Начало праздников

0
566
Время на чтение 6 минут
21 сентября (8 сентября по ст.ст.), спустя неделю после начала нового церковного года, Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии? Какой смысл вкладывают православные христиане в почитание этого праздника, возводя его в число двенадцати важнейших после Пасхи?



Еще с момента изгнания прародителей Адама и Евы из рая человечество помнило о словах Божиих, обращенных к змею-искусителю: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это грозное пророчество Божие трактовалось иудеями еще и как утешение роду человеческому, среди которого суждено родиться Тому, Кто сотрет главу змея-человеконенавистника.

Пророчества о Мессии, Спасителе мира, встречаются, раскрывая и дополняя друг друга, едва ли не во всех книгах Ветхого Завета. Богобоязненные иудеи, раз за разом с горечью наблюдая отпадение от Господа своего народа, преступление законов, притеснения от внешних неприятелей, скорбя о падении нравов, с нетерпением ожидали исполнения вековых чаяний о Том, Кто спасет Израиль и примирит Небо с землей. Во времена, когда было суждено родиться Пресвятой Деве, ожидание Мессии в народе израильском было особенно сильным: утрачивало власть не только политическую, но уже и законодательную колено Иудино, что, согласно пророчеству, не могло произойти окончательно до прихода Примирителя. Кроме того, близилось окончание предсказанных пророком Даниилом семидесяти седьмин (490 лет) от выхода указа о восстановлении Иерусалима до пришествия Христа Владыки.

Помимо данного первым людям в раю благословения Божия плодиться и размножаться, евреи помнили слова своих пророков о том, что Спаситель произрастет от семени Авраама и рожден будет от Девы. Каждый благочестивый иудей лелеял мечту стать причастным по крови к Тому, Кого род человеческий ожидал столько тысячелетий. Именно поэтому бесплодность семейных пар считалась не только личной бедой, но и наказанием Божиим за некие серьезные грехи, отсутствием благоволения к этим людям со стороны Творца.

Для соединения небесного с земным, для того, чтобы мир смог принять своего Создателя, Промыслом Божиим было уготовано среди людей рождение Пречистой Девы - той небесной лествицы, виденной патриархом еврейского народа Иаковом, которая простиралась от земли до Неба и по которой сходили и восходили Ангелы. И этот замысел Божий исполнился в рождении святыми праведными богоотцами Иоакимом и Анной единственного и долгожданного своего Чада - Марии, Которой суждено будет назваться Богородицей.

* * *

Об этом событии, возвестившем радость всей вселенной, как о том поется в тропаре праздника, мы не находим никаких сведений в Новом Завете. Однако православное вероучение строится не на одном Священном Писании, но в равной степени и на Священном Предании. Именно из него нам известны подробности произошедшей две с лишним тысячи лет назад, на рубеже эпох Ветхого и Нового Завета, истории. Так, одним из основных источников, повествующих нам о родителях Девы Марии, Ее зачатии, рождении и детстве, является так называемое Протоевангелие Иакова - апокриф, написанный на рубеже II и III веков.

Святые праведники Иоаким и Анна, именуемые Церковью богоотцами, были людьми богобоязненными и благочестивыми, жили в любви друг ко другу. Их дни протекали в служении Богу и своему народу; безбедная и вполне счастливая жизнь омрачалась лишь одним обстоятельством: Господь за пять десятков лет супружества так и не даровал им детей.

В один из праздников праведные Иоаким и Анна поспешали в Иерусалимский храм для поклонения Господу и принесения положенных жертв. Но праздничный день для них был серьезно омрачен поведением одного первосвященника, по имени Иссахар, который отверг жертву Иоакима. Как соль на давно бередившую душу рану бесчадия были его слова: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь грехи». Да тут еще один из евреев, стоявших позади, дерзко окликнул праведника, чтобы тот посторонился и не смел приносить дары вперед «более достойных».

Даже представить себе тяжело, что творилось на душе у праведного старца, всю свою жизнь свято соблюдавшего заповеди Божии, творившего милостыню и сохранявшего, несмотря на законное дозволение расстаться с женой по причине бесплодия, священный брак, когда он испытал такое публичное унижение. Иоаким обратился к родословию своего народа, но, к еще большему расстройству, не нашел ни одного праведника, который не оставил бы после себя потомства. В большом смущении удалился он из города, направив свои стопы не домой, к горячо любимой жене, а в пустынную местность, где паслись его стада. Он дал обет Богу, что будет поститься сорок дней и ночей, а пищей и питьем ему будут молитвы и слезы. Сложно сказать, просил ли Иоаким Бога во время этого сорокадневного поста открыть причину его бездетности или же, памятуя о столетнем Аврааме, дождавшемся со своей девяностолетней женой Саррой потомства, молил Господа о милости и ниспослании им чада.

