- К принесению мощей праведного воина Феодора Ушакова в Воронеж я прибыл из паломнической поездки со святой горы Афон, куда был направлен решением Священного Синода по благословению Святейшего Патриарха в составе делегации, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. По возвращении в Воронеж владыка митрополит Сергий перед Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе рассказал о тех благодатных переживаниях, которыми с ним поделились участники и организаторы крестного хода с честными мощами праведного воина Феодора Ушакова. Это было свидетельство веры и милости Божией, подкрепляющей силы людей.
Воронеж любит святыни и с радостью их встречает. В нашем городе хранятся мощи святителя Митрофана Воронежского, часть мощей святителя Тихона Задонского, священномученика Петра Зверева и другие святыни. Беседуя с верующими людьми, мы слышим свидетельства явления милости Божией, чудес, которые произошли по вере народа, по вере тех людей, которые много раз соприкасались с этими святынями. Это подтверждение того, что вера в Бога, само по себе религиозное чувство в человеке, несмотря на разную пропаганду, разные формы идеологического воздействия или попытки навязать какие-то стереотипы мировосприятия, не истощается, а продолжает жить и тем самым является некой удерживающей силой, сохраняющей в человеке силу добра, отзывчивости и терпения. Это очень радостно. Слава Богу, что принесение православных святынь ещё более оживляет и укрепляет веру и помогает православным христианам, всем живущим здесь людям разных национальностей, религиозных групп пробудить, укрепить в себе самое доброе, самое замечательное, что развивает личную и общественную жизнь.
- Я недавно вернулся со Святой Горы Афон. Я очень люблю эту православную страну и бывал там неоднократно. В последний раз был на Афоне и застал ещё живым недавно почившего игумена схиархимандрита Иеремию. Поэтому для меня очень дороги бывают впечатления людей, которые только что вернулись со Святой Горы Афон. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями об этой поездке.
- В первую очередь, я благодарю священноначалие, что был удостоен такой чести: быть в составе нашей паломнической группы, которая была направлена в русскую обитель на праздник великомученика и целителя Пантелеимона. Волею судеб праздник предварился отшествием в путь всея земли схиархимандрита Иеремии, игумена обители. И разлучившись с нами здесь, на земле, он присоединился к тем, кто на небесах предстательствует за нас пред Богом. Мы верим, что его жизненный подвиг, его внутреннее устроение - смирение, трудолюбие, послушание, безропотность стяжали ему вечные блага в Царстве Небесном. Для нас он является примером того, как эти добродетели исполнить. Когда мы приезжаем на святую Гору Афон, мы ищем того, чтобы соприкасаясь со святыней, подкреплять свои немощные силы благодатью и получить некий урок духовной жизни от подвизающихся в этом святом месте. Некоторые исследователи, пишущие об Афоне, подчёркивают: на Афоне всё создано для Бога, там нет ничего для человека. Для человека в каком смысле? Для человека с его гордостью, самомнением, тщеславием, с его греховным началом. Приходя туда, человек слагает все эти бремена с себя, кладёт к подножию Божественной любви, ожидая, что она поможет ему исцелиться, расчистить то зеркало, которое замутнено, запылено, в котором не отражается образ Божий. Независимо от ранга, положения - и предстоятели Церквей, и руководители государств - приходят на Святую гору, как и обычные простые люди, ищут здесь помощи Божией, ищут возможности собеседования с Богом в пространстве благодатной тишины Афона.
Со мной был спутник, который первый раз посещал Афон. Когда мы вернулись в Уранополис, он сказал: «Владыка, так непривычно. Совершенно другой мир, другой образ жизни, настроение, другие люди». В те праздничные дни на Афоне было много паломников, которые и вместе с нами прибыли, и которые прибыли позже нас. Находясь на Афоне, мы, наверное, больше видели образ Божий друг в друге, оглядываясь вокруг себя, обращаясь к иконам, святыням, к тому опыту духовной жизни, который имеют братья-святогорцы. Снова возвратившись в мир, мы увидели опыт совершенно другой жизни, другие настроения, бесконечную суету, когда человек хочет, чтобы Бог участвовал в его жизни, но именно так, как человек хочет, а не так, как определяет воля Божия. На Афоне же как раз всё определяется Божьей волей.
