Сердце маленького ребенка бьется с частотой 140 ударов в минуту. Частота его пульса совпадает со многими природными ритмами. Биение детского сердца созвучно стрекоту кузнечика, трепету листьев на ветру, шуму тростника. Эта гармоничная связь становится ключевым образом спектакля «Сто сорок ударов в минуту», поставленного в Санкт-Петербургском Большом театре кукол (БТК). «Балет в куклах для детей от 4-х лет и старше» поставил молодой режиссер Денис Казачук. Это трогательная кукольно-пластическая история о первых годах жизни очень любопытного ребенка, о нерушимом единстве человека и природы, особенно ощутимом в детстве, это так называемое «путешествие из детства».
Главное место в маленькой модели мира, где все связано со всем, занимает природа, которая чудесным образом созвучна ритму детского сердца. Языком кукольного, визуального и пластического театра постановщики спектакля добиваются того, чтобы живущие в городах дети внимательнее относились к миру природы - видели, как быстро бегают муравьи, летают стрекозы и бабочки. Ритм биения сердца ребенка действительно иногда совпадает с ритмами природы... Но... в природе ни одно живое существо добровольно не убивает свое потомство. И только человек издает законы, по которым за убийство собаки можно сесть за решетку, а за убийство ребенка тебе ничего не будет. Напротив, государство еще и оплатит это убийство из средств налогоплательщиков...
Для того чтобы биение детских сердец не прерывалось в утробах матерей, чтобы было кому ходить в кукольные театры, режиссер Жирайр Газарян (в крещении Павел) поставил в своей «Театральной Лаборатории Девять Семь» моноспектакль «Сто сорок ударов в минуту. История потерянного детства» (https://www.youtube.com/watch?v=oFTrmOLyF5w). Два спектакля с почти одинаковым названием. Оба идут без антракта - детский 50 минут, взрослый - 70 минут. Один поставлен в Санкт-Петербурге, второй - в Москве. Один дарит ощущение волшебства и радости от слияния с природой, другой шокирует и показывает непоправимость трагедии женщины, сделавшей аборт, трагедии девочки, которую родили без любви и не научили любви, которая могла стать мамой и не захотела... В спектакле нет ни крови, ни хирургических инструментов, но актрисе удалось заставить нас пережить ужас и закричать внутри себя: «ЧТО ЖЕ МЫ ДЕЛАЕМ???»
Каждую секунду в чьей-то утробе по желанию «матери» обрываются самые волшебные, самые восхитительные звуки во вселенной - те самые 140 ударов в минуту, которые напоминают взмах крыла бабочки, шелест первых клейких листочков, звон колокольчика... Мы не слышим этих ударов, а они беззвучным набатом стучат в колыбели-утробе... Каждый удар дарован малышу Богом.
Если НЕВОЛЬНОЕ убийство бабочки героем Брэдбери имеет необратимые ужасные последствия для всей планеты, то как могут не иметь последствий массовые ДОБРОВОЛЬНЫЕ убийства детей во чреве их матерей? Знаменитый научно-фантастический рассказ американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» занимает первое место по количеству переизданий среди всех научно-фантастических рассказов, но с 1952 года он так ничему и не научил нас.
Когда я смотрела спектакль Жирайра Газаряна, в памяти почему-то всплыл именно образ бабочки Брэдбери - очень красивой мертвой бабочки, отливающее зеленью, золотом и чернью пятно на грязной подошве ботинка героя рассказа. «Из-за такой малости! Из-за бабочки!», - кричал Экельс, глядя на «изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие». «Повалились маленькие костяшки домино... большие костяшки... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка - и такие последствия? Невозможно!»... (http://www.urano.ru/effekt-babochki-reya-bredberi-rasskaz-i-gryanul-grom/)
Увы, возможно... Все, что сейчас происходит в мире, - войны, теракты, землетрясения и другие катаклизмы - это последствия того, что каждую секунду люди в белых халатах делают так, что перестает биться еще одно маленькое сердечко... Эти нерожденные дети могли бы сидеть сейчас среди зрителей, ритм сердцебиения которых составляет 140 ударов в минуту, могли бы с радостью и восторгом смотреть «балет в куклах»... Но этого никогда не будет...
