Белые одежды. Памяти убиенного игумена Даниила (Соколова)

0
779
Время на чтение 11 минут


 

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.
(Мф. 10: 28)

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
(Откр. 6: 11)

15 августа исполняется 40 дней со дня убиения игумена Даниила (Соколова; † 7 июля 2016) – наместника Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского.

То, что случилось в древнем православном Переславле-Залесском 7 июля, повергло в шок весь город.

Достаточно скромная, если не сказать бедная, обитель мгновенно стала «звездой» телеэкрана, предметом досужих разговоров всей страны, что, безусловно, только усугубляло скорбь православных переславцев, не знающих, чем избыть свое безмерное горе.

– Что вы скажете об игумене Данииле? – спросил репортер одного из центральных каналов телевидения послушника обители… Тот долго с ужасом и удивлением смотрел в равнодушно-мертвый «глаз» объектива телекамеры, а потом, когда осознал, что весь этот безумный ужас не сон, простодушно по-детски расплакался…

– А вот все хорошее, светлое, доброе, чистое, что только может быть в человеке, в нем и было…

Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря.

 

В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор в течение 17 лет отец Даниил служил у Престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с наместником монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование – в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области.

Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители.

За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих.

Ниже мы помещаем воспоминания об игумене Данииле хорошо знавших его сподвижников.

***

«У него было все для того,
чтобы иметь успех в мирской жизни»

Епископ Калачевский и Палласовский Иоанн (Коваленко), в прошлом – наместник Свято-Троицкого Данилова монастыря:

 

– Я познакомился с игуменом Даниилом в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1997 году. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к вере в начале 1990-х. Для многих они были «лихими девяностыми», но для Церкви они были благословенными годами. Это годы восстановления Церкви, годы, когда многие молодые люди от неверия пришли к вере, и отец Даниил был одним из тех людей, про которых сказано: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16). Вот тут много стоит людей, близко знавших отца Даниила: родственники, друзья… Но игуменом среди них он стал один…

Он был спортсменом, у него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни

Он был спортсменом, у него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни. Сначала он поступил в военное училище, но понял, что это не его стезя; второй год прослужил на срочной службе. Потом в светском вузе, в МАИ поучился, тоже понял, что не его, и ушел на непрестижную работу, казалось бы, но это была работа спасателя: пошел в пожарную охрану. Он об этом говорил немного небрежно. Но это те, кто всегда готовы прийти на помощь, спасти людей. Туда набирают сильных, ловких, спортсменов. И, имея свободное время от одного случая до другого, он прочитал всего Ф. Достоевского. Это был путь к святым отцам, потому что это писатель, который наиболее проникновенно говорит о душе человеческой, о пути человека к Богу, о покаянии: он знал это по себе и мог хорошо описать этот путь покаяния.

 

Мы познакомились с отцом Даниилом, когда я сдавал сессию в Троице-Сергиевой Лавре – я заочно учился. Подходит ко мне высокий, крепкий, широкоплечий, улыбающийся молодой человек – Максим Соколов – и говорит: «Знаете, я к старцу попал, к духовнику Лавры, спросил насчет монастыря. Он мне сказал с вами поговорить». Я сказал: «Хорошо», написал записку, чтобы его приняли, – тут в мое отсутствие иеромонах Никита служил. Сказал: если вам понравится – оставайтесь. Он приехал в нашу обитель. Видимо, понравилось. Рассчитался на работе, уволился, вернулся сюда в ноябре 1997 года и остался здесь уже послушником.

Никто не может упрекнуть это поколение в том, что люди искали в Церкви каких-то благ, выгоды для себя. В 1990-е как выглядели монастыри? – Кругом была разруха, руины. У нас был такой принцип: все делать своими руками и научиться делать своими руками. Благочинный, игумен сами могли поехать за песком. Отец Даниил освоил трактор, занимался сельским хозяйством. В монастыре продукты практически все были свои.

Потом в Адриано-Пошехонском монастыре он занялся пчелами. Пчеловодство было новым направлением, здесь он его развил. Человек всегда учился, своими руками делал ульи. Не знаю, есть ли сейчас такие игумены?

