Свет русской школы

Как сохраняется традиционное русское образование в гимназии Свято-Алексиевской пустыни

0
489
Время на чтение 12 минут
Свет русской школы

Когда мы говорим о русской школе, то подразумеваем костяк образовательных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, К.П. Зеленецким, С.А. Рачинским, на котором выросла дореволюционная имперская школа, в осколках сохранившаяся в эмиграции. Русская школа - это и успешно построенное на имперском фундаменте советское образование, так безрассудно порушенное сегодня.

Обычная картина современной московской школы, которую вижу последние семь лет: годами нет учителя музыки, а детям на время этого урока включают американские мультики; лыжный спорт исключён из программы (волейбол престижнее, а детское здоровье, которое укрепляет пребывание на морозном воздухе, никого не интересует); учитель литературы на вопрос, почему дети не работают со словарём, изучая, предположим, произведение Г.Р. Державина?, отвечает: «А где я возьму словари?»... Но речь пойдёт не об этих мутациях, которым я - свидетель, а о конструктивных частных инициативах в образовательном процессе современной России.

За двадцатилетие разрушения образования, которое названо реформами, в православной классической гимназии Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии, привлечены лучшие специалисты по различным дисциплинам, сформирован тип социальной и хозяйственной организации общества, создан образец культурной и научной деятельности.

Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. О единомыслии как фундаменте школьного дела говорит устроитель одной из лучших (к сожалению, больше не существующих) школ в Москве Андрей Всеволодович Курбатов. Он уверен, что если учитель литературы будет говорить, что Чичиков - подлец, а учитель математики, что Чичиков - гений, невозможно воспитать цельное сознание у ребёнка.

Православная классическая гимназия-пансион Свято-Алексиевской пустыни названа в память протоиерея Василия Лесняка (1928-1995), о котором в конце 1960-х годов уполномоченный по делам религии сказал: «Мне в Ленинграде мешают успешно проводить работу могила Ксении Блаженной, Духовная академия и священник Василий Лесняк».

Отец Василий был духовным отцом молодого священника Алексия Василенко и благословил его возрождать из руин Свято-Алексиевскую пустынь, некогда принадлежавшую Феодоровскому женскому монастырю Переславля-Залесского. В 1992 г. отца Алексия - тогда настоятеля храма Святого Духа в селе Новое Ярославской епархии - поселили с семьёй в развалинах бывшего совхоза, размещавшегося в 1920-х - 1970-х гг. в монастырских зданиях. В перестроечные годы, когда практически рухнуло государство, и осталось, по слову протоиерея Дмитрия Смирнова, только то, что Бог нам дал - лес, вода, нефть - затеплилась на руинах монастыря церковная жизнь, прибились странники, ищущие Бога, беспризорные дети, люди, которым хотелось выжить, остаться собой. И уже вскоре на территории обители были распаханы поля, посеяны зерновые культуры, обработаны огороды, заложены сады и ягодники, заведены коровник, конюшня, свиноферма, пасека. С 1995 г. работает школа, имеющая ныне государственную аккредитацию в статусе гимназии, где обучение и проживание для всех детей бесплатно. После первых лет работы школа дала результаты: учащиеся Свято-Алексиевской гимназии брали самое большое количество медалей и грамот на олимпиадах и соревнованиях по району. Математика преподаётся здесь по учебникам А.П. Киселёва, а русский язык в начальной школе - по учебнику К.Д. Ушинского. Это можно сделать и в других школах, если родители выступят с такой инициативой. Сегодня под крылом обители 280 воспитанников школьного возраста и 40 дошколят.

Надо отметить, что нынешнее наименование обычных школ гимназиями опять-таки размывает понятия. Ведь школа даёт знания, а гимназия формирует личность.

Московскую школу, которую я взяла как отрицательный пример, сегодня тоже переименовали в гимназию, но ученики 7-го класса не все знают даты начала и окончания Великой Отечественной войны и не выучили ни одной песни, которые пелись всегда на самых простых уроках музыки в самой захолустной деревенской школе.

А ведь воспитанники классической дореволюционной гимназии могли переводить стихотворения с латинского на греческий и не только.А многие ли студенты вузов сегодня сочтут в уме пример с известной картины «Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского», который решали крестьянские мальчики, проучившиеся только два года в школе?

