«Всех поцелуй и всем расскажи, как я нашел свою судьбу в тюрьме!»

Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря - о своей обители и о священномученике Иларионе (Троицком), который был похоронен в ее стенах

Священномученик Иларион (Троицкий) Священномученик Иларион (Троицкий) Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, во времена СССР разделивший горькую участь многих святых обителей, снова принимает насельниц. О славной истории и чудесном возрождении монастыря рассказывает настоятельница - игумения София (Силина).

- Матушка, расскажите о жизни обители в советское время?

- Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти.

Некоторое время в стенах нашей обители находилось епархиальное управление, которое возглавлял митрополит Серафим (Чичагов). Именно ему надлежало отдать последние почести почившему священномученику Илариону (Троицкому) в нашей обители. Перед смертью владыку Илариона напутствовал и причастил Святых Христовых Таин келейник митрополита Серафима иеромонах Никандр.

Сохранились воспоминания, что владыку Илариона невозможно было узнать - в гробу лежал измученный ссылками, мучениями и болезнями старец с обритой головой. Владыка Серафим преподнес на погребение почившему свои белые ризы и белую митру, отдав честь собрату, сам же священномученик Серафим не удостоился быть погребенным со всеми почестями, в облачении - он был убит на полигоне в Бутово.

Владыку Илариона отпевали в Воскресенском соборе монастыря, невзирая на общий запрет власти на торжественные богослужения, при стихийном стечении огромного количества верующих. Наверное, это было последнее торжественное богослужение в нашей святой обители.

После 1930-х годов церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась: некоторые храмы были разобраны на кирпичи, была взорвана колокольня, а внутренние помещения монастырских зданий были перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения вплоть до возрождения монашеской жизни в 1996 году.

- Какова судьба могилы священномученика Илариона (Троицкого)?

- Могила священномученика стала местом паломничества и молитвы. Митрополит Алексий (Симанский), присутствовавший и на погребении святого, проявлял особую заботу о могиле владыки Илариона, в том же духе действовали и его преемники по кафедре.

Именно такие места становились пространством, где происходила встреча человека и Бога

В период строжайшего запрета на отправление богослужений именно такие места, как могила священномученика, становились местом уединенной молитвы, пространством, где происходила встреча человека и Бога. Возможно, именно поэтому мы точно знаем место погребения священномученика. Его могила была всегда ухожена и украшена живыми цветами.

- Известны ли случаи получения помощи на могиле священномученика Илариона (Троицкого)?

- Безусловно, мы стали свидетелями чудесам в уже возрожденной обители. В это время, надо сказать, потянулось в храмы достаточно много людей, и каждый из них приходил к Богу со своими скорбями и житейскими неурядицами. Время было очень сложное во всех смыслах. И вот мы стали получать благодарные отклики наших паломников, один получил исцеление, другой разрешил свои неразрешимые вопросы, третий - обрел твердую веру в Бога.

Великое чудо, совершенное по молитвам священномученика, - это и возрождение некогда величественной обители.

В монастыре до революции жило более 400 насельниц - 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании», имелось 8 храмов, большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности, на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Сестры пришли на руины, лишь стены напоминали о храмах и келейных корпусах

В 1990-х годах сестры пришли на руины, лишь внешние стены напоминали о храмах и келейных корпусах. Долгое время нам пришлось жить без самых элементарных условий, хотя монастырь находится в городской черте, на одном из главных проспектов культурной столицы. Восстановить былое благолепие казалось невозможным! Поэтому мы с сестрами возносили самые горячие молитвы у могилы святого мученика, и с Божией помощью нам удалось многое сделать.

Впоследствии именем священномученика Илариона мы именовали воскресную школу нашей обители, где каждое занятие начинается молитвенным обращением к великому богослову.

Для нас память священномученика - это особый праздник и одно из главных торжеств обители, ведь с его именем связано постепенное возрождение и монашеской жизни, и богослужений, и былого благолепия храмов, и миссионерского служения монастыря.

Сейчас на могиле великого угодника Божия возвышается скромный надгробный крест, но мы хотим призвать всех неравнодушных оказать помощь в воздвижении памятника на месте его погребения - ведь до сих пор нуждающиеся в его молитвенной поддержке верующие продолжают посещать сие святое место.

Игумения София (Силина) Игумения София (Силина) - Кем является владыка Иларион для Санкт-Петербурга? Каким его помнят, чтут ли его память жители города?

- Для нас священномученик - златоустый русский святитель. Нередко в своих письмах священномученик писал о своем заключении, как о светлом периоде долгой неволи. «Словом, у меня настроение и духовное содержание жизни такое же, как было пятнадцать лет назад. Не хватает одного - академической библиотеки... Всех поцелуй и всем расскажи, как я нашел свою судьбу в тюрьме!» Несомненно, только твердая вера могла настолько преобразить праведника, что он мог, подобно выдающимся святителям Христовой Церкви, так радостно писать о своей ссылке.

В таком ключе мы и пытаемся актуализировать память священномученика в Санкт-Петербурге. Второй год наш монастырь совместно с епархией, общественными организациями и УФСИН проводит в память о владыке Иларионе Пасхальный фестиваль в следственном изоляторе «Кресты».

