Социальная ответственность предпринимательства

Насколько соответствует российским традициям предпринимательства и православной вере популярный ныне термин «корпоративная социальная ответственность»?

0
345
Время на чтение 7 минут

 

Почему важна традиция? Жизнь на земле строится на традициях, и в процессе социализации (воспитание, образование) осваиваются все сферы жизни. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал, что «традиция - это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом... Без традиции невозможна не только религия, но культура и самосознание народов... Чтобы сохранить традиции, нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции».

Чтобы понять эволюцию, которую претерпела категория «ответственность» за последнее столетие, необходимо рассмотреть, каким было понимание ответственности православными предпринимателями в дореволюционной России.

Следует отметить, что понятие «ответственность» является этической категорией. В православии сформировалось отношение к предпринимательству как выполнению воли Божией.
Православная хозяйственная этика опирается на труды отцов Церкви, на постановления семи Вселенских соборов. В православии ответственность носит личный характер.
Смысл человеческой жизни на земле - это соединение человека с Богом, его обожение. Соединяясь с Богом, человек просвещается, оживотворяется, делается нравственной и ответственной личностью.

Многочисленные примеры влияния православия на российское предпринимательство дает наша история. Ярким примером личного служения стране являются русские купцы. Всем известны имена Третьякова, Мамонтова, но мало кто знает жертвователя и благотворителя русской науки Христофора Семеновича Леденцова, который в 1909 г. пожертвовал на развитие русской науки более 2 млн руб. золотом. На эти деньги было создано Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений. Эта эффективная модель поддержки науки частным капиталом позже была использована во многих западных странах.

Общество Христофора Леденцова

Общество Христофора Леденцова

С деятельностью данного общества связаны важнейшие открытия выдающихся русских ученых - Николая Жуковского, Ивана Павлова, Владимира Вильямса, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Умова, Николая Зелинского, Дмитрия Прянишникова. Почти вся современная наука - космонавтика, генетика, радиология - вышли из этого общества. Цель общества - помочь достижению результатов в науке и внедрению их в практическую жизнь. Очень рационально была организована структура данного общества. Определенный процент от внедрения результатов в практику возвращался назад в общество. На средства общества открывались лаборатории, биостанции. Благодаря обществу в России возникла сеть научно-исследовательских институтов: Московский научный институт (с лабораторией П.Н. Лебедева), Институт биофизики и физики, Институт рентгенологии и радиологии.
Что же играло решающую роль в том, что русские предприниматели, купцы проявляли ответственность перед обществом, жертвовали немалыми капиталами для процветания и развития страны?

Определяющим в рамках православного мировоззрения является понимание того, что все движется Промыслом Божиим и никакими внешними совершенствованиями институтов невозможно изменить жизнь к лучшему, пока не изменится сам человек. В частности, об этом говорится еще в Притчах Соломона (8:15):

«Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».

Следовательно, русские купцы и предприниматели, будучи людьми верующими, стремились прежде всего к спасению своей души. Идеалом русского самосознания был «идеал свободной, нравственно ответственной личности». Что должен был делать предприниматель, чтобы наследовать Царствие Небесное?

Во-первых, он верил в то, что всем в мире правит Промысл Божий. Следовательно, самое главное - это правильно понять волю Божию и действовать в своей повседневной жизни в соответствии с ней. Примером нам всем является преподобный Серафим Вырицкий, который с юных лет хотел стать иноком, но по указанию старца остался жить в миру и стал известным купцом, завел семью. Заработанный капитал он по любви к людям тратил на благотворительность.

Во-вторых, православный христианин любое дело должен совершать по правде, так как

«поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).

В-третьих, христианская нравственность ведет к социальной солидарности и братству.

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

В-четвертых, христианство, не отрицая законов, делает акцент на том, что введение законов, кодексов и других правовых документов необходимо из-за несовершенства человеческого.

«Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоримых, нечестивых и грешников...» (1 Тим. 1:9-10).

Следовательно, чем более отпадает человечество от Бога и не способно к саморегулированию на основе нравственных требований, тем более жесткой становится государственная правовая система.

В-пятых, в православии богатство, собственность - это дар, полученный от Бога, поэтому считается необходимым делиться с бедными:

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7).

В соответствии с этими принципами они и поступали в своей жизни.

Существует также тесная связь между сущностью государства, общества и человеческой личностью. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Общую схему его влияния на хозяйственную и управленческую систему можно представить в следующей последовательности.

