Общероссийский народный фронт еще в середине лета забил в колокол по поводу давней и, увы, системной проблемы - нехватки бесплатных учебных пособий в наших школах.
Несмотря на статью Конституции и Закон об образовании в РФ, родителям нередко приходится тратиться на большую часть учебников из своего кармана. Причем речь не только о дотационных регионах, но и о крупных мегаполисах. По данным мониторинга ОНФ, треть всех школ начинают этот учебный год без соответствующей комплектации. Недавняя смена министра образования дарит надежду на исправление тяжелого наследия предшественников, в том числе и в данном аспекте. Хотя совершенно ясно, что мгновенных волшебных изменений ждать не приходится.
Те, кто учился в советской школе в 60-80-х годах, помнят, что такой незадачи, как ныне, просто не существовало. Бесплатное образование и впрямь являлось таковым. Максимум, на что требовалось раскошелиться родителям, - какие-нибудь новые контурные карты. Учебники менялись редко, и в школьных библиотеках запас всегда имелся. Физическое состояние их часто оставляло желать лучшего из-за многократного, а главным образом небрежного пользования (за что учителя и «предки» крепко ругали своих нерях и озорников), но гранит знаний грызть по ним вполне удавалось. Если же что-то и приходилось докупать - стоило это сущие копейки.
Однако все изменилось с наступлением рыночных отношений. Выверенную годами отечественную систему образования начали демонтировать. Сперва с оглядкой, а затем все нахрапистее. Лозунгами разрушителей, вышедших из лагеря демократов первой волны, стали вариативность, концентрическая система преподавания и другие расшатывающие приемы. Новые учебники и пособия появлялись с опережающей скоростью, избранные издательства делали на них крутой бизнес, в негласном ходу оказались жлобские формулы: «образование не для нищих», «плати и бери». И брали, и платили - даже самые бедные, порой недоедая: главное, оформить чаду путевку в жизнь, пусть из последних сил. При этом мизерное число родителей возмущалось, качало права, тем более, обращалось к правоохранителям. Причины абсолютно понятны: ребенка затравят, придется переводиться, а на новом месте может быть еще хуже...
Между тем многие профильные чиновники в регионах и директора школ отменно уловили конъюнктуру. И даже там, где федеральные или региональные дотации выделялись в приличном объеме, учебники все равно «вешали» на родителей. Порой с лицемерно-издевательскими оговорками: «ну, кто совсем не в состоянии купить, мы что-нибудь придумаем, сделаем ксерокс». А ведь три-четыре тысячи рублей - во столько в среднем оценивается сегодня комплект учебников - для многих семейных бюджетов отнюдь не мелочь.
Можно упомянуть и наличие коррупционных схем, при которых выделенные государством деньги оседают в чьих-то карманах - от издательств до чиновников, курирующих образование, и непосредственно школьных администраций. Скажем, фиксировались случаи, когда директора покупали учебники по оптовой цене, а затем перепродавали родителям по розничной. В конце 2012 года дело дошло до серии судов и прокурорских проверок. В отчетах по ним всплыли вопиющие факты. В Красноярском крае, например, обнаружилось, что «краевое министерство образования... само настоятельно рекомендовало педагогам брать деньги с родителей». А в Ивановской области школы тратили большую часть получаемых бюджетных субвенций на приобретение нового оборудования и зарплату учителям. При этом на покупку учебников расходовалось лишь около трех процентов средств.
Озаботившись ситуацией, правительство приняло в том же 2012-м ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому обеспечение учебниками и пособиями «по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Позже на эту тему публиковались специальные разъяснительные письма Минобрнауки.
Президент дал поручение разобраться с проблемой нехватки школьных учебников по итогам межрегионального форума ОНФ, состоявшегося в январе этого года в Ставрополе. На июльской встрече с лидерами думских фракций Владимир Путин, вновь коснувшись темы, специально подчеркнул, что отказываться от бесплатного образования нельзя. Однако все это вместе, увы, не исправило кардинально ситуацию, о чем свидетельствуют данные недавнего мониторинга ОНФ. Среди отстающих значатся: Калмыкия, Дагестан, Бурятия, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Забайкальский и Ставропольский края, а также Волгоградская, Тамбовская, Пензенская области.
Но явление это гораздо шире выборочно-регионального: систематические поборы с родителей наблюдаются и в заведениях двух столиц, других российских мегаполисов. Достаточно поговорить со знакомыми, чьи дети ныне школьники.