В сопровождении церковного хора актер читает «Письмо о подлинной свободе», в основу которого легли воспоминания о двух «тюремных Пасхах», проведенных им на Соловках. В обеих Пасхах принимал самое активное участие владыка Иларион. Именно он всегда выступал инициатором пасхального богослужения, будь то совершенное шепотом в амбаре либо со всеми заключенными в кладбищенском храме.

Святые Соловецкие новомученики в долгом и томительном заключении смогли переосмыслить свою жизнь и пролить на нее Божественный свет, и наша цель - донести до слушателей и зрителей концерта главную мысль: любовью и верой, исходящими из сердца, рушатся воображаемые стены и наступает подлинная свобода.

Кстати, владыка Иларион в своем заключении был связан и с местным изолятором «Кресты», поэтому его имя и память особенным образом звучат в стенах тюремного храма.

- Почему сегодня так важен завет священномученика Илариона (Троицкого) «без Церкви нет спасения»?

- Да, владыка очень часто повторял эту, с одной стороны, простую истину. «Только Церковь дает смысл и цену земной жизни... Если не служить Церкви, - нет никакого смысла во всякой деятельности, и незачем тогда жить на Божьем свете».

Сегодня Церковь, пожалуй, единственный глашатай правды и истины. Повсюду разгораются междоусобицы, попираются не только Божественные заповеди, но и самые простые нравственные принципы человеческой жизни. Жестокие убийства в угоду лжи и собственной алчности становятся постепенно частью жизни безбожного общества.

Церковь остается «островком» подлинного утешения в скорби и назидания в любви к ближнему, а без исполнения заповеди «о любви» мы превратим этом мир в руины. Вот почему так важен завет священномученика «Без Церкви нет спасения».

- Как, на ваш взгляд, может осуществить этот завет человек, живущий в миру, вне монастырских стен, обычный прихожанин?

Являем ли мы пример подлинной евангельской жизни?

Прежде всего мы должны спросить себя - являем ли мы пример подлинной евангельской жизни, можно ли нас назвать верными учениками Христа, апостолов, святителей, преподобных и священномучеников? Являемся ли мы действительно любящими Бога детьми, согражданами святым (Еф. 2,19)? Ведь мы Его любимые дети, как пишет апостол Павел к Ефесянам, и поэтому должны во всем соизмерять свою жизнь с Евангелием.

С этого начинается приходская и монашеская жизнь, собственно, с этого начинается исполнение завета владыки Илариона.

- Что вам особенно запомнилось из происходившего в дни прославления священномученика Илариона, в день перенесения его мощей в Москву?

- Это был очень волнительный день. Мы с сестрами впервые участвовали в прославлении святого. Постарались максимально сосредоточиться на молитве и отрешиться от внешних хлопот, которых, безусловно, было достаточно много. После ранней Литургии отправились с пением к могиле священномученика, чувства радости, счастья, волнения и страха были настолько переплетены между собой, что даже трудно вспомнить в деталях каждый шаг этого благодатного дня. Одно могу с уверенностью сказать - в нашей обители состоялась Пасха «посреди лета».

Все, кто принимал участие в прославлении святого, позже рассказывали нам о чудесах, не замедливших случиться в их жизни. В монастырь потянулись люди, начавшие принимать посильное участие в его восстановлении.

И, конечно же, самое главное чудо состояло в том, что владыка Иларион вернулся в возрождающуюся Церковь, свободную от притеснения и гонений. Его заветы, труды и поучения снова стали актуальными, а Христова Церковь обрела еще одного великого святителя, ставшего в ряд с выдающимися защитниками православного вероучения.

Воскресенский Новодевичий Монастырь
Воскресенский Новодевичий Монастырь

- Расскажите о том, как живет обитель в наши дни. Сколько насельниц? Какие у вас послушания?

- Монастырь продолжает восстанавливаться, еще многое предстоит сделать. Наша скромная монашеская община сосредоточена, прежде всего, на молитвенном делании, стараясь в меру сил соблюдать евангельские заповеди и монастырские уставы.

За прошедшее двадцатилетие восстановления монашеской жизни мы стремились возродить и исторические традиции дореволюционной обители. Например, возродили общеобразовательную Свято-Владимирскую школу, где в настоящее время обучаются дети с 1 по 9 классы и получают в полном объеме необходимые школьные знания, совершая каждое воскресенье Божественную Литургию во Введенском историческом школьном храме.

Продолжаем и социальное служение: печемся о нескольких насельницах нашей богадельни, духовно окормляем медицинский центр «Белая Роза».

При поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» создаем аудиогид «Доброе слово», который в звуковом формате реконструирует славные страницы нашего монастыря.

С Божьей помощью стремимся исполнять Его Святую волю!

- Что самое трудное сейчас в монашеской жизни, когда гонений нет?

- Самое трудное в монашеской жизни во все времена было сражение с собственными страстями. Но с Божьей помощью и монашеским усердием возможно преодолеть любые трудности как физического естества, так и духовной жизни. Примером тому служит выдающаяся личность монаха, епископа, аскета и мученика - владыки Илариона.

Игумения София (Силина)

http://www.pravoslavie.ru/95535.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
София (Силина):
Все статьи автора
Последние комментарии
Атака на опору государства
Новый комментарий от Валерий Медведь
12.12.2019
Концепция безопасного интернета
Новый комментарий от Честный журналист
13.12.2019
Волошин возвращается…
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от София7
11.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Валентин Николаевич
10.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019