И его смерть – нам пример. Мне, во всяком случае. Пусть кровь игумена Даниила станет семенем для возрождения монашеской жизни, в том числе и в стенах этой древней обители…


«Есть монастыри настоящие,
где люди молятся, трудятся, своим трудом пропитание ищут»

 

Иерей Андрей Уфимцев, настоятель храма Сретения Господня в Переславле-Залесском:

– С отцом Даниилом мы познакомились в 1997 году. Я был на сессии – обучался на заочном секторе семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. Ко мне подошел молодой человек, он искал иеромонаха Иоанна, я ему показал его. Они встретились, переговорили. Это был Максим Соколов, будущий игумен Даниил. Видимо, духовник направил его, чтобы пойти в монастырь. Это было где-то в ноябре 1997 года, а через месяц он уже приехал в монастырь и с этого времени подвизался здесь, в Даниловом.

Монастырь был настоящий! Службу в 4 утра начинали. А с 8 часов – уже послушания

Монастырь был открыт в 1994 году, отец Иоанн был старшим. Они трудились, молились, подвизались. Что можно сказать о монастыре? – Монастырь был настоящим! Есть монастыри настоящие, где, как по житиям святых, люди молятся, трудятся, все своим трудом себе пропитание ищут, правила стараются соблюдать монашеские – молитвенные, келейные. Они тогда службу в 4 утра начинали: братский молебен, полунощница, потом служили Литургию. А с 8 часов утра – уже послушания.

Их было немного. Тогда была разруха всяческая в монастыре. Стен не было, были только храмы – их к 1980 году, к Олимпиаде, внешне – кресты, купола – подправили. До последнего времени, даже когда был монастырь, в храме Похвалы Матери Божией был склад гражданской обороны: снизу доверху много рядов – на весь город противогазы; и не сразу это все было вывезено. Отцы трудились: сами осваивали работы, сами были землекопами, каменщиками, электриками, водопроводчиками. Осваивали сельскохозяйственные труды, техника у них потихоньку заводилась. Дрова заготавливали, печи топили.

В монастыре каждый день была Литургия. И они еще при нужде своей и мне помогали: отец Даниил и в этом храме служил. Когда прежний настоятель отец Василий Чуев умер, поручили этот храм окормлять Данилову монастырю – в 2003 году, и отец Даниил здесь служил какое-то время.

У нас дружба была. Меня всегда с радостью встречали в монастыре, и я всегда был рад видеть насельников. Когда мне нужна была физическая помощь, я братию позову – и даже сам игумен приходил помочь и отец Даниил – благочинный. Надо что-то привезти для храма – я к ним прибегаю, они дела оставляют, заводят машину, садится отец Даниил и рулит – за досками или если еще по нужде надо что-то привезти. А когда надо было им мощи переносить из летнего храма в зимний, меня всегда звали.

 

Отец Даниил освоил многие профессии. Он и каменщик, сам вычинку делал, штукатурил, замечательно все у него получалось. На тракторе работал, сеял, пахал…

В 2009 году случилось так, что владыку Иоанна, тогдашнего наместника, перевели в Адрианов Пошехонский монастырь, и вся братия ушла за ним. Тут нестроения всякие были, был конфликт с благодетелем, и они все ушли в Пошехонский монастырь, а те, кто были в Пошехонском, игумен и братия, пришли сюда. А в 2012 году поставили отца Даниила опять в Данилов монастырь. Он здесь был один, потому что прошлая братия разошлась кто куда. И начало все возрастать по тому же принципу, как было при игумене Иоанне, но все было труднее. Когда отец Даниил изнемогал, Никитская братия ему помогала. Старались, чтобы службы были каждый день.

Так он трудился, занимался пчеловодством – пасеку и здесь завел, вникал во все и, надо сказать, достиг больших высот в этом деле. Все у него налажено было. Завел и столярку небольшую – тут мы с ним друг другу помогали. Ульи сам делал, рамки сам делал. Последнее его детище – воскотопка.

Вот так трудился, молился действительно истинный подвижник. Вникал во все духовное, чадами занимался. Специально приезжали к нему люди.


