«Начни с себя»

Семья 
0
308
Время на чтение 10 минут

У Николая Расторгуева есть песня со словами «Все зависит от Бога и немного от нас». Побывав на Школе общественного действия (ШОД), проходившей в Рыбинске 20-27 июля 2016 года, понимаешь, что иногда «все зависит от Бога и немало от нас». От нас - это и от молодых ребят, приехавших из 15-ти регионов России, и от экспертов, которые, бросив свои важные дела, на один день приехали на родину святого праведного воина Федора Ушакова, и от организаторов ШОД во главе с Павлом Федосовым - молодым многодетным отцом, автором-исполнителем песен, и от Оксаны Солнцевой. Улыбчивую, с шапкой волнистых волос, открытую для общения, молодежь называла просто по имени, не сразу узнав, что Оксана Владимировна - заместитель Министра образования и науки Ульяновской области, директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области (https://fadm.gov.ru/person/800).

- Оксана Владимировна, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родилась в Ульяновске 17 июня 1974 года. Я - дочь и мать. Будучи подростком, мечтала работать в детской комнате милиции с трудными подростками, но мама сказала идти в училище культуры. Я перечить не посмела, отучилась. Потом пошла в институт на массовую режиссуру, но через 2,5 года поняла, что мне это ничего не дает. Поступила на театральную режиссуру. Окончила Самарскую государственную академию культуры и искусств (СГАКИ). Профессия режиссера в дальнейшем определяла мой путь. На молодежь, с которой я работаю, проецирую те задачки, которые задает мне моя 16-летняя дочь. Была директором открытой городской лиги КВН, в последние годы возглавляла областной Дворец творчества молодежи.

- В этот раз Школа общественного действия была посвящена теме «От добровольчества к служению и профессионализму». Каким был Ваш путь в профессию?

- У меня - наоборот - от профессионализма к добровольчеству. Сначала я что-то наработала, а потом как-то так случилось, что нашлись ниши, где я могу использовать те технологии и компетенции, которые получила на работе. Сейчас стараюсь применять их как общественник.

- 2 июня 2016 года в Ульяновске в Областном Дворце творчества детей и молодежи состоялся круглый стол «Развитие волонтерского движения, направленного на формирование нравственных ценностей и укрепления института семьи». Каковы его итоги?

- Участниками той встречи были представители волонтёрских объединений, руководители и члены волонтерских корпусов вузов, органов власти, победители грантовых конкурсов, представители НКО. Итогом встречи стало то, что мое предложение провести одну из следующих Школ общественного действия в Ульяновске, поддержал Павел Федосов - руководитель управления социальных программ Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, инициатор и организатор ШОД. Рассказав о проекте, он отметил важность развития социального направления в добровольчестве. Во время становления человека как личности, во время его взросления важно, чтобы он ориентировался на правильные ценности, и в этом состоит одна из задач Школы общественного действия.

- Расскажите об основных направлениях и развитии волонтерского движения в Ульяновской области.

- Сейчас самым популярным направлением среди молодежи стало событийное волонтёрство, но таким же важным должно стать и социальное направление, чтобы наши волонтеры были готовы помогать молодым и многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями здоровья. На июньской встрече были представлены волонтерские программы помощи людям с ограниченными возможностями, которые проводят Центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово», волонтёрский корпус УлГПУ им. И.Н. Ульянова. «Центр поддержки молодой студенческой семьи УлГУ» и «Социальная гостиница для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию». Эти проекты направлены на поддержку молодых семей и материнства. Они получили поддержку по итогам ежегодного Губернского конкурса молодежных проектов Ульяновской области.

- Благодаря организаторам ШОД в Рыбинске самым запоминающимся стало паломничество по святым местам. А что для Вас значит Православие?