Мы посетили разные обители. Некоторое время назад, в 2005 году, и Пантелеимонов монастырь, и Старый Русик в своём внешнем устройстве представляли собой плачевное зрелище. Благодаря Богу и тем жертвователям, кто к 1000-летию пребывания русского монашества на Афоне трудился для восстановления обителей, они вновь пребывают в состоянии расцвета. Очень хочется пожелать, чтобы они наполнились русской братией, чтобы за нашу Отчизну, наших служителей у Престола Божия и руководителей государства, за наш народ, соотечественников живущих в сопредельных государствах, были молитвенники, которые свидетельствовали бы, во-первых, о единстве нашей православной веры, об одной купели триединого русского народа, в которой мы приняли крещение при князе Владимире, и во-вторых, помогли бы всем нам сохранить и любовь друг ко другу, и искренность, и доверие. Чтобы пребывала частица Афона в нашей жизни, оживляла нашу веру, и мы бы беспрекословно покорялись Богу, Его Закону, Промыслу и следовали бы за Ним, чтобы стать деятельными соучастниками и соработниками Богу в нашей земной жизни.
Мы побывали в греческих обителях, где пообщались с игуменами монастырей, со старцем обители Ксиропотам архимандритом Христодулом, в Ватопедском монастыре с архимандритом Ефремом. Беседы, которые там состоялись, были, в первую очередь, о том, чтобы верующие люди научились чистоте сердечной. Отец Ефрем отметил, что Святейший Патриарх Кирилл делает очень много, чтобы навести порядок в церковной жизни, её устройстве. Очень важно, чтобы мы, помогая Святейшему своим личным трудом и духовным молитвенным настроем при внешнем возрождении, которое сейчас есть у нас в Отечестве, в церковной жизни: обустройство храмов, монастырей, духовных школ и так далее, помогли бы вернуться духу святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Серафима Саровского, отца Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника Вышенского. Чтобы это духовное настроение, отражённое в их учении, в их образе жизни, в их мировосприятии, поселилось бы в нынешнем пространстве бытия русского человека., и это помогло бы Руси стать действительно православной не только по названию, но и по своему содержанию. О чём говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», - это очень важно, так вокруг тебя начинает формироваться атмосфера спасающихся. К этому нас старцы призывали в беседе с нами.
- Мне кажется, что это так и есть. Неслучайно в последние годы участились факты принесения святынь со Святой Горы Афон сюда, в Россию. Я несколько раз беседовал с архимандритом Ефремом и он, в частности, делился со мной некоторыми воспоминаниями, когда он привозил Пояс Пресвятой Богородицы в Россию. Он говорил, что его очень удивило тогда и порадовало выражение Святейшего Патриарха Кирилла о том, что миллионы людей, которые шли к святому Поясу, несмотря на долгие часы стояния, шли не к Поясу как таковому, а они шли к самой Божией Матери. Поэтому, наверное, афонские святыни, приносимые в Россию, как и до революции, хотя, может быть, не в таких масштабах (не мне судить), но я думаю, что они тоже играют какую-то роль в том, что люди приходят к Богу.