15 августа 2016 года участники фестиваля «За жизнь», приехавшие в Москву из 15-ти регионов России, увидели спектакль об истории потерянного детства в одном из залов гостиницы «Салют», где каждый год проходит фестиваль. Традиционно на фестивале бывает много детей разного возраста, но всех, кому еще не исполнилось 18 лет, Жирайр Газарян попросил уйти со спектакля, чтобы не нанести вред их неокрепшей психике. Не знаю, видели ли дети режиссера кукольный спектакль «Сто сорок ударов в минуту», который покажут 26 сентября 2016 года в рамках Третьего Международного фестиваля «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол». Музыкальным оформлением детского спектакля занимался А.Качанов, художником по свету стала Я.Бойцова. Дебютировала в сценографии спектакля талантливый дизайнер Ирина Титовец, ставшая соавтором Дениса Казачука в художественном оформлении постановки.
Декорация спектакля «Сто сорок ударов в минуту. История потерянного детства» подчеркнуто минимальна - одиноко стоящий в центре пустого сценического пространства стул, несколько ламп-прожекторов, освещающих происходящее действие, да видеопроекция на экране. Тоненькая хрупкая Юлия Белоус, на вид почти девочка, в простом черном платье, без грима,больше часа держит зал в жутком напряжении. Она шепчет, кричит, плачет, и вместе с ней плачем мы - взрослые тети и дяди. Среди нас есть многодетные мамы четверых, пятерых, шестерых детей... Некоторые признавались мне, что детей могло быть и больше, если бы не аборты. Когда они вспоминали об этом, у всех дрожал голос, и непрошенная слеза готова была скатиться со щеки... Постабортный синдром сводил их с ума... И свел бы, но они покаялись, уверовали в Бога и теперь искупают свой грех, участвуя в движении «За жизнь»...
Спектакль обжигает, бередит душу настолько, что мы долго не можем разойтись, за полночь обсуждая игру актрисы. Как можно не сойти с ума, играя ЭТО? Юлия Белоус совсем молоденькая. Приехав в Москву после окончания Хабаровского института искусств и культуры, уже три года играет в «Театральной Лаборатории Девять Семь», которой руководит Жирайр Газарян. После спектакля я прошу ее вместе с коллегами и режиссером сфотографироваться и задаю режиссеру, упаковывающему реквизит, несколько вопросов.
Жирайр Газарян: Каждую секунду в мире совершается аборт!
- Жирайр Леонидович, где вы ставите спектакли?
- Театрального пространства у нас нет. Мы оборудовали самую обыкновенную квартиру под студию, где репетируем и иногда играем. Студия называется «Театральная Лаборатория Девять Семь». 97 - это номер квартиры.
- Сколько всего актеров в театре?
- Пять человек.
- Когда состоялась премьера спектакля?
- В 2014 году мы сделали первые показы на публику.
- Почему вас так затронула тема абортов? Наверняка ваша семья с этим не сталкивалась.
- Нет, конечно. Я всегда понимал, что аборты существуют, что это дикость, я всегда был против этого. Когда занимался «Братьями Карамазовыми» Достоевского, линией Ивана Карамазова, исследуя проблему насилия над детьми, в какой-то момент я вдруг наткнулся в интернете на счетчик. Знаете, есть такие онлайн счетчики, которые показывают, что происходит в единицу времени на планете Земля. Я посмотрел на счетчик и увидел слово «аборт». Цифра менялась каждую секунду. Я предположить не мог, что каждую секунду в мире кто-то делает аборт. Надо понимать, что интернет-статистика необъективна окончательно, то есть это в разы больше. Меня это настолько возмутило, это же самые беззащитные люди! И тогда мы начали думать, как же с этим быть. Наша знакомая Вера Акимова, молодой драматург, написала текст, а дальше начались репетиции. Мы стали думать, какое звучание в результате должен иметь наш спектакль и остановились на том, что он должен быть очень жестким для восприятия. То есть, поняв, что так жить нельзя, что с этим нужно что-то делать, мы сделали спектакль «Сто сорок ударов в минуту. История потерянного детства».
