Автопортрет вслепую

0
357
Время на чтение 6 минут

Помните, у Высоцкого в его известной шуточной песне были такие слова: «Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме...»? Признаюсь, эти строки меня всегда как-то занимали, я пытался понять их на примерах из жизни - нет, не в контексте песни, просто мне очень сложно было представить себе: ну как же можно пребывать в пессимизме, когда ты выжил, когда осталось уже за спиной то страшное, что угрожало тебе или твоим близким?.. А интересно мне это стало потому, что я действительно нередко встречал и встречаю людей, которые и вправду «пребывают в пессимизме», и это их обычное перманентное состояние. Так что это вообще - пессимизм: оттенок настроения, человеческая слабость, следствие усталости? Почему даже те, кто, в общем-то, далек от каких-то отчаянных обстоятельств, порой смотрят на мир «сквозь черные очки» и можно ли это назвать полноценной жизнью?

Когда общаешься с  людьми, которые приходят в  храм, чтобы поговорить со  священником, то  часто слышишь в  этих разговорах слова о  том, что все слишком плохо, что ничего не  получается, все трещит по  швам и  выхода никакого не  видно. За  человека, говорящего все это, я  мысленно радуюсь, потому что, несмотря на  такие горькие мысли, он нашел в  себе силы прийти в  храм и  в  нем искать помощи. Даже если в  храме он не  всегда встретит священника, которому возможно будет выговорить все накопившееся, посреди своих неурядиц, даже сам того не  осознавая, он нашел выход, хотя и  не  видел его. Ведь Бог, на  самом деле, не  последняя надежда, а  единственная. И  с  этой надеждой человек не  расстался. Вот это очень согревает.

 

Конечно, далеко не  все идут в  храм, чтобы поделиться своими бедами: кто-то разговаривает с  близкими людьми, кто-то обращается за  помощью к  психологу. Но  и  это тоже пути  - пути преодоления, признак того, что человек не  застывает, не  костенеет в  тех обстоятельствах, что постигли его. Через любовь близких, через попытки с  помощью грамотного психолога разобраться в  себе к  человеку нередко приходит понимание, что жизнь его еще не  до  конца исчерпана и  нужно продолжать свой путь.

Но бывает и  иначе. Человек просто делает для себя окончательный вывод, что надежды на  лучшее в  его жизни нет. Оговорюсь сразу, во  многих случаях такой вывод совершенно не  означает, что этот человек впал в  отчаяние, перестал жить и  просто коротает оставшиеся дни. Он просто стал пессимистом. Казалось бы, ну  и  что? Весь мир ведь делится на  оптимистов и  пессимистов, не  так  ли?

Как священник могу сказать, что путь такого затвора в  себе самом наедине с  бедой - путь несомненного, пусть и  медленного, но  разрушения. До  определенной поры человек будет видеть и  осознавать то, что с  ним происходит, но  есть грань, когда это состояние перестанет быть в  его власти, и  тогда жизнь человека начнет подчиняться прежде неведомым и  очень опасным правилам. Впрочем, правилами это можно назвать лишь условно, потому что хаос и зло не имеют никаких правил - только цель: методичное и целенаправленное уничтожение того, кто подчинился их власти. Видимо, не случайно в Библии одним из образов зла стала змея. Даже в природе огромная и опасная анаконда не просто нападает и уничтожает, пожирая, свою жертву, а изматывает ее в борьбе, парализует способность сопротивляться и лишает сил. И жертвами этой змеи становятся отнюдь не только рыбы, лягушки, мелкие животные, но и такие не менее опасные твари, как крокодилы, крупные хищники, а порой и  человек. Вот и целью нападающего на нас зла является не  просто уничтожение, но  приведение к  покорности, безучастному повиновению ему. И  для этого оно изматывает нас, лишает сил и способности надеяться. Наше уныние, наш пессимизм становятся тем, что влечет нас в страшную ловушку, а в итоге и в погибель.