С 2005 г. в Свято-Алексиевской обители действует школа искусств в четыре отделения: музыкальное, хоровое, хореографическое, изобразительных искусств и театральная секция. Проводится обучение детей игре на фортепиано, скрипке, виолончели, флейте, гитаре, народных и духовых инструментах. Здесь часто проходят концерты классической музыки. В завершение прошлогодней майской конференции нам довелось услышать великолепный хор гречанок, прибывший в пустынь в рамках своих гастролей в Москве. Замечу опять же, что основы такого ведения школьного дела были заложены С.А. Рачинским (1833-1902) и могли работать столетиями, если бы не ломка революционных лет. В его дореволюционной школе в Татево (ныне Тверская область) ежедневно дети обучались церковному пению, рисованию, иконописи, со школьниками работали художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, а летом - руководитель Синодального хора, музыковед С.В. Смоленский.

Гордостью Свято-Алексиевской гимназии можно назвать созданный в 1999 г. «Сухопутный святого благоверного князя Александра Невского кадетский корпус» и морской взвод имени святого праведного воина Фёдора Ушакова. На сегодня - это «Объединённый святого апостола Андрея Первозванного КК САП». В корпусе четыре взвода: разведывательный (спортивный), музыкальный, казачий и морской, где преподаётся строевая, огневая, общая медицинская подготовка, тактика, изучение уставов, морского дела,  автодело, экстремальный туризм, топография, верховая езда.

Воспитанники гимназии занимают первые места на всероссийских соревнованиях среди кадетских корпусов и военизированных детско-юношеских организаций. При Корпусе существует общество сестёр милосердия, и у девочек есть возможность обучаться сестринскому делу.

Библиотека пустыни численностью более 350 тысяч томов включает в себя отделы редкой книги, рукописей, арткабинет, военно-историческую и военно-учебную библиотеку, картографический кабинет. В отделе мемориальных библиотек находятся библиотека академика Б.В. Раушенбаха, академика В.Г. Фесенкова, профессора Н.А. Чистяковой, профессора М.Ф. Мурьянова, фрагменты библиотек учёных чл.-корр. АН А.А. Ляпунова, профессора П.В. Флоренского, профессора Н.В. Кинжалова и многих других. Школьники работают с книгами, а не с компьютером и поступают в лучшие вузы страны: технические, военные, медицинские, педагогические. Информатику здесь преподают только в 9-м и 12-м классах, готовя выпускников к поступлению в техникумы и вузы. Учителя замечают, что когда дети едут в экспедиции или идут в походы, то берут с собой каждый по 20 - 30 книг.

В обители гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Часть детей поёт на клиросе, несколько мальчиков - алтарничают. Возле храма, как водится, расположено кладбище - это тоже выстраивает в детском сознании связь поколений и понимание, что у Бога все живы. У детей, воспитанных здесь, никогда не будет страха перед загробной жизнью, но будет понятна «любовь к отеческим гробам». Настоятель обители уверен: «Ученики, которые всерьёз воцерковились, в любых жизненных коллизиях находят верное решение».

Детскому взору насельников обители открыт весь Божий мир: пастухи прогнали полсотни коров на выпас в поле, а на столах к обеду стоят крынки молока, свежий творог и масло; прошла лошадь с целой гурьбой малых детей в телеге, в поле началась посевная, в часовне читается неусыпаемая Псалтирь о живых и усопших... Эта часовенка, где дети читают Псалтирь, выстроена знаменитым путешественником священником Фёдором Конюховым. Здесь, в одной из комнат музейного здания расположен музей Фёдора Конюхова.

Многие учителя переехали сюда жить семьями, с детьми, а чаще - с внуками. Дети постарше здесь всегда помогают воспитывать младших, как испокон веку было в больших семьях. Так и ко Причастию на литургии старшие ведут дошкольников помладше. У детей перед глазами всегда образ семьи, ибо пустынь эта - большая семья.

Вызывает эстетическое наслаждение и само оформление школьных классов, где по стенам с десяток картин художников прошлого и современности, зелёные уголки, на окнах тканевые шторы, а не пластиковые офисные жалюзи. И всегда есть икона, к которой уединенно или соборно могут обратиться учитель и школьник.

Ещё один важный аспект школьного воспитания - приобретение начальной профессии. Гимназия Свято-Алексиевской пустыни даёт своим выпускникам более десяти профессий: агрономия, коневодство, древообработка, швейное дело, автодело и другие. «Не может быть духовный человек морально чутким, если не уважает труд», - говорит устроитель и настоятель обители.