- Теперь все, что я делаю, связано с Православием. И многое из моей добровольческой деятельности связано с моим родным приходом храма Святителя Николая Чудотворца. Однажды наш храм сгорел. Восстанавливался он очень долго, и службы проходили во временном помещении (в бывшей трапезной храма). Люди раздражались из-за тесноты и духоты, но ходили на службы, некоторые падали в обморок, их выносили. Это было очень трудно и тяжело. Но приход сохранился, и наше смирение было вознаграждено. Теперь мы молимся в новом большом просторном и очень красивом храме. Наш батюшка очень мудрый. Он стал часто собирать нас на субботники. Воодушевляешься, когда видишь священников с детьми, которым 5-6 лет, а они уже идут с маленьким бревнышком наравне со взрослыми. Мы и на священнослужителей по-иному посмотрели, и сами включились. Так и сформировался наш актив, который позволил развиться тому, что есть. Из этих субботников родились молодежный православный клуб, клуб молодой семьи и новая воскресная школа.

- Вы сразу пришли в православный храм или были долгие поиски истинной веры?

- Я всегда была православной христианкой, но были, к сожалению, и поиски, были знакомства с буддизмом, теософией... Слава Богу, Господь не дал заблудиться! В период строительства нового храма я окончила по интернету православные курсы. Тогда я работала директором областного дворца творчества детей и молодежи. Подошла к батюшке и говорю: «А можно я буду полезной? Могу беседы вести, могу в воскресной школе преподавать». Он говорит: «Ну, не знаю, посмотрим». Отвел меня к настоятелю храма. Настоятель посмотрел и благословил меня не преподавать, а руководить воскресной школой. Пришли мы, четыре педагога, с презентациями на первое собрание, сидим. Заходит одна бабушка, вторая, третья, четвертая... и тишина. Но потом подошли и родители с детками на собрание. Благодаря наработанным в профессии технологиям сейчас нас более ста человек. Церковь находится в строящемся микрорайоне, поэтому, я думаю, что народ будет приходить еще и еще. А пока наше помещение не располагает большими возможностями. Это и есть моя добровольческая деятельность.

- А с чего она началась?

- Когда в наш регион приехал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, все правительство занималось подготовкой к этому большому событию. И нам сказали: «Нужно 100 православных волонтеров». Мы как орган власти никогда этим не занимались системно и в ужасе стали думать, где найти столько добровольцев. Кто-то ездил восстанавливать монастыри, кто-то занимался социальным добровольчеством. Кинули клич в социальных сетях, начали собирать актив. На удивление пришло гораздо больше людей, чем мы планировали. И вот человек из службы протокола Патриарха так серьезно им говорит: «После Херувимской вы выходите и делаете то-то». Я в ужасе думаю: «Сколько людей из этих волонтеров понимают, что такое Херувимская и что они должны сделать?» Оказалось, что многие. И мы поняли - это наш потенциал! Это переросло в очень интересный проект «Начни с себя» и стало отправной точкой нашей совместной работы. Название проекта подарил наш Губернатор Сергей Иванович Морозов. Ведь действительно важно начать именно с себя. А я в тот момент поняла, что мое нахождение в Церкви и во власти может взаимно обогащать друг друга, перетекать друг в друга с точки зрения эффективности и пользы в деле воспитания молодежи, с точки зрения взаимодействия этих двух сильнейших и мощнейших институтов. Это очень помогает мне в работе с молодежью.

- Каковы возможные механизмы взаимодействия общества и власти?

- Механизмы - это гранты, включение в план совместной деятельности, совместное соглашение. Есть еще одна благодатнейшая тема: любое Министерство образования скажет вам большое спасибо, если общественная организация разделит с ним функции по организации профильных смен. Ежегодно с трудными подростками происходят различные сложные ситуации, и лето для них - это время и возможностей, и риска. Но лето - это также благодатное время для взаимодействия органов власти и общественных организаций. Есть большой потенциал в развитии летних проектов. В нашем регионе мы привлекаем общественные организации, особенно мужские - казаков, ребят, которые занимаются спортом. Мы просим их брать к себе на смены одного-двух трудных подростков, чтобы они были под присмотром. У нас в регионе есть и гранты на летние смены, и средства на палаточные лагеря, и на профильные смены.

- О чем Вы говорили ребятам, которые участвовали в Школе общественного действия в Рыбинске?

