Суздальское Ополье. Или Владимирское, или Юрьевское. Огромная степная территория в центре страны. Она возникает совершенно неожиданно из расступившихся лесов и кажется такой нездешней, что жители почти каждого города, который находится в Ополье, стараются дать этой территории название по своему городу. Но чаще всего Ополье называют суздальским.
Церковь Михаила Архангела в селе Весь
Оно действительно похоже на степь, хотя до природных южных степей, которые начинаются от Рязанской области, здесь не одна сотня километров. Учёные до сих пор пытаются понять, почему так вышло, что леса здесь вовсе нет. По одной версии, во всём виноват ледник, хитро прошедший по этим землям, а по другой версии, которая сейчас и принята за основную, пришедшие сюда сначала финно-угры, а позднее и славяне в конце первого тысячелетия вырубили широколиственные леса и начали настолько активную хозяйственную деятельность, что лес сюда так и не вернулся.
Суздальское Ополье тесно связано с нашей историей. Владимирская Русь, Северо-Восточная Русь - мы все знаем о ней из школьных учебников. Именно сюда в XII веке из Киева перемещается политический центр древнерусского государства. Благодаря плодородным землям, Ополье приобрело и экономический вес. Хлеб, который выращивался здесь, кормил, например, Великий Новгород.
Церковь Михаила Архангела в селе Весь
С течением времени в Ополье стали появляться очень крупные поселения, некоторые по своим размерам превосходили даже укреплённые древнерусские города, хотя жили в этих поселениях в основном земледельцы. Интересно, что нынешние огромные сёла здесь - прямые наследники древних и находятся зачастую на том же самом месте, до сей поры являясь крупными центрам сельского хозяйства. Уникальное явление для современной центральной России.
Большому селу - большой храм. Они тут огромные, почти все полуразрушенные, открытые всем дождям и ветрам. Вспоминается стихотворение поэта Владимира Алейникова, где были такие строчки «И влагой полнятся ночной и базилики и баклаги»... Необычны и посвящения этих храмов - Василию Великому, Флору и Лавру, Антипе, епископу Пергамскому, Иоакиму и Анне.
Церковь Рождества Богородицы в селе Менчаково
В одном месте рядом стоят 4 церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вроде таких много, но тут они соседствуют. Так как в Ополье всё связано с сельским хозяйством, посвящения церквей тоже напоминают об этом. Святой либо считается покровителем того или иного вида земледелия или скотоводства, либо день его памяти должен выпасть на время года, максимально свободное от полевых работ.
Однажды я обратил внимание на то, что обычно, стоя в Суздальском Ополье одновременно видишь от 3 до 7 храмов. Наверное, лет 40 назад их было еще больше. Различные колхозные реформы, делившие и, наоборот, укрупнявшие колхозы, привели к тому, что появилось большое количество неперспективных сёл.
Село Кистыш. Надгробие на местном кладбище
Это характерно для всей страны. Много пустошей, или, как их ещё называют красивым словом, урочищ и в Суздальском Ополье. О том, что тут жили люди, сейчас и не догадаться - кругом какие-то кусты, да заросли одичавших яблонь.
Одно из таких бывших сёл, Торки, особенно примечательно. Ещё лет 35 назад здесь жили люди, до позапрошлого года бывшие селяне выращивали на своих старых огородах картошку. Теперь же о селе напоминает только крохотный обрубок колокольни храма Димитрия Солунского.
Церковь Михаила Архангела в селе Весь
Раз в несколько лет возле этого обрубка бывшие жители Торок отмечают день села. Накрываются столы и начинаются воспоминания, которые каждый раз всё больше походят на поминки... В 1960-е, совсем недавние, здесь кипела жизнь, ходил автобус, до конца 1950-х вовсю работала машинно-тракторная станция, а ещё раньше, в конце XIX века в Торках было без малого 100 дворов и проживали почти 600 человек.
Фрески внутри церкви Михаила Архангела в селе Весь
В 1903 году в поисках русского традиционного костюма в Торки приходил Николай Рерих. Это было задолго до его увлечения восточными практиками. Рерих тогда почти целое лето жил в соседнем селе Шекшове. Однажды я решил найти дом, в котором он останавливался. Кто-то мне сказал, что на доме том висит мемориальная табличка. Про Рериха никто из жителей села не слышал. Они посоветовали мне обратиться к местному батюшке. У него, мол, много рабочих трудятся. Может, и Рерих среди них найдется. К слову, табличку я потом обнаружил: висела она на здании сельсовета. Ещё одна деревня, о которой сейчас ничего не напоминает, - Кощеево. Это родина выдающегося украинского архитектора Валентина Ежова, который после войны застроил почти весь Крещатик. Почти всю жизнь он прожил в Киеве, но когда его спрашивали, откуда такая любовь к архитектуре, он неизменно вспоминал, что родился в считанных километрах от древнего Суздаля.
Церковь Рождества Богородицы в селе Романово
В Суздале бывали многие из нас - приезжали попить медовухи, отпраздновать День огурца, поглазеть на храмы. А про это волшебное Ополье, пожалуй, почти никто и не знает. Если не полениться, пройти этот маленький город насквозь в любую сторону, из яркого, сияющего и довольно гламурного пространства вы попадёте в совершенно иное измерение. Гарантирую, вы ощутите себя как Люси, для которой в платяном шкафу впервые открылась дверь в Нарнию. Какой бы ни была погода или время года, вы окажетесь в этом волшебном и действительно бескрайнем мире.
На заставке Церковь Рождества Богородицы в селе Подолец.
Фотографии Владимира Ештокина
http://foma.ru/suzdalskoe-opole.html