Когда все довольны
Подвиг святого Максима Исповедника пришелся на период тяжелой борьбы Православной Церкви с ересью монофелитства. Эта ересь представляла собой не столько богословское заблуждение, сколько расчетливый компромисс, нужный светской власти для того, чтобы вернуть национальные окраины Византийской ойкумены. Ряд восточных Церквей не признал принятый Халкидонским Собором догмат о том, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, а Божественная и человеческая природы пребывают в нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Они остались на позициях ереси монофизитов, суть которой состояла в том, чтобы признать в Господе главенствующей одну - Божественную - природу, которая как бы растворяла в себе Его человечество.
Императору Ираклию (610-641 гг.) до богословских тонкостей дела не было, а вот мир в империи и сплоченность народа перед лицом внешней опасности были нужны как никогда. Византию изматывала многолетняя война с Персией - мощным государством, претендующим на политическое и религиозное первенство. Эта война была выиграна Византией. Персидский царь Хозрой был убит, завоеванные Персией территории, на которых проживало много монофизитов, были возвращены Византии. Ираклий хотел привлечь этих людей на свою сторону, и монофелитство стало удобным инструментом для этого.
Автором этого «геополитического» проекта стал Патриарх Сергий, который сам был родом из Сирии и знал вопросы отношения монофизитов и православных изнутри. Он предложил компромиссную формулу, согласно которой во Христе было две природы, но одна воля. Еретическая формулировка имела огромный успех. Неискушенному человеку могло показаться, что спасительный компромисс, который может вернуть под руку императора огромное количество людей, найден, и что Ираклий не только укрепил свою власть, но и уврачевал церковный раскол, воссоединившись в церковном общении с Армянской, Сирийской и Египетской Церковью.
Соблазнились многие - и не только от боязни воспротивиться, но и потому, что сам вопрос был тонким и сложным для понимания. Думается, что и сегодня многие верные чада Православной Церкви не смогут с ходу объяснить, что в этом учении еретического. Чтобы понять заблуждение монофелитов и открыто выступить против заблуждения власти, нужно было быть и искушенным богословом, и бесстрашным человеком. И таковых, сказавших свое слово, можно было буквально пересчитать по пальцам. Среди них - Патриарх Иерусалимский Софроний (день памяти 24 марта н. ст.), Папа Римский Мартин I (день памяти 27 апреля н. ст.) и преподобный Максим Исповедник, в чьих трудах православное учение о «двух волениях» Христа получило свое классическое изложение.
«Да будет воля Твоя!»
Святой Максим родился в 580 году в аристократической семье и получил блестящее образование. Некоторое время он служил в императорской канцелярии. Выдающиеся способности могли привести его на самую вершину государственной власти при дворе императора Ираклия, но он избрал другой путь и стал простым монахом в малоазийском городе Хрисополе, где десять лет пребывал в подвиге безмолвия. Затем преподобный вместе со своим учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Здесь он написал свои первые произведения: аскетические трактаты о борьбе со страстями. Однако в тишину монашеской кельи ворвался гул войны: персы и авары наступали на Константинополь. Линия фронта проходила в опасной близости от монастыря, и его насельникам пришлось покинуть обитель. Для преподобного наступило время странствий: Крит, Кипр, Карфаген, встречи с разными людьми, среди которых были и сторонники, и противники опасного догматического нововведения. Преподобный Максим проповедовал, спорил, рассуждал, разъяснял, возвращал в лоно Православия заблудших. Очень скоро он стал самым авторитетным и, фактически, единственным защитником православного вероучения своего времени.
Полемизируя с монофелитами, преподобный Максим останавливался на вопросе, который не имел раньше богословского освещения. А что такое воля вообще? Как она устроена в человеке? В чем состоит ее свобода?
Прежде всего, преподобный Максим обращал внимание на то, что свобода воли и свобода выбора - это далеко не одно и то же. Выбор - вовсе не обязательное условие свободы. Колебания между добром и злом, на которые обречен падший человек, - это изъян воли, так что любой выбор чреват ошибкой. Бог же в Своей свободе не знает ни выбора, ни колебания, ни склонности ко греху. В грехопадении воля человека повредилась, а первоначальная ее чистота состояла в том, что человек мог без колебания и сомнения согласовать свою волю с волей Творца по тому образу, который дан нам в молитве Господней: «Да будет воля Твоя».
