Россия начала гуманитарную операцию в северной столице Сирии, городе Алеппо. В связи с завершением окружения правительственными войсками САР восточной части города, занятой боевиками, выделены три коридора для выхода мирных жителей. Четвертый дополнительный коридор (на севере города в направлении трассы Кастелло) предназначен для боевиков с оружием, которые изъявят желание выйти из города. Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу сообщил: «Мы неоднократно призывали противоборствующие стороны к примирению, но каждый раз боевики нарушали режим тишины, обстреливали населенные пункты, атаковали позиции правительственных войск. В результате в городе Алеппо и его пригородах сложилась сложная гуманитарная обстановка». По его словам, для мирных граждан, а также боевиков, пожелавших сложить оружие, откроют три гуманитарных коридора, в районе которых будут развернуты пункты горячего питания и оказания первой медпомощи.
Карта маршрутов выхода из города. Источник: RT
За период гражданской войны Алеппо настрадался больше, чем другие сирийские города. В начале сирийской смуты Алеппо, пользующийся репутацией экономической столицы Сирии, был самым спокойным городом страны. До первого теракта в феврале 2012 года здесь не замечалось никаких признаков противостояния. Боевики вошли в Алеппо в июле 2012 года со стороны восточной части города, где на тот момент проживал миллион человек из 2,5-миллионного населения города. Быстрый успех вооруженной оппозиции был во многом обусловлен подготовительной работой, предварительно проведенной турецкими спецслужбами среди части суннитской буржуазии Алеппо. Турки обещали суннитам Алеппо, недовольным режимом Асада, вмешательство турецкой армии в случае установления боевиками контроля над городом и создания в Алеппо буферного государства, в котором местные предприниматели будут освобождены от налогов. В результате отряды «шабихи», охранявшие Алеппо, были подкуплены и не оказали боевикам сопротивления. Первоначальный план противников Асада заключался в превращении Алеппо в «сирийский Бенгази», размещении в городе альтернативного правительства Сирийской национальной коалиции, что нанесло бы существенный удар по правительству Асада. Период осени 2012 - зимы 2013 годов был временем наибольшего успеха боевиков. Им удалось отсечь дороги, ведущие в город из контролируемой правительством части Сирии, овладеть Полицейской академией в центре города и эффективно угрожать работе военного аэродрома в Алеппо, имеющего стратегическое значение.
Следует отметить, что оппозиция изначально не имела сильных позиций в западных кварталах города. Это было вызвано тем, что восточные кварталы населены преимущественно недавними выходцами из деревни, бедными и консервативно настроенными мусульманами. В то же время западные кварталы являются местом жительства потомственных жителей города, алеппской буржуазии. Особенно ожесточенное сопротивление боевикам оказывали местные армяне.
Бомбардировки, прекращение подачи воды и электроэнергии и периодические «разборки» между различными вооруженными группировками привели к тому, что население занятых боевиками кварталов, составлявшее в лучшие времена около миллиона человек, в настоящее время составляет около 200 тысяч. В сентябре 2014 года правительственной армии удалось овладеть промышленной зоной Шейх Наджар на севере Алеппо. В довоенные времена здесь размещались 80 крупных промышленных предприятий, на которых производилась большая часть сирийского ширпотреба. Этот район был гордостью сирийской экономики. В настоящее время большая часть заводов разрушена, а оборудование было еще в 2012-2013 годах разграблено и вывезено в Турцию, поэтому данный район не представляет ценности ни для правительственной армии, ни для боевиков оппозиции.
В настоящее время среди групп вооруженной оппозиции, оперирующих в Алеппо, можно выделить формирования прокатарской (и проамериканской, так как чаще всего интересы Катара и США совпадают), просаудовской, протурецкой направленности и откровенных джихадистов. К числу последних относятся усиливающаяся «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство» [обе террористические группировки запрещены в России], захватившие важные в стратегическом отношении районы на северных подступах к городу.
К числу прокатарских группировок относится, прежде всего, «Харакат Хазм» («Движение Хазм») численностью в 1000 боевиков. Данная группировка изначально заявляла о своей преданности движению «Братья-мусульмане», но в последнее время заявляет о своей «светской» направленности. Эта группировка имеет сильное присутствие в сельской местности вокруг Алеппо и пригороде Маарат аль-Артик. Другой группировкой, ориентированной на Катар, является движение «Нуреддин Зенги», названное так в честь алеппского султана XII века, прославившегося победами над крестоносцами. Его отряды насчитывают около 2000 человек. Группировка «Джаиш аль-Муджахиддин» («Армия моджахедов») насчитывает около 3000 человек и занимает сильные позиции в кварталах Амирийя, Рамузе и Аль-Рашидин. Вплоть до весны 2014 года наиболее сильной прокатарской группировкой считалась «Лива ат-Таухид» («Бригада единобожия»), связанная с движением «Братья-мусульмане». Однако после ряда поражений и гибели ее лидера Абдель Кадыра Салеха эта группа очень ослабла и практически распалась.
