Истина дороже жизни

0
357
Время на чтение 6 минут
Много раз в истории Православной Церкви складывалась такая ситуация, когда голос истины, казалось, замолк навсегда, а ересь, уводящая человека от Христа, пользовалась поддержкой и власти, и клира. Но всегда находился человек, который оставался верен истине, которого не могли заставить замолчать ни уговоры, ни пытки. Таким бойцом за истину был преподобный Максим Исповедник, чью память мы празднуем 26 августа (по новому стилю).

Когда все довольны

 

Подвиг святого Максима Исповедника пришелся на период тяжелой борьбы Православной Церкви с ересью монофелитства. Эта ересь представляла собой не столько богословское заблуждение, сколько расчетливый компромисс, нужный светской власти для того, чтобы вернуть национальные окраины Византийской ойкумены. Ряд восточных Церквей не признал принятый Халкидонским Собором догмат о том, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, а Божественная и человеческая природы пребывают в нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Они остались на позициях ереси монофизитов, суть которой состояла в том, чтобы признать в Господе главенствующей одну - Божественную - природу, которая как бы растворяла в себе Его человечество.

Императору Ираклию (610-641 гг.) до богословских тонкостей дела не было, а вот мир в империи и сплоченность народа перед лицом внешней опасности были нужны как никогда. Византию изматывала многолетняя война с Персией - мощным государством, претендующим на политическое и религиозное первенство. Эта война была выиграна Византией. Персидский царь Хозрой был убит, завоеванные Персией территории, на которых проживало много монофизитов, были возвращены Византии. Ираклий хотел привлечь этих людей на свою сторону, и монофелитство стало удобным инструментом для этого.

Автором этого «геополитического» проекта стал Патриарх Сергий, который сам был родом из Сирии и знал вопросы отношения монофизитов и православных изнутри. Он предложил компромиссную формулу, согласно которой во Христе было две природы, но одна воля. Еретическая формулировка имела огромный успех. Неискушенному человеку могло показаться, что спасительный компромисс, который может вернуть под руку императора огромное количество людей, найден, и что Ираклий не только укрепил свою власть, но и уврачевал церковный раскол, воссоединившись в церковном общении с Армянской, Сирийской и Египетской Церковью.

Соблазнились многие - и не только от боязни воспротивиться, но и потому, что сам вопрос был тонким и сложным для понимания. Думается, что и сегодня многие верные чада Православной Церкви не смогут с ходу объяснить, что в этом учении еретического. Чтобы понять заблуждение монофелитов и открыто выступить против заблуждения власти, нужно было быть и искушенным богословом, и бесстрашным человеком. И таковых, сказавших свое слово, можно было буквально пересчитать по пальцам. Среди них - Патриарх Иерусалимский Софроний (день памяти 24 марта н. ст.), Папа Римский Мартин I (день памяти 27 апреля н. ст.) и преподобный Максим Исповедник, в чьих трудах православное учение о «двух волениях» Христа получило свое классическое изложение.

«Да будет воля Твоя!»

 

Святой Максим родился в 580 году в аристократической семье и получил блестящее образование. Некоторое время он служил в императорской канцелярии. Выдающиеся способности могли привести его на самую вершину государственной власти при дворе императора Ираклия, но он избрал другой путь и стал простым монахом в малоазийском городе Хрисополе, где десять лет пребывал в подвиге безмолвия. Затем преподобный вместе со своим учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Здесь он написал свои первые произведения: аскетические трактаты о борьбе со страстями. Однако в тишину монашеской кельи ворвался гул войны: персы и авары наступали на Константинополь. Линия фронта проходила в опасной близости от монастыря, и его насельникам пришлось покинуть обитель. Для преподобного наступило время странствий: Крит, Кипр, Карфаген, встречи с разными людьми, среди которых были и сторонники, и противники опасного догматического нововведения. Преподобный Максим проповедовал, спорил, рассуждал, разъяснял, возвращал в лоно Православия заблудших. Очень скоро он стал самым авторитетным и, фактически, единственным защитником православного вероучения своего времени.

Полемизируя с монофелитами, преподобный Максим останавливался на вопросе, который не имел раньше богословского освещения. А что такое воля вообще? Как она устроена в человеке? В чем состоит ее свобода?