В это время праведная Анна, прослышав о бесчестии, нанесенном в храме ее мужу, погрузилась в траур. Мало того, что была она бесплодна, так теперь пришлось ей стать и вдовой при живом, но безвестно пропавшем муже. Тяжело скорбела она, чувствуя со стороны окружающих пренебрежительное отношение к своему незавидному положению и имея так мало объективных шансов изменить его.

Но случилось чудо. Горячие молитвы супругов были услышаны: Господь послал Ангела Своего к Анне, возвещая ей радостное обещание долгожданной беременности. Подобного откровения сподобился и Иоаким. Осчастливленные богоотцы поспешили в Иерусалим, где и встретились у Золотых ворот. Не было предела их радости, тут же была принесена щедрая жертва Богу. Обильной милостыни от праведного Иоакима были удостоены и жрецы, и старейшины, и простой люд. Через девять месяцев престарелые Иоаким и Анна взяли на руки свою Дочь, Которой суждено будет стать Матерью Божией. Получив просимое, праведные родители дали обет, что Дитя свое посвятят на служение Богу.

Несомненно, что избранные Господом для соучастия в промыслительном деле спасения человечества Иоаким и Анна были наиболее достойны этого из всех живущих, но даже и эти праведники подверглись очищению своих душ через принятие скорбей, через терпеливое несение своего креста, за что и получили достойный венец свыше. С годами их плотские желания, страстные движения их душ все более ослабевали, уступая место искренней любви и целомудрию, в атмосфере которых и произошло зачатие Пресвятой Девы.

В лице Пречистой Девы соединились две ветви Израиля. Она несла в Себе достоинство царского и священнического рода: праведный отец Ее происходил из дома царя Давида, а святая Анна - из колена Левия, из рода первосвященника Аарона. Тянущиеся через века цепи поколений ветхозаветных пророков, праведников, правителей, священников и левитов нашли свое логичное разрешение в рождении Пресвятой Богоматери, открывающей путь к Завету Новому. Богородица стала как бы наилучшим плодом всего человечества, превзошла Своей чистотой, смирением и непорочностью не только людей, но и Ангелов.

* * *

Святая Церковь, празднуя Рождество Богоматери, не просто воспоминает очередную годовщину имевшего место быть более двух тысяч лет назад факта появления на свет Дочери у Анны и Иоакима, но приглашает нас через богослужение стать участниками этого события, пережить его всем вместе и заново. И вот, находясь в этот день в храме, вслушиваясь в слова праздничных песнопений, мы будем открывать для себя все новые причины для радости, все новые поводы переосмыслить свою собственную жизнь, имея перед собой удивительные, столь трудно достижимые образцы смирения и покорности Богу.

В этот праздничный день мы разделяем не только радость святых родителей Пречистой Богородицы об исполнении их полувековых чаяний, но и радость ветхозаветных праведников - Авраама и Исаака, Иакова и Иуды, Давида и Иессея - о начале исполнения тысячелетних обетований Божиих о Мессии. Величая Богородицу и начало боговоплощения, бывшее через Нее, дивясь Божиему Промыслу о нашем спасении, мы не забываем и о том, что действие этого Промысла как в нашем мире, так и в нас самих происходит только при условии полного смирения перед Богом, беспрекословной готовности принять Его святую волю о нас.

Праздник Рождества Богоматери - надежда и радость для бездетных пар, не теряющих веры в получение просимого. Этот день - радость для всех, кто терпеливо переносит житейские невзгоды, помня об истинном предназначении своей жизни - спасении души. Этот день - напоминание всем родителям о полученном ими от Бога благодеянии, напоминание всем нам о важности и великой силе горячей и искренней молитвы. По словам святителя Андрея Критского, нынешний праздник есть для нас начало праздников, поскольку с него началось преодоление разделения между Богом и падшим человечеством, родилась Соединившая Небо и землю, произошла от бесплодной и престарелой родительницы Дева, из Которой возсияло «Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Газета «Православная вера» № 17 (565)

Священник Алексий Стрижов

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nachalo-prazdnikov
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексий Стрижов
Та самая Встреча
О том, что вспоминает Святая Церковь в двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, размышляет священник Алексий Стрижов
15.02.2017
Все статьи Алексий Стрижов
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59