«Господь узрел в Своем вертограде достойный духовный плод»

 

Протоиерей Андрей Кульков, ключарь Владимирского кафедрального собора г. Переславль-Залесский:

– С 1999 по 2009 годы отец Даниил служил штатным иеромонахом Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. В тот период наместником монастыря был игумен Иоанн (Коваленко), ныне епископ Калачевский и Палласовский. Отца Даниила мы все помним его верным помощником, «правой рукой». Нужно сказать, что именно в этот период Даниловский монастырь, пожалуй, за все 1990-е – годы возрождения Православия на нашей земле – ближе всего был к идеалам монашества основателя обители – преподобного Даниила. Несмотря на каждодневную утреннюю и вечернюю службу в храме и монашеское неспешное правило, братия несла тяжелые и, казалось бы, даже непосильные труды в монастыре, на подворье. Все ремонтные работы с техникой, строительство, сельскохозяйственные труды – все делалось своими руками. И отец Даниил ни в чем не уступал наместнику отцу Иоанну (а в чем-то и превосходил его, со слов отца Иоанна) и также являл собой пример для подражания.

Когда в марте 2009 года отец Иоанн был переведен в Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь, отец Даниил пошел туда вместе с отцом Иоанном (впрочем, как почти и вся братия), где их ждали еще большие испытания, еще более суровые условия. Адрианов монастырь фактически был отрезанным от мира скитом. Иногда не было денег на свечи, лампадное масло, нечем было кормить братию. Положение спасали ревностные паломники из Переславля, не оставлявшие своих духовных наставников, родственники кого-то из насельников обители, которые нередко на свои деньги приобретали продукты, все необходимое для обители. В довершении всех испытаний в обители случился пожар. Отец Даниил вместе с отцом Иоанном и всей братией тушил его. Интересно, что по одной из своих гражданских специальностей он был пожарником. Ведомыми только Ему одному путями Господь вел отца Даниила. А в основание судьбы батюшки докладывается еще один камень – преподобный Адриан, зверски убиенный от разбойников…

16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители. Духовно окрепший отец Даниил становится на самостоятельный путь, который в силах преодолеть сам. Он несет свой собственный крест, переходя из меры в меру на стезях Господа нашего Иисуса Христа. И остается только догадываться, каким могло бы быть его будущее. Возможно, в лице игумена Даниила Церковь потеряла одного из перспективных и ревностных своих архипастырей. Но у Господа Свои планы. Он узрел в Своем вертограде достойный духовный плод. Нож убийцы срезал его. И, казалось, сонный, но древний Переславль встрепенулся. Наверное, не было в городе ни одного человека, кто не обсуждал бы эту страшную и взывающую к совести каждого христианина новость…

 

После заупокойной службы и панихиды девятого дня на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский, в своем слове сказал, что «теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила. Теперь, находящемуся в любви Божией, отцу Даниилу открыто то, чего он не мог знать раньше, чего не знаем мы, но можем только догадываться. Наверное, он встретился и с основателем этой обители преподобным Даниилом и молится вместе с ним за наш древний город, за нас…»

Очевидно, что с нашей переславской земной Руси (в чем-то, конечно, «убогой и бессильной») в Русь Небесную («могучую и обильную») отправился насельник «Небесного призыва», чтобы в белых одеждах у Престола Божия предстательствовать за нас, грешных, – он займет там достойное место: в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, после Владимирской иконы Матери Божией, в день Рождества Иоанна Крестителя

Подготовил Василий Томачинский

 http://www.pravoslavie.ru/96139.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Томачинский
Ближневосточные скитальцы
Беседа с Исааком Клиффордом Гарднером, участником ряда гуманитарных миссий
18.03.2016
Все статьи Василий Томачинский
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.11.2024 02:52
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Агафон
09.11.2024 00:23
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.11.2024 00:00
Хватит ныть!
Новый комментарий от Агафон
08.11.2024 23:39
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:35
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
08.11.2024 23:33
«Разговоры о важном»: Что мы знаем об СССР?
Новый комментарий от Очевидец
08.11.2024 23:24