Он хотел, чтобы мы были счастливы

Размышления Успенского поста (28 августа)

0
488
Время на чтение 7 минут
Очень много человеку дает посещение кладбища. Я люблю бывать на кладбище. В голове все сразу встает на свои места. Уходит суета, приходит умиротворение, мысли становятся медленнее. Ты словно погружаешься в сердцевину жизни, в самую ее суть. Правда, странно? Погружаться в жизнь через созерцание смерти... Это парадокс. Но он для нас спасительный.

Жизнь - для удовольствия

Нам, живущим на земле, кажется, что смерть это естественный ход вещей. Естественный, хоть и печальный. По-другому, уверены мы, просто и не может быть.

Но если попытаться поглубже всмотреться в суть вещей, в то, что представляет собой человек, его жизнь, мы почувствуем огромный, гигантский протест против смерти, против самой ее идеи. Этот протест - он ведь не только из-за боли, из-за страха. Человек создан для счастья, для радости. С чего мы это взяли? Да со всего - все-все-все на этой земле устроено для человека. Это ведь может даже неверующий человек почувствовать, если будет честно смотреть.

Даже в природе все устроено так, чтобы человек получал удовольствие. Куда ни глянь - во всем буквально разлито Чье-то желание сделать нас счастливыми, разлита премудрая забота о нас. Я буду говорить банальные вещи, но они не банальны. Посмотрите на полевые цветы, вдохните их запах, посмотрите на поля, леса, рассветы и закаты, на разнообразие растительности на земле, на пение птиц. Посмотрите, сколько разнообразной еды производит земля нам в удовольствие. Послушайте музыку, посмотрите на мужчин, на женщин, как премудро они созданы друг для друга. Все, чего ни коснись, призвано услаждать наш глаз, наш слух, наш вкус и обоняние, возводя наше сердце и ум к Причине всего.

Все испытывают радость от жизни, от ее процесса, и люди, и птицы, и животные. Можно сказать, все испытывают удовольствие, если бы смысл этого слова не был бы нами понижен до примитивных вещей. Точнее будет сказать, что жизнь рифмуется со словом «благодать». «Благобытие» - есть даже у Церкви такой специальный термин.

Так верующий человек может познать, как благ Господь, так рождается понимание того, что Господь есть любовь. Не только так, но это один из способов. Это рождает благодарность. А неверующий будет отличаться только тем, что, наверное, не будет благодарить, но тоже будет радоваться, хотя, может быть, и не так глубоко...

«Всякое дыхание и тварь да хвалит Господа!» - слова богослужебных молитв, если в них вслушаться, всегда попадают в десятку.

И вдруг смерть - на фоне всего этого великолепия и непрестанного праздника жизни. Как? Откуда? Почему? Вам никогда не приходила мысль, что ей здесь не место, что она здесь лишняя? Что смерть, в конечном счете, не естественна, а противоестественна для человека? Что это какая-то ошибка? Что ее не должно было быть?

Когда ты знакомишься с человеком, общаешься с ним, он становится тебе близок, небезразличен, вы знаете друг друга долгие годы, хоть и редко встречаетесь, а потом он умирает и ты приходишь на кладбище, чтобы найти его могилку. И вот его лицо уже смотрит на тебя с этого ужасного овала как бы уже по ту сторону. Вы чувствовали эту границу? Ты здесь, а он уже там, и черта разделяет вас...

Абсурдность овала

Почему Церковь настоятельно рекомендует молиться за умерших? Потому что это самое большое, что мы можем сделать для них. Каждый наш вздох о человеке обязательно будет услышан и принесет ему там облегчение, обязательно. В это надо верить.

Этот овал - он так абсурден. Он так глубоко западает в душу, что ты стараешься поминать человека каждый раз, когда молишься, хотя бы просто назвав его имя. Церковь не рекомендует верить снам, но говорит, что бывают исключения. Бывает, что Господь избирает именно сон как способ донести что-то до человека, если другого способа, может быть, и нет.

Тот человек, которого поминаю, приснился. Этот сон не может быть результатом постоянных размышлений о нем: я о нем не думаю, не мучаюсь непрестанно, я просто его поминаю. Как, почему он приснился? Будто у нас теплая, теплая встреча, радость после долгой разлуки. Мы общаемся, улыбаемся, а в конце он говорит: «Еще увидимся, ты же будешь иногда заходить ко мне в гости!» Ничего особенного, но во всем этом тепло, любовь и благодарность. И полное ощущение, что встреча действительно состоялась. Никакой мистики, просто уверение, что труды не напрасны, что наши умершие получают через нас утешение, а мы - через них. Так вот смерть - не естественна, это нарушенный порядок вещей. Да, мы не знаем той жизни, когда ее не было, нам трудно представить себе такое, мы в это с большим трудом верим или не верим вообще. Но тот ужас, который мы испытываем, когда умирает кто-то близкий, удостоверяет нас, что это трагическая ошибка. Я не могу сказать, что мне нравятся роскошные гранитные памятники. Есть в этом какой-то алогизм - зачем? Для чего? Кому это нужно? Но один памятник заставил остановиться. Памятник в виде триптиха на старом Елшанском кладбище - три стелы из белого мрамора, большая огороженная территория. На одной стеле крупным планом фотографии женщины (возможно, мамы), на другой - молодой девушки - красивой блондинки с сияющей улыбкой. Ее лицо запечатлено с разным выражением, но на всех фото основная эмоция - смех, радость, счастье. Смех такой, когда человек запрокидывает голову и хохочет беззаботно. Представьте себе прекрасное лицо, которое хохочет с высокого кладбищенского памятника. Памятник выше человеческого роста, фотографии огромные, их видно издалека и это создает эффект присутствия.