Фундаментальные ценности, основанные на религиозных нормах.

В зависимости от них формируется тип личности с определенным мировоззрением.

Личность с определенным набором ценностей и мировоззрением определяет сущность государства и хозяйственную систему страны.

То состояние общества, которое мы имеем сейчас, - это результат его секуляризации, отпадения от Бога. Происходит тонкая подмена понятий. В общественное сознание под видом гуманизма внедряется понятие общечеловеческих ценностей вместо религиозных.

Современный гуманизм оторвал человека от Церкви и считает, что человек самостоятельно, без Бога может стать нравственной и ответственной личностью.

В современной концепции социальной корпоративной ответственности акцент сместился на коллективную ответственность корпорации. Для реализации концепции корпоративной социальной ответственности внутри корпораций создаются различного рода службы (комиссии, комитеты, департаменты), принимаются корпоративные кодексы, регламенты и стандарты социального поведения.

Основными факторами, оказывающими влияние на мотивы принятия корпорацией социально ответственных решений, являются: улучшение имиджа, давление со стороны государства, местных органов власти и потребителей.

Происходит подмена личной ответственности на корпоративную, что приводит фактически к снятию ответственности с человека, к ее размыванию, к отсутствию выбора. Смысл социальной ответственности оторвался от тех духовных корней, которые давала ему православная религия. Чем больше люди приближены к Богу, тем больше у них ответственность за любые принимаемые ими решения, за состояние общества и государства.

Из общественного сознания вымывается понимание того, что Верховным Собственником всех благ, существующих на земле, является Бог, а людям они даны на праве владения. Являясь лишь временным, не полным и безусловным собственником благ, человек несет ответственность за результаты своего управления. Но эта ответственность - личная, персональная, а не корпоративная.

На наш взгляд, существует различие между концепцией корпоративной социальной ответственности и традиционным для России пониманием ответственности, основанным на православной вере.

В современной концепции корпоративной социальной ответственности вместо идеи служения Богу на первое место выходит утилитарный мотив «общего блага», построение и благоустройство земного царства вместо стремления к достижению Царства Небесного. Считается, что люди сами могут решить все свои проблемы, создавая новые институты, принимая законы и кодексы. При этом корпоративная социальная ответственность рассматривается механистически, так как из анализа выпадает историческая роль личности как основы государства, значение религии и культуры народа, а происходит технологизация и формализация любых управленческих решений, что ведет к утрате личной ответственности за принимаемые решения. Например, перевод всего документооборота на электронные носители, с одной стороны, облегчает бюрократические процедуры, а с другой - обез¬личивает их, снимает ответственность с конкретного человека, размывает ее.

Мартыненко Татьяна Васильевна

Мартыненко Татьяна Васильевна

Помимо этого, внедрение корпоративной социальной ответственности приводит к появлению новых управленческих структур и способствует росту трансакционных издержек, а в конечном счете способствует росту цен, оплачиваемых потребителями.

Другая опасность подмены личной ответственности на корпоративную заключается в том, что ответственность за состояние дел в государстве перекладывается с государства на корпорации, что способствует превращению самого государства в своеобразную корпорацию, нацеленную только на получение прибыли.

Разрушается консервативное представление о государстве, в основе которого лежит понимание, что государство основано на иерархии по образцу семьи: отец - глава семьи, монарх - глава государства, народ - подданные. Устойчивое государство может быть построено только по принципу иерархии. В современной мировой экономике иерархия разрушается, а ей противостоит сеть. Формирование глобальной сети приводит к разрушению государства. Происходит духовное разложение государственности, размывание власти и формирование множества центров управления. Корпорации становятся равноправными субъектами, фактически заменяя государство.

Основная цель сетевого управления - это уничтожение государства, подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, приватизация государства, ликвидация национального суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления и формирование антихристианской мировой цивилизации. Поэтому из сознания народа вымывается представление о том, что основной целью государства является уменьшение и пресечение зла, связанного с несовершенством человеческой личности. Разрушается понимание того, что отступление от православной веры ведет к разложению как государства, так и общества.

Татьяна Васильевна Мартыненко, кандидат экономических наук, доцент Южно-Российского институт управления РАНХиГС

http://pokrov.pro/socialnaya-otvetstvennost-predprinimatelstva/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:13
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34