- Мы часто ищем пророков в жизни, которые отвечали бы на те или иные наши вопросы, жизненные ориентиры нам определяли и так далее, но и слыша их, мы остаёмся как бы оглушёнными. Вспомним ту трагедию, которую Россия пережила из-за отступления от Бога. Это отступление происходило постепенно. Хотя каждый новый век крещёной Руси являл миру подвижников благочестия, святых, обращаясь к примеру жизни которых мы могли бы созидать святое общество. Однако в общей своей массе народ наш оставался духовно и религиозно безграмотным, что порождало суеверия. В это же самое время образованная часть общества, интеллигенция, элита, увлекаясь множеством знаний, напрочь отвергла главное - краеугольный камень знаний, Того, Кто открыл Бога людям, просветил их благодатью Духа Святого - отвергли Христа, Его Евангелие, Его путь, к которому Он призывает человека на земле. Результатом этого отступления стала трагедия, пережитая нами в XX веке: братоубийство, гонения против верующих, разрушение страны. Великая Отечественная война через боль помогла вернуться к вере и даже в какой-то степени укрепить её, появились возможности передать сохранённую веру, создать некую преемственность религиозной традиции в нашей стране. Мы наблюдаем в нашем обществе процесс возвращения к традициям православия, которое формировало много веков нашу культуру, освящало наши научные знания, показывало красоту мысли и души русского человека и наполняло духовностью идею самой системы строя жизни Руси. Вместе с этим пришли к нам и новые культы, новейшие мировоззрения, новейшие религиозные образования, которые заявили права на душу русского человека, с тем, что должен, обязан жить в пространстве того миропонимания, которое ему представляется. Это следствие получившего развитие в новейшей истории религиозного либерализма. Наши великие соотечественники, помогавшие различать духов, видеть суть происходящего и в миру, и в духовной жизни - о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев - уйдя в вечность, оставили своё слово призыва не терять веры и не угашать духа русского человека. Когда же ослабеваем, обращать свой взор к воинству Небесному, к Пречистой Богородице. Матерь Божия - первая и всемилостивая заступница перед Богом за наш народ и за весь мир, Которая соединила небо и землю через Боговоплощение, и поэтому, наверное, от Неё первой исходит призыв и благодатное побуждение для тех, которые душой живы и сердце которых способно что-то чувствовать. Мы видели, сколько людей поклонилось поясу Пречистой, привезённому из монастыря Ватопед со святой горы Афон. Сколько людей пыталось ухватиться за этот пояс как за спасительную нить, выводящую из лабиринта погибели, из лабиринта, где человек погружается во тьму, он ищет эту спасительную нить, выводящую его к свету. Потом к нам пришли и другие святые вслед за Богородицей, которые помогают примером своей жизни, собственного опыта веры в Бога, любви к Богу, помогают нынешнему человеку, живущему здесь, ходящему среди и соблазнов и искушений, часто спотыкающемуся и падающему, вновь подняться, вновь стать перед лицем Божиим, прося милости и помощи в очищении своего сердца, чтобы образ Божий там, в этом сердце, не замутнялся.
В Россию принесена глава преподобного Силуана Афонского, для воронежцев земляка. К воронежской земле он имеет прямое отношение. Когда-то территории были так устроены, что Лебедянский уезд был в составе сначала Тамбовской губернии, потом нашей Воронежской губернии, вошел, в итоге, в нынешнюю Липецкую область. Для нас он свой, поэтому мы особо его чувствуем, по-особому к нему относимся. Какой необыкновенный опыт его жизни, молодого богатыря, который жил в миру, обладал неимоверной силой, пользовался громадной симпатией окружающих его, всех, с кем он находился рядом, и в последствии смиренного монаха, ищущего любви Божией. Когда он познает отклик Божией любви в своём сердце, когда милость Божия коснется его, и Господь откроет ему Свое присутствие, он возгорится: «Я прошу Тебя, Господи, пусть Твою любовь узнают все». Богом дана человеку свобода поступать так или иначе, принимать или не принимать то, что ему может быть послано свыше. Но только опытом собственной жизни человек способен познать любовь Божию, ее невозможно насильно человеку навязать.
Нам очень важно, если мы хотим и счастья на земле, и спасения в вечности, научиться трудиться над собой, как бы нам тяжело ни было и сколько раз мы бы ни падали в своей жизни, вновь вставать и предстоять перед лицом Божиим, чтобы просить Его помощи, просить заступничества святых угодников Божиих в том, чтобы мы не были лишены этой любви Божией и готовы были её воспринять. Для того, чтобы воспринимая её, умножать её через свою добродетельную жизнь и распространять вокруг себя. Это очень важно. В этом как раз роль Святой Горы: здесь сокровищница примеров опыта духовной жизни, жизни по воле Божией, по заповедям Божиим, где слагается с себя всё, и нет ничего для человека, а всё есть для Бога. Этот опыт бесценен и незаменим. Здесь мы можем почувствовать хотя бы отблеск духовного преображения, живя в пространстве своих географических территорий и в пространстве своей личной ответственности, можем научиться следовать за Промыслом Божиим, спасающим человека.
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
http://rusderjavnaya.ru/news/nebesnoe_voinstvo_prikhodit_k_nam_na_pomoshh/2016-09-20-3129