«Джабхат ан-Нусра» в настоящее время остается одной из наиболее боеспособных группировок моджахедов, насчитывающей в Алеппо около 5000 человек. Наиболее сильные позиции имеет в кварталах Ас-Сахур, Аль-Хайдарие и в старом городе Алеппо. Турки после вывода из Алеппо вооруженных отрядов, связанных с Сирийской свободной армией (ССА), опираются в основном на формирования из этнически близких сирийских туркмен, насчитывающие около 7000 человек. К ним относятся «Лива Ахфад аль-Фатихин», «Лива ас-Саладжика», «Лива ас-султан Мурад», «Лива ас-султан Абдул Хамид», контролирующие кварталы Шейх Фарес, Бустан аль-Баша, Аль-Халак, Байадин.
Боевые действия нанесли когда-то красивейшему городу Сирии чудовищный ущерб. Почти полностью разрушен исторический центр со знаменитым старым рынком и мечетью Омейядов. Во многих районах Алеппо отсутствует подача электроэнергии, взорваны канализация и водоснабжение. Промышленные предприятия Алеппо, когда-то обеспечивавшие значительную часть ВВП страны, утеряны. Глядя на разрушенные кварталы северной столицы, не верится в то, что когда-то она была крупнейшим туристическим центром на Ближнем Востоке.
Совершенно понятно, что пока бои в городе продолжаются, разрушение Алеппо будет продолжаться, пока в нем не останется ничего, кроме выжженной земли. Для прекращения боевых действий необходимо освободить город от присутствия боевиков. 25 июля Генштаб Сирийской арабской армии опубликовал информацию о полном окружении Алеппо. При этом сообщалось о перекрытых каналах для доставки отрядам вооруженной оппозиции оружия и амуниции.
Ливанская газета «Аль-Ахбар» сообщила о том, что различные группировки боевиков, действующие в Алеппо, решили отложить старое соперничество и провели совещание по поводу возможного прорыва блокады и наступления Сирийской арабской армии, которое они считают ощутимой угрозой. При этом рассматривались два варианта противодействия правительственной армии. Первый включает в себя оборону участков в восточной части города. Второй предусматривает разрыв позиций сирийских войск по силовым линиям с выходом на западные районы Алеппо и попытки пробить блокаду на южном направлении.
Почему же предусматривается открытие выхода для боевиков с оружием из Алеппо? Из-за путаницы гражданской войны в городе перемешаны представители умеренных группировок и террористы из той же «Джабхат ан-Нусры». Патриоты Сирии есть как на стороне правительства, так и на стороне его противников. Этот факт игнорировать невозможно, как невозможно полностью уничтожить оппозицию в Сирии. Необходимо дать шанс тем людям, которые сражаются не за абстрактную химеру халифата и не озлоблены до такой степени, что готовы уничтожать свои города и сёла, лишь бы навредить правительству Асада. Кстати, позитивный опыт такого сотрудничества уже имеется. По информации ливанской газеты «Ас-Сафир», c апреля с. г. сирийская армия координирует свои действия по освобождению стратегически важного аэропорта Дамир от боевиков ИГ с вооруженным формированием «Организация Ахмада Абдо», состоящим из бывших боевиков ССА. Реальная схема гражданского примирения в Сирии, собственно, и будет решаться не на переговорах с мало кого представляющей эмигрантской оппозицией, а примирениями на местах. Те группы боевиков, которые искренне предрасположены к миру и не выставляют заведомо неприемлемого требования об отставке Башара Асада, должны быть интегрированы в отряды народной самообороны, а их лидеры в случае поддержки местным населением возглавить органы самоуправления на местах.
Западные правозащитники, действующие по заказу Госдепа США и льющие крокодиловы слезы по поводу жителей Алеппо, которых «бомбят и вымаривают голодом», лишаются своего последнего козыря. Российская гуманитарная операция предусматривает и выход людей из Алеппо, и доставку им гуманитарной помощи. В то же время США, стоявшие у истоков сирийской смуты и сделавшие все, чтобы обрушить экономику этой арабской страны, под прикрытием бомбардировок позиций «Исламского государства» стремятся закрепиться на севере Сирии. Комментарии, как говорится, излишни.