- Перед какой аудиторией вы в основном выступаете? И почему удалили из зала не только детей, но и подростков, которые занимаются вместе с родителями пролайфом и уже многое знают про аборт?
- Выступаем перед любой аудиторией. Ограничения только по возрасту - 18+. Детям это нельзя смотреть. Спектакль психологически тяжел для восприятия. Аборт проводится под контролем УЗИ, то есть врач слышит, как сердце малыша бьется со скоростью 140 ударов в минуту, видит, как 10-недельный ребенок пытается увернуться от инструмента. Создавая спектакль, мы поставили перед собой одну из художественных задач - передать весь ужас происходящего. Для этого в рамках нашей театральной лаборатории мы разработали особый способ актерской игры, особый способ действия и существования актера в пространстве. Мы добивались абсолютного слияния актера с его ролью. Такого рода слияние шокирует зрителей. Мы не ставили перед собой задачу шокировать зрителей, но это является следствием подобного способа существования актера. По-другому говорить на тему детоубийства для нас как художников не представлялось возможным. Детям это нельзя показывать.
- В вузах показываете спектакль? Студентам-то можно, наверное, его смотреть?
- В вузах пока не приходилось. Пока нас туда не звали. Вот фестиваль «За жизнь» позвал, и мы показали.
- А как обычно реагирует зритель?
- По-разному. Но одно замечено: спектакль никого не оставляет равнодушным. Мужчины, когда видят эту безотцовщину, плачут. Женщинам, которые делали аборты, бывает крайне тяжело воспринимать. Однажды был случай раскаяния. Женщина после просмотра подошла к нам и сказала, что поняла, что совершила убийство. В тексте пьесы аборт не называется абортом, этим медицинским суррогатом, а называется детоубийством или убийством детей. Некоторые воспринимают это с крайним раздражением. Как правило, это невоцерковленные люди. Но что поделать? Не называть же черное белым, а белое черным?! Остается, только сожалеть об этом.
- Из-за того, что во время спектакля произошли перебои с электричеством, мы не смогли увидеть приготовленный вами видеоряд на экране. Что там должно было быть?
- На экране, расположенном за спиной героини, зритель должен видеть кадры с мониторов УЗИ, детский лепет и фотографии детей. (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2228495603870790&set=a.2228501693870181&type=3&theater, https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2228495600537457&set=a.2228501693870181&type=3&theater)
- Есть ли уже рецензии на спектакль?
- Да есть. О нас написали портал «Милосердие.ру» (http://old.miloserdie.ru/articles/sto-sorok-udarov-v-minutu-kto-to-dolzhen-eto-uslyshat-v-strane-gde-ubivayut-svoih-detej) и журнал «Фома» (http://foma.ru/rezhisser-i-aktrisa-vdvoem-postavili-spektakl-o-tragedii-aborta.html). Приглашаем на спектакль зрителей старше 18-ти лет и, конечно, представителей СМИ, особенно освещающих тему семейных ценностей и защиты жизни нерожденного ребенка. По вопросам организации показа спектакля звоните мне по телефону +79032087321 или пишите по адресу: gerar76@mail.ru
Надеюсь, что показанная нами история поможет спасти жизни хотя бы нескольких малышей.
Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора
О детском спектакле «Сто сорок ударов в минуту» см.:
http://bigbilet.ru/place/puppets/afisha/sto_sorok_udarov_v_minutu1
http://peterburg.center/event/spektakl-140-udarov-v-minutu-12-2015.html
http://teledetki.tv/video.php?gid=55&rid=1653
http://kudago.com/spb/event/spektakl-sto-sorok-udarov-v-minutu/
http://www.bileter.ru/afisha/show/sto_sorok_udarov_v_minutu_bolshoy_teatr_kukol.html
http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/140_bezzvuchnih_udarov_kolokola_v_materinskoj_utrobe/