Проблема явно системная, и она не сводится к нехватке средств в местных бюджетах, нецелевому расходованию федеральных субсидий и банальному воровству. Налицо одна из граней того бессмысленного реформирования и ползучей коммерциализации среднего образования, которым занимались чиновники Минобрнауки последние 25 лет. Что при глухом сопротивлении старого педагогического состава и нарастающей административной безответственности на всех уровнях привело к нынешнему бардаку. Порой десятки закупленных и нераспечатанных пачек с новыми учебниками отправляются на макулатуру, при этом родители стоят на ушах в поисках свежих или самых «правильных» по сравнению с приобретенными пособий. Более прочих «достается» таким предметам, как история, литература, обществознание, русский и иностранные языки.
Как реакция на бесконечные метания между образовательными стандартами, разноголосицу педагогических методик и алогичность учебников среди родителей и учителей все большую популярность набирают сетевые ресурсы, где выложены оцифрованные советские издания.
Выход из этой канители просматривается следующий: достаточно решительное контрреформирование школы, возвращение львиной доли программы к единым для всех республик, краев и областей стандартам, создание по конкретной дисциплине двух-трех качественных учебников, рассчитанных на 5-10 лет, с советской системой сохранения их в школьных библиотеках. Поэкспериментировали четверть века? Вот, пожалуй, и хватит.
Мнение
Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник», член центрального штаба ОНФ:
- По закону учебники и учебные пособия, необходимые для освоения программы, должны закупаться за счет бюджета. Однако почти в половине регионов это требование систематически не выполняется. Общероссийский народный фронт провел мониторинг, который показал, что только 64 процента школ получают бесплатные учебники. Есть регионы, где финансовые средства, предусмотренные на приобретение пособий, не покрывают и трети потребностей.
В создавшейся ситуации каждый субъект сам определяет, как тратить деньги, выделенные на закупку учебных материалов. Например, в Ставропольском крае в этом году более 100 млн рублей решено направить на пособия для шестого класса - с сентября вводится новый образовательный стандарт, требующий замены учебной литературы.
Нередки случаи, когда школа остается один на один с закупками. Формально деньги выделены, но суммы не хватает. Такие ситуации необходимо исключить. Это вопрос даже не столько закупок, сколько государственной гарантии бесплатного образования.
Роман ДОЩИНСКИЙ, учитель русского языка и литературы международной квалификации, эксперт ОНФ:
- Родители должны понимать одну, вроде очевидную, истину: директор школы или учитель, заставляющие их закупать учебники за свой счет, нарушают закон. Однако тут есть нюансы. В федеральном перечне, кроме собственно учебников, которые обязано предоставить государство, фигурируют «учебно-методические комплексы» - тут и рабочие тетради, и электронные версии, и карты, и атласы, и словари. Получается, что для адекватной реализации программы курса в некоторых случаях педагог вправе просить докупить все это самостоятельно. Виноваты в двусмысленности чиновники Минобрнауки, заложившие в нормативно-правовую базу заведомо противоречивые положения.
Кроме того, есть явная нестыковка: в школьных библиотеках срок службы учебных изданий - пять лет, а федеральный перечень (ФП) таковых формируется раз в три года. То есть книги приходится списывать раньше срока.
У нас порой одна рука не знает, что делает другая. На высшем уровне принимаются решения, которые не видятся комплексно, системно. Утверждаются концепции преподавания отдельных предметов - запускаются новые учебники. Вводятся адаптированные основные образовательные программы - то же самое. В старших классах ребята проходят обязательные элективные курсы - и здесь возникает серьезная потребность в учебных материалах.
Регионы, которым вменено обеспечивать свои школы учебниками, находятся в режиме жесточайшего дефицита, едва справляясь с задачей доведения зарплаты работников образования до средней по региону. А ведь сейчас в стране реализуется масштабный проект строительства новых школ - значит, и учебников потребуется больше, причем опять же за счет региональных бюджетов. Правда, нередко бывает и так, что сами регионы вовремя не обращаются с просьбой выделить федеральные субсидии именно на данную целевую закупку.
Не секрет, что многие региональные министерства имеют «тайные сговоры» с издательствами. Поэтому закупки часто производятся не по собственному желанию образовательной организации, а по тому плану, который разработан на уровне субъекта. Меня удивляет следующее. Издательские компании предлагают учебники по разным ценам. Но почему-то местные власти выбирают самые дорогие... Это в условиях-то дефицита бюджета!
Есть и такой аспект: официально по программе у школьников значится один учебник, а реально преподавание идет по другому. Спрашивается, зачем приобретали то, что не нужно? Ответ очевиден: потому что хороший, с точки зрения администрации школы, учебник не входит в ФП. Тогда уже вопрос нужно переадресовать тем, кто формирует этот документ.
Следует напомнить также, что воплощение любых идей, связанных с индивидуализацией и дифференциацией в образовании, дорого обходится государству. Декларируется многое, более того, даже вменяется в обязанности школам, но почему-то не всегда подкрепляется финансовым обеспечением...
