязал сети, ловил рыбу. Об этом своем «послушании» владыка говорил, перекладывая стихиры на Троицын день: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот - богословцы рыбари показа».
Олег Волков в своих воспоминаниях писал о другой деятельности владыки: «Иногда Георгий уводил меня к архиепископу Илариону, поселенному в Филипповской пустыни, в верстах трех от монастыря. Числился он там сторожем. Георгий уверял, что даже лагерное начальство поневоле относилось с уважением к этому выдающемуся человеку и разрешало ему жить уединенно и в покое. Преосвященный встречал нас радушно. В простоте его обращения было приятие людей и понимание жизни... Мне были знакомы места под Серпуховом, откуда был родом владыка Иларион. Он загорался, вспоминая юность. Потом неизбежно переходил... к суждениям о церковных делах России. «Надо верить, что Церковь устоит, - говорил он. - Без этой веры жить нельзя. Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки - когда-нибудь от них все пойдет вновь».
Иларион Троицкий
В лагере владыка был мирен, если что и тяготило его, старался скрыть это за веселостью. Игумена одного из монастырей архиепископ спросил: «За что же вас арестовали?» «Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, - ответил тот. - Ну, собирался народ, и даже бывали исцеления». - «Ах вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков?» - «Три года». - «Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела».
Cсыльный епископат избрал владыку архипастырем - главой Соловецкого православного духовенства. Архиепископ Иларион стал одним из авторов Послания соловецких епископов в 1925 г. Документ описывал принципы сосуществования Церкви и безбожной власти, обличал ложь обновленчества. Епископы призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства и чиновников.
Архиепископ Иларион 1929 год Соловецкий лагерь
Жить в тюрьме
В конце лета 1925 г. владыку переводят в ярославскую тюрьму. В это время в Церкви возникает григорианский раскол, и к архиепископу Илариону является агент ГПУ, склоняя его примкнуть к раскольникам. Предложение владыка отвергает. 26 февраля 1926 г. архиепископа переводят из отдельной камеры в общую.
Он пишет своей родственнице: «Ты спрашиваешь, когда же кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем «стаже» меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь. Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живешь в своей квартире». Владыку приговаривают еще к трем годам заключения на Соловках, обвиняя в разглашении разговора с агентом ГПУ. Узнав об этом, он пишет родным: «Это переселение для меня, пожалуй, приятно. Ведь сидеть взаперти мне вовсе не следует. А там куда свободнее. Да и знакомые мне все места-то там. Друзей у меня там масса. С ними охота и повидаться».
Сетевязальная мастерская Филимоновой рыболовной тони на Солорвках_Архиепископ Иларион второй справа
Осенью 1927 г. начинаются волнения среди православных, связанные с публикацией декларации митрополита Сергия (документ выходит в свет после кончины Патриарха Тихона и призывает духовенство «быть верными гражданами Советского Союза, лояльными Советской власти»). Архиепископ Иларион, отличавшийся выдержкой и мудростью, собирает епископов и убеждает их ни при каких условиях не идти на раскол: «Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!»
Осенью 1929 г. заканчивается срок заключения архиепископа Илариона, но 14 октября Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговаривает его к трем годам ссылки в Казахстан. От Белого моря через всю страну он должен ехать по этапу, с многочисленными остановками в пересыльных тюрьмах. По дороге владыка заболевает сыпным тифом, его привозят в ленинградскую тюрьму в тяжелом состоянии. Он шепчет: «Вот теперь я совсем свободен!»
Профессор МДА
15/28 декабря 1929 г. архиепископ Иларион заканчивает свой земной путь. За несколько минут до кончины врач слышит его слова:
1 По книге: Иоанн (Снычев), митрополит. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. М., Сретенский монастырь, 1999.«Как хорошо! Теперь мы далеки от...»