Елена Доценко - кандидат философских наук, начальник управления социальной и воспитательной работы Северного Арктического федерального университета, в недавнем прошлом региональный министр по делам молодежи и спорту, одна из организаторов юбилейных Иоанновских торжеств в Архангельске и Суре. Как руководитель, Елена Юрьевна всегда заинтересована в совместных проектах с Архангельской епархией.
- Елена Юрьевна, расскажите, пожалуйста, почему свою работу вы связали именно с молодежью?
- На этом направлении я с 1996 года, сначала как общественница, а в 2002 году, когда поступила в аспирантуру, мне предложили работать в Поморском государственном университете в отделе внеучебной работы. Речь шла о возрождении воспитательной работы в вузе, органов студенческого самоуправления. Нужно было за короткое время подготовить университет к аттестации по этому направлению. Благодаря тому, что сложилась классная команда, с которой мы до сих пор общаемся, - люди светлые, вдумчивые, умные, - этот путь прошли с успехом. В то же время в университете открылся домовый храм святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы начали несколько совместных с епархией проектов: появился замечательный, трогательный церковный хор, открылось православное кафе, прошли православные фестивали песен, стихов. Было славное, интересное время.
Потом я вышла замуж, родила детей. У меня два мальчика, старшему восемь, младшему пять лет. С мужем мы венчались в храме святой Ксении Петербуржской, потом там же крестили детей. И сейчас каждый год стараемся посещать Рождественские елки в церкви Ксении Блаженной. Недалеко от этого храма находится школа №59, где я начинала свою профессиональную деятельность, работала учителем английского языка. Кроме того, в студенческие годы пела на клиросе Троицкого храма и некоторое время работала в воскресной школе. Вот так все органично соединилось.
В управление социальной и воспитательной работы я пришла с момента образования САФУ. Тогда перед нами была поставлена сложнейшая задача соединения воспитательных систем АГТУ и ПГУ. Думаю, в этом направлении все получилось. Затем раздался неожиданный звонок, и поступило предложение возглавить министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области. Управленческий опыт я применила в новой для себя области физкультуры и спорта. Мне ни за один день работы. А сейчас я вернулась в родной университет на то же место, где работала раньше. Мы занимаемся социальными программами для сотрудников и студентов вуза. Работаем для того, чтобы наши люди могли посещать учреждения культуры, концерты, спектакли, встречаться с известными актерами, режиссерами, талантливыми людьми... Что касается социального направления моей работы, то оно включает в себя и поддержку нуждающихся, и профилактику асоциальных явлений в студенческой среде, и организацию творческих и социально значимых мероприятий, и поддержку общественных объединений, которые функционируют на базе университета - все входит в компетенцию нашего управления.
- И в научной деятельности сфера ваших интересов - философия, изучение молодежи, лидерства. Что повлияло на такой выбор?
- Мне посчастливилось учиться в педагогической мастерской - на экспериментальной площадке у талантливых, лучших педагогов нашей области и других регионов. Сама атмосфера педмастерской, созданная Светланой Александровной Коваль, располагала к творчеству, познанию, активности, дружбе. Мы жили в общежитии, это было замечательное время появления друзей на всю жизнь! Я училась вместе с нынешним цветом культурного сообщества Архангельска, людьми, которые сегодня работают в музеях, в СМИ, ведут предпринимательскую деятельность. Я имела возможность получать знания у ведущих профессоров, докторов философских, филологических наук, и, конечно, путь в общественную деятельность и науку был предопределен...
В школе хотела стать врачом (я из семьи врачей), но сложилось иначе. У меня был сильный наставник, репетитор по русскому языку и литературе, поэтому выбрала область гуманитарных наук. А в педагогической мастерской нас пестовали, выращивали доктора философских наук Руслан Анатольевич Лошаков, Михаил Юрьевич Опенков, Елена Владимировна Кудряшова, ярославские профессора, довелось слушать лекции многих известных ученых и педагогов.
Учитывая свою общественную практику, я остановилась на социальной философии. Занималась теоретическими вопросами влияния молодежи на изменение политических систем, анализировала ее участие в так называемых «оранжевых революциях», которые тогда волной проходили по странам бывшего СССР. Мой научный руководитель помогла сориентироваться и осмыслить концепцию маргинальности как инструмента анализа молодежной среды. И это определило мой дальнейший путь как педагога - я преподаю на кафедре философии и социологии с 2006 года.
- И какова же она, современная молодежь?
- Несомненно, она изменилась. Это совершенно другие ребята, которые живут в другом темпе, информационном пространстве, во времена фаст-фуда, быстрых решений и стремления к получению удовольствия от жизни. Ни в коем случае не с негативным оттенком!
Конечно, молодые люди хотят быть счастливыми, хотят семью, работу, здоровье - все эти ориентиры остались прежними. Но несколько скорректировалось их содержание. Если раньше работать означало вкалывать на том же БАМе и к 40 годам заработать на собственное жилье, автомобиль, то сегодня «работать» означает другое. Человек приходит на собеседование и говорит: «Мне нужна зарплата не менее, чем 30 тысяч рублей». При выяснении посылов, оказывается, что у человека есть ипотечные обязательства. Сегодняшняя система, современные СМИ формируют другое сознание. Этот человек уже должен. Как правило, банку...
Сейчас в целом по стране вышли на уровень, когда рождаемость превышает смертность. Есть опасение, что может появиться армия молодых людей, которых воспитала улица, потому изучение воспитательных систем, формирование идеологической базы вновь в фокусе, снова актуально. Честь и хвала тем, кто занимается воспитанием молодежи на местах, ежедневно трудится, меняет ситуацию к лучшему.