- Я говорила с ними о двух составляющих. Во-первых, о том, для чего нужны государству общественники, представители различных общественных организаций, просто активные граждане. Вторая тема - это регламент взаимодействия с государственной властью. Обсуждение первой темы я начала с показа небольшого сюжета из художественного фильма «Стиляги». Я спросила у ребят, какие основные характеристики советского общества они могли бы назвать. Совершенно верно были названы дисциплина, идеология, единодушие, страх, осуждение инаковости, коллективизм, консерватизм (если смотреть отсюда туда, а не в том времени находясь). В чем-то тому поколению можно позавидовать. Например, была единая понятная система ценностей и их трансляция. Невозможно было запутаться: это - белое, это - черное. Однажды меня наповал сразила история, во время которой я смалодушничала. Моей дочери тогда было года три. Мы подходим к остановке. У киоска стоит мальчик лет 14-15-ти. Он что-то нюхает в пакете. А рядом группа людей - мужчины, женщины. И все молчат, не реагируют, то есть он живет своей жизнью, они - своей. Я очень ярко восприняла ту ситуацию. Думала тогда: «Я одна с трехлетним ребенком, сейчас войду в этот конфликт, сделаю замечание. Как я смогу защитить себя, ее?». И я промолчала, как и все остальные. Так вот мне тогда пришла мысль, что несколько лет тому назад так быть просто не могло. Тогда было единодушие в осуждении чего-то плохого, и это единодушие поддерживало норму.

- Сейчас нашу молодежь запутывают, и у нее нет четких критериев для различия добра и зла.

- Да, происходит подмена понятий: то, что кажется не нормой, выставляется как некая эффектная особенность. Раньше все было не так. И в этом, конечно, была определенная сила и мощь нашего государства, хотя государство было безбожное, был культ человека, обожествление Ленина, Сталина, что, конечно, неправильно. Сейчас читаю интереснейшую книгу Фазиля Ирзабекова (в крещении Василия) «Взломанный код». Он глубоко верующий человек, принял христианство. Прекрасно владеет русским языком (лучше, чем многие русские), очень бережно относится к слову, пишет о необходимости беречь русский язык. Советую всем прочитать его книги «Тайна русского слова» и «Русское Солнце, или Новые тайны русского слова».

Ему задают вопрос: «Наложило ли какой-то отпечаток на вашу жизнь то, что большую ее часть Вы прожили при советской власти?». Он говорит: «Да, я во многом советский человек и не стесняюсь этого. Что хорошего мне досталось от советского строя, так это неравнодушие и к судьбам нашей страны, и к судьбам людей, это чувство патриотизма, которое в нас воспитывалось с пеленок. Когда я ребенком куда-то приходил, всюду висел «Моральный кодекс строителя коммунизма». Теперь-то ясно, что коммунизм - это призрак, но первая строчка гласила: «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Именно это в нас воспитывалось, дух взаимопомощи, товарищества, бескорыстия, самоотверженности. Как недавно сказал один деятель, в Советском Союзе была диктатура культуры. Это так. Сегодня мы, к сожалению, наблюдаем противоположные вещи. Мы росли в богоборческом, безбожном государстве, но в нем присутствовало то, что в конечном итоге сделало нас благочестивыми людьми».

Тогда были закрыты церкви, но при этом нормы и принципы, на котором строилось государство, могли привести к благочестию. А сегодня церкви открыты, и мы можем смело туда идти. Если мы говорим об инфраструктуре воспитания того времени, то это была мощнейшая система, был Центральный комитет ВЛКСМ как центр, из которого все шло. Я не говорю сейчас про партию, я говорю только про молодежь. В каждом регионе был обком, горком, райком, была четкая система преемственности. Ты знал, что сначала ты должен заслужить право быть принятым в октябрята, потом в пионеры и комсомольцы. Все было очень четко продумано с точки зрения психологических особенностей человека. Пятерка для взаимодействия, очень комфортная, удобная психологическая форма, общие коллективные дела. Ты знаешь, что вступишь в пионеры, после этого станешь комсомольцем... Я не призываю вернуться в то время, но те формы, которые существовали, конечно, достойны изучения и того, чтобы их приложить к современной жизни. Было очень грамотное использование ресурса.