Почему человек теряет интерес к  жизни, почему перестает видеть в ней хотя бы что­то хорошее? Можно заметить, что чаще всего это случается отнюдь не с  теми, кого жизнь привела к краху, кто потерял все и даже возможность быть частью общества. В  состоянии болезненного одиночества, подавленности и неверия ни во что доброе пребывает множество обеспеченных и во внешнем плане вполне благополучных людей. Понятно, что этому могут способствовать и  обстоятельства их жизни, и  непонимание близких, но суть не в этом. Беда в том, что все эти люди замкнуты на самих себе. И одиноки они не потому, что их бросили, не понимают, не хотят слышать, а потому, что они только на себе сосредоточены и настоящее неодиночество не вписывается в  их картину мира. Неучастие в жизни других - самый первый и настораживающий симптом того, что человек через какое-то время может потерять интерес к жизни как таковой. Радость в самом себе и о самом себе, не о другом, подобна пиру в пустыне: ты сыт, не имеешь ни в чем нужды, но на сердце пусто и голо, потому что не наполненный желудок, не хорошее самочувствие возвышают человека, приводят его к ощущению полноты жизни, а нечто другое.

Закон жизни очень прост: если хочешь, чтобы с тобой разделяли радость, хочешь быть способным ощущать ее, научись быть с другим в его беде, в отчаянном положении. Будь рядом, не оставь. А у нас даже на похоронах придержать дверь в подъезде во время выноса гроба порой боятся: а вдруг беда придет с какими-то флюидами из того дома, где сегодня горе и боль... Это не просто суеверие. Конечно же, это глупость, не имеющая под собой никакого основания, но ее дно отвратительно и мерзко. Имя этому дну - безразличие. Пусть и из страха, но тем не менее. Если бы этот страх был основополагающим для всех, человечеству уже пришел бы конец. Но во все времена находились люди, оставлявшие даже самый естественный страх - перед смертью, чтобы исполнить свой долг. Вспомним хотя бы тех, кто во время страшных боев в Великую Отечественную войну шел со связкой гранат на танк, кто в горящем самолете пикировал на вражеский корабль, не имея ни единственного шанса выжить. Что это?

А это участие. Это сверхмотивация - то, что выше желания жить и спастись. Просто понимание того, что если ты сейчас этот танк не остановишь, то через час он будет ездить по детям и старикам в той самой деревне, в которой ты сегодня ночевал. Выше желания жить может быть только любовь. Она дает силу быть выше всяких сил, в том числе и превосходящих твои собственные.

Мы стали пессимистами оттого, что разучились любить. Нет, мы любим своих детей, жен, мужей, братьев и сестер, родителей, но какой-то своей любовью. Эта любовь замешана на эгоизме: у меня это есть, и мне хорошо. Поэтому-то, даже теряя своих близких, мы не о них плачем, а о себе. А перенеся внимание с самих себя, перестаем плакать. Я помню это по своей жизни. Потеряв отца, я мог бы долго и  безутешно взывать к Небесам и спрашивать, почему это случилось так преждевременно и внезапно, но в самую сложную минуту я осознал его, уже не живущего здесь, реальным и настоящим, нуждающимся в моей помощи. И оказать эту помощь было моим долгом. А для этого нужно было для начала просто перестать думать о том, как плохо именно мне.

Пессимизм - это автопортрет вслепую. Я вижу только себя и свою жизнь, да и не то чтобы вижу, а представляю в данную секунду. Перестать быть пессимистом в общем-то несложно. Нужно открыть глаза и увидеть, что рядом очень много тех, кому сейчас намного хуже. И это необязательно незнакомые, чужие люди. Это может быть твой ребенок, который уже давно перестал с тобой общаться, это могут быть родители, которым ты давно звонишь уже только из вежливости.

Мы пессимисты, потому что живем неизвестным завтра, а не настоящей секундой. А проблема этого «завтра» решается как раз сегодня: если ты сегодня подал руку другому, то завтра тот, кто ждал этой руки, подставит тебе плечо. Хотя совсем необязательно, что это будет именно тот  же самый человек. Господь видел твою руку, поэтому даст тебе того, кто, возможно, будет в силах понести тебя самого. Или же понесет Сам.

Так что времени на уныние, как говорил один из новомучеников Оптинских, у нас уже нет.

Газета «Православная вера» № 17 (565)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/avtoportret-vslepuyu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Последние комментарии
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
18.11.2024 18:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от АБС
18.11.2024 16:57
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Новый комментарий от Игорь Ал
18.11.2024 16:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
18.11.2024 16:10