В грехопадении произошло разобщение человеческой воли с волей Божественной. Грех есть ложное направление воли, уклонение от Бога к небытию, поэтому исцеление падшей природы человека не может состояться, если не будет исцелена его поврежденная воля в таинстве боговоплощения. Имея это в виду, догматическое нововведение монофелитов нельзя признать правильным: ведь если бы во Христе оказалась только одна Божественная воля, то восстановление природы человека было бы неполным. Но каким же образом в единой личности Христа сочетаются две воли? Разве это возможно? Преподобный Максим пишет о том, что человеческая воля Христа не имела в себе греховного изъяна, она была внутренне единой, поэтому она свободно и без колебаний сочеталась с волей Отца. Во Христе не было ни столкновения, ни борьбы двух воль, свойственных Божественной природе и природе человеческой, ни их слияния, которое породило бы некую единую третью - богочеловеческую - волю. Очевидно, что компромиссная формулировка монофелитов была неприемлема дважды: и потому, что этим нарушался догмат о двух природах во Христе - ведь слияние воль фактически означало и слияние природ, и потому, что ересь монофелитов делала невозможной полное восстановление падшей природы человека.
Логика преподобного была безупречна, а личный авторитет, основанный на святой, праведной жизни, непоколебим. Под влиянием святого Максима в Африке в 646 году состоялся Поместный Собор, на котором монофелитство было осуждено. Но эта победа была только началом страшной и изнурительной борьбы за торжество истины.
Не отступить от правой веры
Преподобный Максим обратился за поддержкой к Папе Римскому Мартину I. Папа Мартин твердо поддержал православное учение о воле, изложенное преподобным Максимом. По его инициативе в 649 году в Риме был созван Латеранский Собор, также осудивший монофелитство. В ответ на это Константинополь принял решение задавить оппозицию, обвинив Папу Мартина и всех его сторонников, в том числе и преподобного Максима, в политических преступлениях. Они были арестованы и под конвоем доставлены в столицу империи. Судилище было отвратительным. Престарелого и немощного Папу Мартина избили и сослали в крымский Херсонес, где в сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался.
Преподобного Максима допрашивали и пытали отдельно. Хотя он и был простым монахом, его авторитет был невероятно высок, и власть добивалась от него если не признания правоты монофелитов, то хотя бы молчания на спорную тему. Обвинения, выдвинутые против святого, были одно безумнее другого. Его обвинили не только в мятеже против императора, но и в пособничестве исламским захватчикам.
«Как ты, простой монах, - спрашивали его, - идешь против императора и Патриарха?». Святой Максим отвечал на это, что даже если бы Ангел с Небес проповедовал ересь, он, простой монах, все равно бы отстаивал истину.
«Разве тебе не дорог мир в империи? - вопрошали его. - Разве ты не можешь пойти на компромисс ради единения Византии и Рима?». На это преподобный Максим ответил: «Я думаю не об единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры».
После этого подвижник был отправлен в Визию, город во Фракии, где ему предстояло вести жизнь узника. Когда император Констант II, приемник Ираклия, понял, что ни запугать, ни подкупить совесть праведника не удастся, он решил добиться его молчания об истине силой. Преподобный Максим был подвержен изуверской экзекуции. Его бичевали острыми воловьими жилами - так, что на теле не осталось живого места, затем палачи железными тисками вытянули язык святого и отрезали его у самой гортани. Через некоторое время преподобному отрубили правую руку. Казалось, голос истины умолк навсегда. Изувеченный монах был заточен в крепости на далеком Кавказе, где прожил еще три года и скончался в 662 году.
Но слово и дело святого Максима восторжествовало. В 680-681 годах собравшийся в Константинополе VI Вселенский Собор осудил ересь монофелитства и принял православное учение о двух волениях Христа, которое было буквальным повторением учения святого Максима: «Проповедуем также по учению святых отцов, что в Нем и две природные воли, и два природных желания, и два природных действия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны. И две природные воли не противоположны одна другой, как говорили нечестивые еретики, - да не будет! Но Его человеческое желание не противоречит (не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (не противится преднамеренно), а следует или, лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему желанию».
Газета «Православная вера» № 16 (564)
Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istina-dorozhe-zhizni