Можно в связи с этим предложить интересный законодательный ход. Почему, собственно, все «бюджетные» учебники должны входить в ФП? Пусть туда будут включены 70 процентов из них, а остальные школа закупит по своему усмотрению. На мой взгляд, сегодня это формула нормального баланса между единым образовательным пространством страны и свободой выбора школы.
У экспертов ОНФ по образованию имеются несколько конкретных решений. Надо внести изменение в законодательство РФ, гарантирующее закупку всех учебных материалов из средств федерального бюджета. Необходимо также изменить порядок экспертизы учебников: заниматься этим не должны авторы, рецензенты и издательства, выпустившие их. Напротив, нужно вернуть систему апробации пособий, а также всерьез задуматься о целевой госпрограмме по данной теме.
Лариса ТРОПКИНА, директор МОУ лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда:
- С одной стороны, в нашем регионе выделяются немалые средства из субвенции, например, у нас в лицее в последние три года эта сумма составляет от 500 тысяч до 1 млн рублей. С другой стороны, мы наладили хорошо знакомую схему передачи учебников в конце года из класса в класс, стараемся обеспечить сохранность книг. И даже существует межбиблиотечный обмен. Словом, делается все, чтобы работал каждый учебник. Но тем не менее не получается обойтись совсем без проблем. Возникает вопрос, почему федеральным перечнем допускаются издания, которые не прослужат четыре-пять лет, как это предполагается. Или, например, учебник английского языка, совмещенный с рабочей тетрадью. И «Русский язык», и «Окружающий мир», и «Чтение» в начальной школе в учебно-методическом комплексе имеют рабочие тетради, которые школа не должна приобретать на бюджетные средства и при этом не может заставлять родителей их докупать. К этому стоит добавить и то, что, к сожалению, слишком часто - порой посреди учебного года - в ФП вносятся изменения. И школам приходится тратить дополнительные средства на обновление фонда.
Надежда ЧИСТЯКОВА, учитель русского языка и литературы московской школы № 1078:
- Российская школа нормальным набором учебников уже давно не располагает. Что касается русского языка, то я как педагог могу преподавать по совершенно разным программам: Ладыженской, Разумовской, Львовой. Это вроде как дело самого учителя, но в итоге выбор сводится к тому, что есть в наличии в библиотеке. При этом практически нет учебников без серьезных изъянов. Некоторые вводят свои собственные графические правила подчеркивания слов, невероятную отсебятину. У кого-то могут быть хорошие материалы для одного-двух классов, а для других - безобразные. Но я не имею права поменять автора между классами. В итоге приходится мучиться и мне, и ребятам. А родителям докупать нормальные пособия, например рабочие тетради с упражнениями. Или копировать их. Добавлю также, что Федеральные образовательные стандарты меняются слишком быстро - школы со своими библиотеками просто не поспевают...
Анжела БАЙРАМБЕКОВА, директор гимназии № 28 г. Махачкалы:
- С первого по четвертый классы и в нашей гимназии, и во многих других школах Дагестана бесплатные учебники есть все - их, как и в советское время, сдают в библиотеки, чтобы передать следующим ученикам. По пятому классу в прошлом году с небольшой задержкой, но тоже предоставили бесплатные комплекты. По шестым есть информация, что книги по крайней мере для Махачкалы уже получены. А вот дальше начинаются проблемы. Обеспеченность библиотечного фонда - от 25 до 35 процентов по разным предметам. Остальное вынуждены приобретать родители.
Почему так получается? В старших классах линейки учебников сильно «разветвляются» по авторам и методикам. Эта вариативность создает большие трудности при переходе ребенка не только в другую школу, но и в следующий класс, ибо книги автора, по которому учились ранее, может не оказаться в свободном доступе. Давно не переиздается учебник по геометрии, нет таковых по информатике, ОБЖ.
В пределах своей гимназии мы нашли частичный выход: попросили родителей, уже купивших учебники из своего кармана, жертвовать их в школьную библиотеку для следующей «смены». Призываем педагогов распределять бесплатные пособия в зависимости от социального статуса семьи. Но все это лишь отчасти облегчает ситуацию. Особенно учитывая демографический взрыв в Дагестане: все школы у нас переполнены.
Мне и моим коллегам представляется, что кардинально решить вопрос можно с помощью специальной государственной программы по опережающему изданию и доставке в субъекты Федерации серий учебников для разных классов, причем принимая во внимание и демографическую ситуацию. И главное - чтобы была, наконец, утверждена общая линейка учебных материалов по всем предметам, что позволило бы на деле возродить в нашей большой стране единое образовательное пространство.
http://portal-kultura.ru/articles/plody-prosveshcheniya/139119-pravo-na-uchebnik/