«Тьмой» в этом небольшом сборнике интервью совершенно обоснованно именуется та область потустороннего, во власть которой добровольно отдают себя люди, решившие искать помощи у экстрасенсов, народных целителей, в эзотерических учениях. Формат книги - аналитический: в ней не только рассматривается духовная сторона обозначенных явлений, но и находят отражение те процессы, которые привели к чрезвычайной распространенности оккультных практик в нашей стране и, как следствие, к тому, что от увлечения ими так или иначе пострадали тысячи людей. Где берут начало невидимые нити кукловодов, манипулирующих, как игрушечными человечками, адептами различных эзотерических культов? Что такое оккультный рэкет? Как появляются псевдоправославные секты и якобы «благословленные» целители? Эта книга словно приоткрывает некую завесу, показывая нам на срезе изнанку того мира, что скрыт за ширмой иероглифов в салонах магических услуг и обволакивающим бархатом в кабинетах гадалок. Авторы убеждены, что христианам, живущим в Церкви, столь ненавидимой князем тьмы, иметь обо всем этом представление - необходимо. И для того чтобы понимать, в каких внешних проявлениях эта чудовищная демоническая сила нам противостоит, и для того чтобы не вслепую, а с пониманием ситуации протянуть руку помощи тому, кто уже увяз в этой оккультной паутине и делает последнюю, может быть, попытку выбраться из нее.
Внушаемых - все больше
В начале 90‑х годов, когда оккультные течения и всевозможные секты, до того практически не известные советским гражданам, мощным потоком затопили страну, автор этой книги - игумен Нектарий - был журналистом в «Аргументах и фактах» и «Общей газете». Он вспоминает, что в то время зарубежные организации, не очень-то и скрываясь, проводили исследования: с какими религиозными направлениями имеет смысл входить на территорию бывшего СССР? Была составлена некая карта: вот регион, где будут эффективны «Свидетели Иеговы», вот сегмент аудитории, который с большой вероятностью пойдет за сайентологами, вот целевая группа граждан, которые могут стать последователями «Слова Жизни». Сегодня, спустя два с лишним десятилетия, мы видим, что «просветленные» гуру - как приезжие, так и доморощенные - не просто обрели для себя в нашем обществе некий моральный и материальный ресурс, но и создали целую оккультную индустрию - торговли, услуг, развлечений. И нет, к сожалению, предпосылок к тому, что в обозримом будущем эта индустрия рухнет, поскольку еще тогда, в 90-е, отмечалось: в России очень много внушаемых людей и становится всё больше. Ну а кризис и в целом нестабильность жизни, всё возрастающая сейчас, - лишь ветер в паруса в попутном направлении.
Пожалуй, только лишь человек, предельно ясно внутри себя понимающий, что «истинный свет один - это Бог. Остальное - фальшивка, муляж, декорация», может сегодня обоснованно и открыто не согласиться с общепринятой теорией, утверждающей, что «путь к свету, к здоровью, к успеху лежит через экстрасенса, черного или белого мага, целителя, знахаря, гадалку», - считают авторы книги. Впрочем, они предлагают не только не соглашаться, но и пробуждать в себе - а по возможности и в тех людях, которых посылает нам Господь, - критическое мышление. Можно ли быть уверенным в компетентности врача, отвечающего на любые вопросы пациента: «Больной, помолчите. Вас не касается то, как Вас будут лечить»? А ведь именно так по сути и происходит при общении человека с экстрасенсом: клиент вверяет ему себя, свою душу, свою нужду, совершенно не понимая при этом, какими средствами ему будет оказана помощь. Не понимает он в этот момент и того, что самое лучшее - если этот «специалист», к которому он попал, окажется шарлатаном, и гораздо хуже - если перед ним действительно медиум, имеющий общение с темной силой.
Заговаривал язву - умер от рака
В священническом опыте отца Нектария немало действительно страшных, трагических случаев, когда последствия обращения человека к экстрасенсу оказывались необратимыми. Причем помощь порой на самом деле удавалось получить: шел человек, чтобы вылечить заговорами банальную язву желудка - и она исчезала. А спустя несколько лет он умирал в невыносимых мучениях от рака желудочно-кишечного тракта, который ни заговорами, ни какими-либо средствами медицины излечить было невозможно, и понимал в конце жизни, почему так произошло. Сотни людей с распавшимися семьями, угробленным здоровьем, разоренные до долговой ямы могут свидетельствовать: если уж демоническая сила под любым предлогом входит в жизнь человека, она в конечном итоге разрушает ее до основания. И священник - не волшебник и не может вернуть человеку всего того, что тот утратил в результате своего осознанного выбора. Хотя при этом ничто не может отлучить нас от любви Божией - и годы упорного духовного труда, смирения, причащения непременно дают кающемуся возможность выкарабкаться из ямы и стать ближе к свету.
Но бывает у людей и зависимость от оккультных наставников чисто психологического характера. И с ней бывает справиться гораздо проще: через осознание того, что без воли Божией и волос не упадет с головы человека (см.: Мф. 10, 29-31). Дело в том, что разного рода колдуны практически всегда пытаются привязать клиентов веревкой страха: «Если ты уйдешь от меня сейчас, я не смогу тебе помочь, твоя ситуация повернется наихудшим образом, и тебе будет очень плохо». Верить ли в это? Не верить и не бояться. Как только человеку удается разомкнуть порочный круг зависимости, злая воля теряет над ним власть, и многих своих опасений он может просто устыдиться. Хотя бывает, что враг рода человеческого еще долго пытается мстить сорвавшейся с крючка добыче, преследуя страхованиями, ночными видениями и другими «пламенными приветами» из прежней жизни.
А не сверхчеловек ли я?
Один из самых интересных моментов в этой книге связан с вопросом о том, существуют ли в действительности пресловутые скрытые резервы человеческого организма и можно ли развить их в себе до какой-то незаурядной степени. Размышления по этому поводу можно найти в главе «Выдумки или реальность?». Здесь скажем лишь о том, что стоит предпринимать в самых простых житейских ситуациях: в случае каких-то предчувствий в отношении близких - позвонить и спросить о том, что может внести в эту ситуацию ясность, а не углубляться в ощущения; если сбывается какой-то сон - не ожидать, что нам ниспослана способность видеть «вещие» сны и хотя бы еще раз в жизни что-то подобное произойдет; в случае появления каких-либо «светлых» видений - твердо сказать себе, что видеть Ангелов, святых и вообще мир небесный мы недостойны. Всё это - необходимые меры предосторожности, чтобы не дать врагу получить доступ к душе человека и власть над ней.
Помимо того, что вошло в наш рассказ, книга предлагает нам серьезный разговор о псевдоправославной литературе. И вообще о псевдоцерковности - о том, что это за явление и в каких формах оно сегодня существует. Самое главное, пожалуй, в том, что все эти формы могли получить распространение только в очень больном обществе. «Здоровое общество никогда не пойдет за безумцами», - утверждает в своем послесловии к книге отец Нектарий. И это так, но нам все равно в этом обществе жить и растить детей. А это значит, что нужно быть осторожными, внимательными, критичными к любым «духовным» явлениям и хотя бы в какой-то степени разбавлять горячечный бред «мира сего» освежающими глотками здравого смысла, столь необходимого и нам самим, и нашим блуждающим по нецерковным путям ближним.
Газета «Православная вера» № 16 (564)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zdorovoe-obshhestvo-nikogda-ne-pojjdet-za-bezumcami