Например, у одного педагога в хоре сто человек. Эти формы коллективизма и массовости сейчас, кстати, у наших друзей в Америке очень практикуются. Нам много говорят про индивидуальности, про тьюторство, что это тот самый путь, по которому мы должны идти, а сами другими формами воспитывали. Сейчас, слава Богу, в школах есть заместители директора по воспитательной работе. В некоторых школах есть педагоги-организаторы досуга, где-то еще остались вожатые.

В нашем регионе два года назад губернатор дал поручение восстановить институт вожатых, и сейчас в каждой нашей школе обязательно есть вожатый. Мы восстанавливаем сейчас пионерские комнаты, чтобы у ребят было место для общения. Конечно, всего этого недостаточно. В разных регионах есть министерства по делам молодежи, где-то они входят в состав министерства образования, но все равно это какая-то небольшая горстка чиновников: человек 5-10 в регионе, в городе человек 5-6, у кого-то есть дворец молодежи, у кого-то его нет. И это все. А больше на этом поле никто не работает. Вот почему государство так нуждается в таких проектах, как Школа общественного действия. И неслучайно сейчас Президент России подписал указ о том, чтобы внедрить российское движение школьников. Но это все не скоро встанет на поток. В нашем регионе это пока всего лишь десять пилотных школ. А есть еще и другие школы. Время идет, мы систему настраиваем, а дети растут. Поэтому сейчас очень нужны общественные организации, которые работали бы со школьниками.

- Оксана Владимировна, 18 июля 2018 года исполнится 100 лет со дня кончины Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая еще до создания Марфо-Мариинской обители милосердия придумала и открыла кружок «Детская лепта», где взрослые учили детей делам милосердия (http://www.taday.ru/text/1908569.html, https://www.miloserdie.ru/video/detskaya-lepta-vozrozhdaya-tradicii/, http://tv-soyuz.ru/news/moskovskaya-shkola-717-provela-desyatuyu-ezhegodnuyu-blagotvoritelnuyu-aktsiyu-dorogoyu-dobra, http://ricolor.org/rus/vr/help/onk/28_2_16/). Вы сами прекрасно знаете, что сейчас у молодежи в приоритете не семья и дети, не милосердие и благотворительность, а деньги и карьера. Поэтому было бы хорошо к 100-летию со дня смерти Елизаветы Федоровны воплотить в жизнь ее мечту о создании ученических дружин по всей России.

- Сейчас многие понимают, что нужно больше внимания уделять детям и подросткам, что нужно с младых ногтей передавать им традиционные ценности, в том числе и семейные. Будем надеяться, что в каждом городе найдутся энтузиасты-добровольцы, которые сумеют, подобно преподобномученице Елисавете, вовлекать их в добрые дела, например, в те, о которых нам рассказали в Рыбинске авторы замечательных социальных проектов.

Беседовала Ирина Ахундова
Фото Олега Карпушина

 http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/Nachni_s_sebya/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рамизовна Ахундова
От мощей святителя Иоасафа Белгородского в «Московскую правду»
О важности почитания русского святого, прославленного при Царе Страстотерпце Николае II
17.09.2024
Три правила преподобномученицы Елисаветы
Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия
02.11.2023
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
15.10.2023
Россия была, есть и будет под Покровом Пресвятой Богородицы – Непобедимой Воеводы
Интервью с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко
18.09.2023
Все статьи Ирина Рамизовна Ахундова
Семья
Почему необходима победа над внутренним врагом
Можно ли объявлять войну всему народу Украины, заливая пожар бензином?
25.09.2024
Пусть адепты чайлдфри сбросят маски
Ответ тем, кто критикует принятие законопроекта о запрете пропаганды идеологии бездетности
24.09.2024
«Идеология чайлдфри глубоко чужда нашему народу»
В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете пропаганды движения чайлдфри
24.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Георгий Н.
30.09.2024 19:32
Серьёзное предупреждение Западу
Новый комментарий от Агафон
30.09.2024 19:01
Смертельное объятие «анаконды»
Новый комментарий от Апографъ
30.09.2024 16:17
Видеоигры уже сформировали образ Героя
Новый комментарий от Константин В.
30.09.2024 16:14
Судилище над Владыкой Лонгином
Новый комментарий от Алекс
30.09.2024 15:00
Пока идёт СВО, мы можем спасти культуру
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.09.2024 14:55