Начиная с первых веков христианства и до сегодняшних дней главной целью человеческой жизни Церковь всегда считала обожение, то есть воссоединение человека с Богом. Преподобный Максим Исповедник под понятием обожение подразумевал участие всего человека во всем Боге. Следует отметить, что идея обожения была свойственна богословам не только Восточной Церкви, но и некоторым представителям западной богословской мысли. Одним из таких авторов является Клайв Стейплз Льюис - выдающийся английский писатель, цель книг которого - рассказать людям о Христе и вызвать в сердцах читателей любовь к Нему. Но кроме этого произведения Льюиса можно с уверенностью назвать продолжением древней традиции христианской апологетики. И несмотря на то что Льюис был англичанином, в его произведениях есть множество мыслей, которые весьма сходны с учением восточных отцов Церкви, например, идея обожения как цели человеческой жизни.
Льюис разделяет мысль святого апостола Павла о том, что христиане - Тело Христово. Он пишет: «Когда христиане говорят, что они имеют в себе Христову жизнь, они не подразумевают чего-то умственного или морального. Когда они говорят о пребывании «во Христе» или о пребывании Христа «в них», это не значит, что они просто думают о Христе или стараются Ему подражать. Они имеют в виду, что Христос в самом деле действует через них: что все христиане вместе представляют из себя единый организм, через который действует Христос»(1).
В одном из своих произведений Льюис ставит перед собой вопрос: «Что Господь хочет от человека?» И однозначно на него отвечает: «Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобы распространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща Ему Самому... Каждый христианин должен стать маленьким Христом. Именно это и значит «быть христианином»(2). Писатель замечает, что Церковь существует для того, чтобы «привлекать людей к Христу, формировать из них маленьких Христов. Если она этого не делает, все кафедральные соборы, все священство, все миссионерские организации, проповеди, даже сама Библия сведутся лишь к пустой трате времени. Бог стал человеком именно ради этой цели... Может быть, только ради этого и была создана Вселенная. В Библии говорится, что она была создана для Христа и что все должно соединиться в Нем»(3).
Подобную мысль высказывал еще в XIV веке святой Николай Кавасила, который писал: «Когда изливается в нас Христос и соединяет с нами Себя Самого, Он переменяет и в Себя преобразует нас, как бы малую каплю воды, влитую в беспредельное море мира»(4).
По словам Льюиса, «Воплощение - следствие первородного греха. Но христиане мыслят порой иначе и считают, что Бог сошел в природный мир не только поэтому. Даже если бы Искупления не требовалось, Он все равно воплотился бы, чтобы прославить мир и дать ему совершенство... Воплощение стало бы началом возрождения природы; происходило бы это среди людей, но преображало бы все мироздание»(5). Вышеприведенные слова английского писателя повторяют мысль святых отцов о том, что Христос воплотился бы даже в том случае, если бы человек не пал. По мнению преподобного Максима Исповедника, даже если бы человек не согрешил и не нуждался в уврачевании своей природы, все равно своими силами, даже путем исполнения заповедей Божиих, он не мог бы достичь того, к чему был предназначен - обожения.
Льюис напоминает, что промысел Бога относительно человека состоит не лишь в прощении его грехов. Христос не только отдал Свою жизнь за нас, он намеревается также дать Свою жизнь для нас. По словам Льюиса, человек с момента своего рождения обладает биологической жизнью, получаемой им через природу. Однако такая жизнь, как и все природное, имеет тенденцию к постоянному угасанию, в отличие от жизни духовной, содержащейся исключительно в Боге, которая может стать источником жизни вечной в человеке. Известный православный богослов прошлого века В. Н. Лосский писал, что Христос воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом(6). Только благодаря единению с Господом возможно преображение человека. Преобразование, происходящее в человеке, когда его биологическая жизнь сменяется жизнью духовной, равносильно, по мнению Льюиса, превращению мраморной статуи в живого человека: «Мы с вами - статуи, и... в один прекрасный день некоторые из нас оживут»(7). Еще Н. А. Бердяев утверждал, что для христианства центральной идеей является вера в преображение человека: «Смысл явления Христа в мире - в реальном преображении человеческой природы»(8).
В одной из своих самых известных книг «Просто Христианство» Льюис замечает: «Христос - здесь, сейчас... делает что-то для вас и с вами... Богочеловек приходит к вам и приступает к работе над вашим самым сокровенным, внутренним «я», убивает в вас ваше старое «я» и заменяет его другим, таким, каким обладает Он Сам»(9).
Льюис очень часто говорит о том, что вне Христа наша жизнь бессмысленна и невозможна, потому что биологическая жизнь никогда не сможет произвести жизнь духовную. Господь предупреждал Адама и Еву, что если они ослушаются Божьей заповеди, то умрут (Быт. 2:17). После грехопадения прародители прожили еще более 900 лет, но жизнь эта была именно биологической, так как духовная жизнь, по словам святых отцов, прекратилась в прародителях в момент совершения греха. Человек преступил Божью заповедь и стал духовно умирать, ведь душа, порвавшая связь с Господом, обречена на духовную смерть.
