Жизнь - для удовольствия
Нам, живущим на земле, кажется, что смерть это естественный ход вещей. Естественный, хоть и печальный. По-другому, уверены мы, просто и не может быть.
Но если попытаться поглубже всмотреться в суть вещей, в то, что представляет собой человек, его жизнь, мы почувствуем огромный, гигантский протест против смерти, против самой ее идеи. Этот протест - он ведь не только из-за боли, из-за страха. Человек создан для счастья, для радости. С чего мы это взяли? Да со всего - все-все-все на этой земле устроено для человека. Это ведь может даже неверующий человек почувствовать, если будет честно смотреть.
Даже в природе все устроено так, чтобы человек получал удовольствие. Куда ни глянь - во всем буквально разлито Чье-то желание сделать нас счастливыми, разлита премудрая забота о нас. Я буду говорить банальные вещи, но они не банальны. Посмотрите на полевые цветы, вдохните их запах, посмотрите на поля, леса, рассветы и закаты, на разнообразие растительности на земле, на пение птиц. Посмотрите, сколько разнообразной еды производит земля нам в удовольствие. Послушайте музыку, посмотрите на мужчин, на женщин, как премудро они созданы друг для друга. Все, чего ни коснись, призвано услаждать наш глаз, наш слух, наш вкус и обоняние, возводя наше сердце и ум к Причине всего.
Все испытывают радость от жизни, от ее процесса, и люди, и птицы, и животные. Можно сказать, все испытывают удовольствие, если бы смысл этого слова не был бы нами понижен до примитивных вещей. Точнее будет сказать, что жизнь рифмуется со словом «благодать». «Благобытие» - есть даже у Церкви такой специальный термин.
Так верующий человек может познать, как благ Господь, так рождается понимание того, что Господь есть любовь. Не только так, но это один из способов. Это рождает благодарность. А неверующий будет отличаться только тем, что, наверное, не будет благодарить, но тоже будет радоваться, хотя, может быть, и не так глубоко...
«Всякое дыхание и тварь да хвалит Господа!» - слова богослужебных молитв, если в них вслушаться, всегда попадают в десятку.
И вдруг смерть - на фоне всего этого великолепия и непрестанного праздника жизни. Как? Откуда? Почему? Вам никогда не приходила мысль, что ей здесь не место, что она здесь лишняя? Что смерть, в конечном счете, не естественна, а противоестественна для человека? Что это какая-то ошибка? Что ее не должно было быть?
Когда ты знакомишься с человеком, общаешься с ним, он становится тебе близок, небезразличен, вы знаете друг друга долгие годы, хоть и редко встречаетесь, а потом он умирает и ты приходишь на кладбище, чтобы найти его могилку. И вот его лицо уже смотрит на тебя с этого ужасного овала как бы уже по ту сторону. Вы чувствовали эту границу? Ты здесь, а он уже там, и черта разделяет вас...
Абсурдность овала
Почему Церковь настоятельно рекомендует молиться за умерших? Потому что это самое большое, что мы можем сделать для них. Каждый наш вздох о человеке обязательно будет услышан и принесет ему там облегчение, обязательно. В это надо верить.
Этот овал - он так абсурден. Он так глубоко западает в душу, что ты стараешься поминать человека каждый раз, когда молишься, хотя бы просто назвав его имя. Церковь не рекомендует верить снам, но говорит, что бывают исключения. Бывает, что Господь избирает именно сон как способ донести что-то до человека, если другого способа, может быть, и нет.
Тот человек, которого поминаю, приснился. Этот сон не может быть результатом постоянных размышлений о нем: я о нем не думаю, не мучаюсь непрестанно, я просто его поминаю. Как, почему он приснился? Будто у нас теплая, теплая встреча, радость после долгой разлуки. Мы общаемся, улыбаемся, а в конце он говорит: «Еще увидимся, ты же будешь иногда заходить ко мне в гости!» Ничего особенного, но во всем этом тепло, любовь и благодарность. И полное ощущение, что встреча действительно состоялась. Никакой мистики, просто уверение, что труды не напрасны, что наши умершие получают через нас утешение, а мы - через них. Так вот смерть - не естественна, это нарушенный порядок вещей. Да, мы не знаем той жизни, когда ее не было, нам трудно представить себе такое, мы в это с большим трудом верим или не верим вообще. Но тот ужас, который мы испытываем, когда умирает кто-то близкий, удостоверяет нас, что это трагическая ошибка. Я не могу сказать, что мне нравятся роскошные гранитные памятники. Есть в этом какой-то алогизм - зачем? Для чего? Кому это нужно? Но один памятник заставил остановиться. Памятник в виде триптиха на старом Елшанском кладбище - три стелы из белого мрамора, большая огороженная территория. На одной стеле крупным планом фотографии женщины (возможно, мамы), на другой - молодой девушки - красивой блондинки с сияющей улыбкой. Ее лицо запечатлено с разным выражением, но на всех фото основная эмоция - смех, радость, счастье. Смех такой, когда человек запрокидывает голову и хохочет беззаботно. Представьте себе прекрасное лицо, которое хохочет с высокого кладбищенского памятника. Памятник выше человеческого роста, фотографии огромные, их видно издалека и это создает эффект присутствия.