Люди невольно останавливаются - совсем чужие люди, которые идут мимо, некоторые даже кладут к памятнику цветы. Кто эта девушка и как она погибла, был ли это несчастный случай или внезапная болезнь унесла ее жизнь, не известно, но, глядя на ее лицо, невольно замираешь от того абсурдного диссонанса, который являет собой вся эта картина - красивое, юное, жизнерадостное лицо, которого больше нет... В это практически невозможно поверить, и сам факт этого неверия, этот протест, который возникает в душе, говорит нам о том, что здесь что-то не так. Что-то не так пошло в нашем мире еще тогда, когда мы при этом не присутствовали... А еще на памятнике стихи, их посвятил ей ее муж. Я не помню стихи, но помню финальную фразу - «Я не просто тебя люблю, я тебя обожаю...» И во всем этом - такая песнь любви, что мне вспомнилась ветхозаветная Песнь песней из Книги Соломона. Стало совершенно понятно, зачем этот человек, написавший стихи, воздвиг своей возлюбленной такой памятник. Это даже не песнь, это крик, и нужно было, чтобы этот крик услышало как можно большее количество людей, его нужно было как-то выразить, как-то воплотить. Возможно, что без этого выражения человек бы просто не выдержал, задохнулся. Он влил в эти высокие камни энергию своей любви и своей боли, он передал ее им, и ему, наверняка, стало легче. Так скульптор вливает в свою любимую скульптуру частичку себя. Помните миф про Галатею? Это может быть так сильно, что скульптура даже может ожить...

Та девушка, и правда, словно ожила...

Ловушка не фатальна

Если приглядеться к себе, а точнее сильно-сильно вглядеться в свое сердце, навыки, чувства, мысли, отношение к людям и к миру, можно обнаружить в себе зачатки смерти. Смерти духовной. Физическая смерть тела, говорится в Библии, лишь ее последствие, итог отпадения человека от Бога, нарушение Его заповедей: «....а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Ветхий Завет, Книга Бытия, 2.17.) Словом «в день» в этой цитате можно не смущаться, она не означает « в тот же день». Она означает, что с этого самого дня в человеке и во всем человеческом роде запустятся процессы умирания, которые приведут к физической смерти.

Если источник жизни Бог, то отпадения от Него есть смерть. Адам вовсе не должен был умереть в тот же момент, будто пораженный молнией. Смерть, о которой сказал Адаму Господь, это не наказание разгневанного Бога за ослушание, а некий естественный процесс, который запускается в каждом живом организме вследствие нарушения данных Богом законов бытия. Адам и Ева отступили от Бога, и маховик был запущен. С тех пор человек стал удобопреклонен к греху, в его сердце стали гнездиться самые разнообразные страсти, которые его в прямом смысле убивали на протяжении всех поколений земной цивилизации. И продолжают убивать. Они переходят к тебе по наследству от родителей, ты с ними рождаешься, они как бы уже содержатся в твоем геноме...

Тебя как бы и не спрашивают, а хочешь ли ты со всем этим «богатством» рождаться, мир уже такой, и по-другому не получится, и в этом трагедия. Да, это трагедия, но Бог предупреждал Адама, что все серьезно...

Часть этих страстей ты воспринимаешь непосредственно в процессе воспитания, как бы копируя родителей, другую приобретаешь самостоятельно, исходя из своих индивидуальных особенностей. Еще в детстве ты вынужден иметь со своими собственными страстями дело, вынужден их познавать и от них же страдать.

Как почувствовать в себе смерть? Как увидеть и ощутить ее? Где в твоем существе коренятся вот эти страшные плевелы? При внимательной жизни это очень заметно. Надо просто попробовать побороться с собой. Попробуйте побороть в себе какую-то страсть или страстную привычку, попробуйте качественно изменить себя, стать другим человеком. Это будет пот и кровь, ты чувствуешь, как буквально погибаешь в этом бою - бою не на жизнь, а на смерть. Ты видишь, что ты в ловушке, что ты ничего не можешь с собой сделать, настолько ты плох...

Ты тянешься к свету, а твое нутро влечет тебя во тьму, и это не красивые слова. Это очень страшно. И, слава Богу, что Господь дает это увидеть и почувствовать. Потому что, только лишь почувствовав, что погибаешь, можно воззвать к Спасителю. Если очень сильно за Него зацепиться, то Он вытащит из ловушки, только Он и больше никто. И ты сам поразишься изменениям и возликуешь. Он для этого на землю и приходил, и смерть победил. Он победил смерть физическую, сказал маховику «стоп!»

Но почему же тогда мы продолжаем умирать? Ну, как почему, мы же не стали безгрешны. Господь победил смерть, потому что в Нем ее не было. А в нас она есть, мы носим ее в себе. Но Он может нам помочь.

Не стоит этими размышлениями удручаться, надо радоваться и тянуться к Богу. Пресвятая Богородица тянулась к Нему настолько, что Ее смерть стала похожа на Успение, как будто человек просто уснул. Это максимально мягкий переход максимально святого человека. «Превысшая херувим» - в Ней смерть тоже не нашла себе места, а ту инерцию физического разрушения, унаследованную от Адама и Евы, Господь компенсировал, забрав Свою Мать на небо. Как это произошло, не будем даже гадать. Наше дело со смертью в себе бороться. Ради Бога и во имя жизни.

Газета «Саратовская панорама» № 32 (1062)

[Оксана Федотова]

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/on-khotel-chtoby-my-byli-schastlivy
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Федотова
Возлюбившие ближнего
В саратовском Обществе милосердия ухаживают за больными, радуют унывающих и помогают нуждающимся
22.10.2014
Все статьи Оксана Федотова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41