Прежде всего, преподобный Максим обращал внимание на то, что свобода воли и свобода выбора - это далеко не одно и то же. Выбор - вовсе не обязательное условие свободы. Колебания между добром и злом, на которые обречен падший человек, - это изъян воли, так что любой выбор чреват ошибкой. Бог же в Своей свободе не знает ни выбора, ни колебания, ни склонности ко греху. В грехопадении воля человека повредилась, а первоначальная ее чистота состояла в том, что человек мог без колебания и сомнения согласовать свою волю с волей Творца по тому образу, который дан нам в молитве Господней: «Да будет воля Твоя».

В грехопадении произошло разобщение человеческой воли с волей Божественной. Грех есть ложное направление воли, уклонение от Бога к небытию, поэтому исцеление падшей природы человека не может состояться, если не будет исцелена его поврежденная воля в таинстве боговоплощения. Имея это в виду, догматическое нововведение монофелитов нельзя признать правильным: ведь если бы во Христе оказалась только одна Божественная воля, то восстановление природы человека было бы неполным. Но каким же образом в единой личности Хрис­та сочетаются две воли? Разве это возможно? Преподобный Максим пишет о том, что человеческая воля Христа не имела в себе греховного изъяна, она была внутренне единой, поэтому она свободно и без колебаний сочеталась с волей Отца. Во Христе не было ни столкновения, ни борьбы двух воль, свойственных Божественной природе и природе человеческой, ни их слияния, которое породило бы некую единую третью - богочеловеческую - волю. Очевидно, что компромиссная формулировка монофелитов была неприемлема дважды: и потому, что этим нарушался догмат о двух природах во Христе - ведь слияние воль фактически означало и слияние природ, и потому, что ересь монофелитов делала невозможной полное восстановление падшей природы человека.

Логика преподобного была безупречна, а личный авторитет, основанный на святой, праведной жизни, непоколебим. Под влиянием святого Максима в Африке в 646 году состоялся Поместный Собор, на котором монофелитство было осуждено. Но эта победа была только началом страшной и изнурительной борьбы за торжество истины.

Не отступить от правой веры

 

Преподобный Максим обратился за поддержкой к Папе Римскому Мартину I. Папа Мартин твердо поддержал православное учение о воле, изложенное преподобным Максимом. По его инициативе в 649 году в Риме был созван Латеранский Собор, также осудивший монофелитство. В ответ на это Константинополь принял решение задавить оппозицию, обвинив Папу Мартина и всех его сторонников, в том числе и преподобного Максима, в политических преступлениях. Они были арестованы и под конвоем доставлены в столицу империи. Судилище было отвратительным. Престарелого и немощного Папу Мартина избили и сослали в крымский Херсонес, где в сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался.

Преподобного Максима допрашивали и пытали отдельно. Хотя он и был простым монахом, его авторитет был невероятно высок, и власть добивалась от него если не признания правоты монофелитов, то хотя бы молчания на спорную тему. Обвинения, выдвинутые против святого, были одно безумнее другого. Его обвинили не только в мятеже против императора, но и в пособничестве исламским захватчикам.

«Как ты, простой монах, - спрашивали его, - идешь против императора и Патриарха?». Святой Максим отвечал на это, что даже если бы Ангел с Небес проповедовал ересь, он, простой монах, все равно бы отстаивал истину.

«Разве тебе не дорог мир в империи? - вопрошали его. - Разве ты не можешь пойти на компромисс ради единения Византии и Рима?». На это преподобный Максим ответил: «Я думаю не об единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры».

После этого подвижник был отправлен в Визию, город во Фракии, где ему предстояло вести жизнь узника. Когда император Констант II, приемник Ираклия, понял, что ни запугать, ни подкупить совесть праведника не удастся, он решил добиться его молчания об истине силой. Преподобный Максим был подвержен изуверской экзекуции. Его бичевали острыми воловьими жилами - так, что на теле не осталось живого места, затем палачи железными тисками вытянули язык святого и отрезали его у самой гортани. Через некоторое время преподобному отрубили правую руку. Казалось, голос истины умолк навсегда. Изувеченный монах был заточен в крепости на далеком Кавказе, где прожил еще три года и скончался в 662 году.

Но слово и дело святого Максима восторжествовало. В 680-681 годах собравшийся в Константинополе VI Вселенский Собор осудил ересь монофелитства и принял православное учение о двух волениях Христа, которое было буквальным повторением учения святого Максима: «Проповедуем также по учению святых отцов, что в Нем и две природные воли, и два природных желания, и два природных действия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны. И две природные воли не противоположны одна другой, как говорили нечестивые еретики, - да не будет! Но Его человеческое желание не противоречит (не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (не противится преднамеренно), а следует или, лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему желанию».

Газета «Православная вера» № 16 (564)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istina-dorozhe-zhizni
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34