Люди невольно останавливаются - совсем чужие люди, которые идут мимо, некоторые даже кладут к памятнику цветы. Кто эта девушка и как она погибла, был ли это несчастный случай или внезапная болезнь унесла ее жизнь, не известно, но, глядя на ее лицо, невольно замираешь от того абсурдного диссонанса, который являет собой вся эта картина - красивое, юное, жизнерадостное лицо, которого больше нет... В это практически невозможно поверить, и сам факт этого неверия, этот протест, который возникает в душе, говорит нам о том, что здесь что-то не так. Что-то не так пошло в нашем мире еще тогда, когда мы при этом не присутствовали... А еще на памятнике стихи, их посвятил ей ее муж. Я не помню стихи, но помню финальную фразу - «Я не просто тебя люблю, я тебя обожаю...» И во всем этом - такая песнь любви, что мне вспомнилась ветхозаветная Песнь песней из Книги Соломона. Стало совершенно понятно, зачем этот человек, написавший стихи, воздвиг своей возлюбленной такой памятник. Это даже не песнь, это крик, и нужно было, чтобы этот крик услышало как можно большее количество людей, его нужно было как-то выразить, как-то воплотить. Возможно, что без этого выражения человек бы просто не выдержал, задохнулся. Он влил в эти высокие камни энергию своей любви и своей боли, он передал ее им, и ему, наверняка, стало легче. Так скульптор вливает в свою любимую скульптуру частичку себя. Помните миф про Галатею? Это может быть так сильно, что скульптура даже может ожить...
Та девушка, и правда, словно ожила...
Ловушка не фатальна
Если приглядеться к себе, а точнее сильно-сильно вглядеться в свое сердце, навыки, чувства, мысли, отношение к людям и к миру, можно обнаружить в себе зачатки смерти. Смерти духовной. Физическая смерть тела, говорится в Библии, лишь ее последствие, итог отпадения человека от Бога, нарушение Его заповедей: «....а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Ветхий Завет, Книга Бытия, 2.17.) Словом «в день» в этой цитате можно не смущаться, она не означает « в тот же день». Она означает, что с этого самого дня в человеке и во всем человеческом роде запустятся процессы умирания, которые приведут к физической смерти.
Если источник жизни Бог, то отпадения от Него есть смерть. Адам вовсе не должен был умереть в тот же момент, будто пораженный молнией. Смерть, о которой сказал Адаму Господь, это не наказание разгневанного Бога за ослушание, а некий естественный процесс, который запускается в каждом живом организме вследствие нарушения данных Богом законов бытия. Адам и Ева отступили от Бога, и маховик был запущен. С тех пор человек стал удобопреклонен к греху, в его сердце стали гнездиться самые разнообразные страсти, которые его в прямом смысле убивали на протяжении всех поколений земной цивилизации. И продолжают убивать. Они переходят к тебе по наследству от родителей, ты с ними рождаешься, они как бы уже содержатся в твоем геноме...
Тебя как бы и не спрашивают, а хочешь ли ты со всем этим «богатством» рождаться, мир уже такой, и по-другому не получится, и в этом трагедия. Да, это трагедия, но Бог предупреждал Адама, что все серьезно...
Часть этих страстей ты воспринимаешь непосредственно в процессе воспитания, как бы копируя родителей, другую приобретаешь самостоятельно, исходя из своих индивидуальных особенностей. Еще в детстве ты вынужден иметь со своими собственными страстями дело, вынужден их познавать и от них же страдать.
Как почувствовать в себе смерть? Как увидеть и ощутить ее? Где в твоем существе коренятся вот эти страшные плевелы? При внимательной жизни это очень заметно. Надо просто попробовать побороться с собой. Попробуйте побороть в себе какую-то страсть или страстную привычку, попробуйте качественно изменить себя, стать другим человеком. Это будет пот и кровь, ты чувствуешь, как буквально погибаешь в этом бою - бою не на жизнь, а на смерть. Ты видишь, что ты в ловушке, что ты ничего не можешь с собой сделать, настолько ты плох...
Ты тянешься к свету, а твое нутро влечет тебя во тьму, и это не красивые слова. Это очень страшно. И, слава Богу, что Господь дает это увидеть и почувствовать. Потому что, только лишь почувствовав, что погибаешь, можно воззвать к Спасителю. Если очень сильно за Него зацепиться, то Он вытащит из ловушки, только Он и больше никто. И ты сам поразишься изменениям и возликуешь. Он для этого на землю и приходил, и смерть победил. Он победил смерть физическую, сказал маховику «стоп!»
Но почему же тогда мы продолжаем умирать? Ну, как почему, мы же не стали безгрешны. Господь победил смерть, потому что в Нем ее не было. А в нас она есть, мы носим ее в себе. Но Он может нам помочь.
Не стоит этими размышлениями удручаться, надо радоваться и тянуться к Богу. Пресвятая Богородица тянулась к Нему настолько, что Ее смерть стала похожа на Успение, как будто человек просто уснул. Это максимально мягкий переход максимально святого человека. «Превысшая херувим» - в Ней смерть тоже не нашла себе места, а ту инерцию физического разрушения, унаследованную от Адама и Евы, Господь компенсировал, забрав Свою Мать на небо. Как это произошло, не будем даже гадать. Наше дело со смертью в себе бороться. Ради Бога и во имя жизни.
Газета «Саратовская панорама» № 32 (1062)
[Оксана Федотова]http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/on-khotel-chtoby-my-byli-schastlivy