- Вы читаете спецкурс по лидерству. Что отличает людей-лидеров?
- Лидер не тот человек, который громче всех кричит или говорит: все ерунда, есть только я. Наоборот, это человек команды, который понимает, что достижение общей цели и целей тех, кто идет рядом с ним, и есть проявление лидерства. Ты лидер до тех пор, пока есть тот, кто за тобой идет. Такая командная работа, то, что, например, раньше отражено было в методике коллективных творческих дел, в современных условиях называется лидерством. Речь идет не о гордыне, речь идет об амбициях, но очень взвешенных. Настоящий лидер умеет вдохновлять, мотивировать, он своего рода проповедник, он совершает конкретные поступки с командой, конечно, может ошибиться, но может достигнуть сверхрезультата. Лидер харизматичен, поэтому он заметен. С другой стороны, он несет ответственность за тех, кто идет рядом, и потому должен быть вдумчивым. Когда берешь на себя ответственность, начинаешь задавать себе вопросы: где мое место, каковы мои возможности, где новый горизонт? Это смелость, риск, но это дает результат. Вот об этом я говорю со студентами и со взрослыми людьми.
- И при этом успеваете ли быть хозяйкой дома?
- Я благодарна мужу, который меня любит. Он знал, что создает семью с руководителем (а я в то время была начальником отдела внеучебной работы), и с тех пор ничего не изменилось: живу на работе. Я, к сожалению, мало бываю с детьми, но моменты, которые мы проводим вместе, они всегда радостные. И ребята знают, что на ночь мама всегда споет песенку, мама обнимет и - она любит. Вот это мои дети знают твердо.
Детей мы воспитываем строго в классическом понимании, все-таки пацаны растут. Однажды я спросила у свекрови: «Как вы воспитывали своих сыновей? (моего мужа и его брата)». Она ответила: «Я не воспитывала, я просто любила их». Вот так и мы живем - стараемся делать так, чтобы в доме всегда было уютно, чтобы было место детскому творчеству: у нас в квартире на стенах висят рисунки младшего, стоит его мольберт. Пианино и турник - это уже «инструменты» старшего. Как только выдается выходной, наш дом наполняется гомоном детей наших друзей.
Люблю эти драгоценные минуты, когда нахожусь дома. Мне важно, чтобы в доме был порядок, люблю цветы, у нас весь дом в цветах. Люблю готовить что-нибудь вкусное, но очень быстрое. Раньше вышивала, но теперь времени на это нет. Когда появляется свободное время, я посвящаю его чтению.
- А современные журналы, прессу просматриваете?
- Это больше профессиональное. Просматриваю журналы по физкультуре и спорту, периодику, связанную со сферой молодежного образования и политики, профилактикой асоциальных явлений. Социальные сети, разумеется, новости...
- О чем думаете в минуты тишины?
- Как и все, думаю о детях, где они сейчас, о муже, о том, как давно не звонила маме. Начинается обратная перемотка всех событий, которые произошли в течение дня: а что можно исправить, что можно было сделать иначе? Еще думаю, как важно заботиться о родителях, для которых ты всегда ребенок. Думаю о тех людях, которые меня любят такой, какая я есть, критикуют, воспитывают, но при этом принимают и любят.
- Вы верующий человек. Говорят, что важна именно личная встреча с Богом. Что это для вас, была ли она? Какие открытия вы сделали для себя, живя в душе с Богом?
- Для меня вера - это некое откровение. Его невозможно постичь интеллектуальным усилием. Каждый раз убеждаешься в собственной малости, видя величие Бога. В моей жизни была ситуация, когда я почувствовала Божественную силу и силу общей молитвы, когда люди объединяются, чтобы вместе просить об одном.
В прошлом году сильно заболела моя мама, ей могло помочь только чудо, и это чудо произошло. Я обратилась к общине храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. И общая молитва, по сути, переломила ситуацию. Я отчетливо это чувствовала, буквально кожей, когда появляются мурашки, когда что-то меняется, а что - пока не понятно, но ты понимаешь, что результат будет. Сейчас, слава Богу, все стабилизировалось.
Вот еще пример силы молитвы. Это история суицида среди подростков. Они при несформированном нравственном стержне оставлены наедине с хаосом информации. В соцсетях в свободном доступе огромное количество групп, которые приводят ребенка к замыслу самоубийства. Я узнала, что в Архангельской области никто этой проблемой эффективно не занимается. Официальные структуры работают во многом на последствия, а на профилактику внимания недостает. В решении этой проблемы мне неожиданно помог верующий человек. Я объяснила ему ситуацию: что есть пять групп, которые провоцируют детей на самоубийства. Через две недели он присылает ссылки, открываю, а там написано: «Решением Госкомнадзора данные страницы закрыты».
- Что такое жизнь, в чем ее смысл, в чем ее счастье для вас?
- Бог есть Любовь. А любовь - это жизнь, поэтому нужно очень вдумчиво относиться к тому, что ты делаешь, как проживаешь дни. Жизнь - определенный отрезок. Путь, который кто-то может пробежать, кто-то пройти с достоинством, а кто-то спустить все, прокутить, - финальная точка будет разной.
Когда человек лежит на смертном одре, о себе он ничего не может сказать. Теперь будут говорить другие. То, что они скажут о нем, и есть оценка жизни. Потому очень важно каждый день думать о том, что останется тем людям, которые знают тебя, дорожат тобой.
Беседовала Людмила Селиванова