Льюис прекрасно осознавал тот факт, что когда человек уходит от Бога, не Создатель наказывает его. Когда человек говорит своему Творцу, что сам хочет руководить собственной жизнью, он таким образом обрывает последнюю связь с Богом, и Господь уже не может защищать такого человека от окружающего зла. Господь любит человека слишком сильно, чтобы нарушить его свободу, и поэтому дает каждому возможность быть творцом своей дальнейшей судьбы. Льюис писал: «Чего, собственно, люди хотят от Бога? Чтобы Он омыл все их прошлые грехи и, любой ценой, позволил начать все сначала?.. Но Он это уже сделал, на Голгофе. Простить? Они не желают прощения. Оставить их в покое? Увы, боюсь, что именно так Он и поступает»(10). Бог хочет, чтобы мы были счастливы, возможно, даже больше, чем этого желаем мы сами. Человек должен понять, что вне Бога - все бессмысленно и пусто, и только в Творце человеческая жизнь обретает свою ценность. Западный богослов и философ Питер Крифт, который был поклонником творчества Льюиса, однажды предложил своим читателям такую ситуацию: Бог является человеку и говорит: «Я дам тебе все, что ты не попросишь - наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, Ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица». И вот это одно «но», по словам Крифта, обесценивает и разбивает вдребезги все те дарования и преимущества, которые Бог обещает человеку взамен Себя. Господь не может дать нам счастье и мир без Себя Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет. Разум, быть может, и не способен постичь эту истину, но сердце точно знает, что Бог человеку нужен больше всего на свете. В одном из своих произведений Льюис задает вполне разумный вопрос: «Если человек соединен с Богом, то как ему не жить вечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть?»(11).
Согласно святоотеческому учению, цель человеческой жизни - не безгрешность, а обожение(12). Льюис более чем уверен, что единственная цель Бога по отношению к человеку - не что иное, как совершенство. Автор часто задавался вопросом, как может грешное и несовершенное человечество устоять пред лицом Бога, святость которого есть «огонь поядающий» (Втор. 4:24; Евр. 12:29)? Ответ мог быть только один: душа человека должна преобразиться во Христе, ведь только Он сможет сделать ее совершенной.
По мысли святых отцов, Господь ненавидит грех, а не самого грешника. Бог свят, Он находит в человеке каждый его грех и искореняет его. Льюис считает, что Господь говорит каждому: «Если вы Мне позволите, Я сделаю вас совершенными. В тот момент, когда вы вручите себя в Мои руки, знайте, что именно это Я намерен сделать с вами. Только это, ничего другого. Однако ваша воля остается свободной. Если вы захотите, то сможете оттолкнуть Меня. Но если вы не оттолкнете, помните: Я доведу работу до конца... Я не успокоюсь и не оставлю вас до тех пор, пока вы действительно не станете совершенными... и ни одна сила во Вселенной, кроме нас самих, не может воспрепятствовать Ему в этом»(13).
Богословие Льюиса всегда было сосредоточено вокруг учения об Искуплении. Бог действовал и продолжает действовать в истории человечества, чтобы восстановить его и всю вселенную в Самом Себе. Льюис подчеркивает: человечество пало, и теперь своими силами оно не в состоянии исправить свою, поврежденную грехом, природу и возвратить утерянный рай. Единственная надежда, которую имеет человек, получает свое начало в Боговоплощении, продолжается в страданиях, смерти и Воскресении Господа и заканчивается в вознесении Христом нашей, человеческой, природы на Небеса.
По словам Льюиса, христианская жизнь - это не только путь, ведущий человека к спасению, но это еще и возможность принять личное участие в преображении мира. Человек изначально создан для жизни в Боге и поэтому обязан, если, конечно, сам этого пожелает, переродиться из материального существа в существо духовное. И поэтому Льюис более чем уверен, что единственная цель Бога по отношению к человеку - не что иное, как его спасение и освящение. Христос - единственный путь к Господу. У всех есть шанс выбрать спасение во Христе, и никто не будет потерян для Царства, кроме тех, кто сам отклонит Небеса.
Андрей Музольф
Примечания:
1) Льюис К. С. Просто христианство // Льюис К. С. Собр. соч. в 8 тт. Т. 1. М.: Фонд о. Александра Меня, 2006. С. 71.
2) Там же. С. 160.
3) Там же. С. 178.
4) Николай Кавасилa, св. Семь слов о жизни во Христе. М.: Паломник, 1991. С. 83-84.
5) Льюис К. С. Чудо // Льюис К. С. Собр. соч. в 8 тт. Т. 7. М.: Фонд о. Александра Меня, 2006. С. 233.
http://pravlife.org/content/klayv-lyuis-chto-gospod-hochet-ot-cheloveka