Отец Пётр мечтал стать учёным, путешественником. Но ему, видимо, предначертана свыше иная служба - молитвенная и просветительная. В обители организована сеть различных по научно-экспозиционному потенциалу музейных собраний - объединённые музеи: путешествий и великих географических открытий, изящных искусств им. П.И. Басманова, классических древностей, казачьего быта, естественной истории им. А.Е, Микулина, а также музейные комнаты, где со всех концов света собраны диковинные бабочки, растения, монеты и посуда разных стран и эпох, подлинные вещи и письма русских писателей... Детьми собраны гербарии по всем требованиям ботанической науки. Отец Пётр с радостью проводит нас в путешествие по школьным музеям.

На территории гимназии находится зоопарк, где живут павлины, зайцы, лисы, медведи, олени, верблюды, яки... В ботаническом саду пустыни насчитывается 700 видов (свыше тысячи сортов) растений.

В школе Свято-Алексиевской пустыни обучаются дети разных национальностей. Замечу попутно, что и в школе Рачинского учились латыши, а в летнее время готовились к поступлению в духовные семинарии японцы, обращённые в православие святителем Николаем (Касаткиным). Потому так часто обращаюсь я к имени Рачинского, что здесь его методы ведения школьного дела взяты за основу, и он сам почитается как выдающийся педагог, просветитель и молитвенник.

Как тут не вспомнить слова Василия Яна из его статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 6 (18) марта 1899 г.: «...Я видел нескольких учительствующих бывших учеников Рачинского. От всех от них веяло чем-то искренним и честным. Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землёй-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля...». Спустя сто лет это же можно сказать как об учениках и учителях гимназии Свято-Алексиевской пустыни, так и об учениках Ивановской на Лехте школе. Только теперь к этому чувству прибавилась горечь непостижимых и во многом невозвратимых утрат. Но есть и надежда некоего возвращения на Родину.

В прошлом году на конференцию в Свято-Алексеевской пустыни приезжал немец - отец восьмерых детей, отсидевший в немецкой тюрьме за то, что запретил посещать своим детям в школе урок секспросвета. Он вышел на кафедру и сказал по-русски: «Мы очень хотим переехать жить в Россию. Помогите нам». Дальше он говорить не смог и закрыл лицо ладонями.

Ему 38 лет, он протестант. Потом, когда перед трапезой двое молодых, весёлых священников перекрикивались из разных концов столовой «Христос воскресе - воистину воскресе», глаза немца снова заслезились. Ирина Медведева - публицист, которая привезла его на конференцию, сказала, что он мечтает стать православным...

И в нынешнем году, с 11 по 17 мая, в гимназии-пансионе Свято-Алексиевской пустыни состоялась IX научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы». Прозвучали доклады известных профессоров вузов и опытных учителей школ и гимназий о том, как каждый из них на своём месте удерживает высокую планку отечественного образования и науки.

В защиту полноценного филологического образования, дающего возможность учащимся во всей полноте воспринимать русскую классику, выступил Всеволод Юрьевич Троицкий - профессор, доктор филологических наук, гл. научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, заслуженный деятель науки РФ: «волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость - в окончательной победе правды и добра».

Костенко Игорь Петрович - доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» - рассказал об уровне разрушения отечественной математической школы, и чем это грозит настоящему и будущему нашего государства.

О том, что такое историко-церковное краеведение, рассказал Самохин Юрий Семенович - кандидат педагогический наук, доцент кафедры экологии и наук о Земле Географического факультета Московского педагогического государственного университета. Прозвучали также выступления на темы палеонтологии и теории эволюции, о музыке как средстве духовно-нравственного воспитания школьников, об актуальности приобщения школьников к духовным ценностям через знакомство с фольклором, о язычестве древних славян и неоязычестве, а также связанных с этим проблемах изучения русской истории, о геологических экскурсиях как одной из новых форм образовательного процесса...

Климачёва Наталья Отамшоевна - социальный педагог Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 95» из Нижнего Новгорода - затронула тему «толерантности в ракурсе формирования конформизма и равнодушия в системе современного образования». К чему приводит безудержная толерантность, мы все увидели на примере несчастного немца... Всего за неделю было прочитано около 80 докладов.

В дни, когда проходили эта и другие педагогические конференции, праздники славянской письменности и культуры, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:

«Система образования в России неконкурентоспособна, необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию, и группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики приступает при участии Сбербанка к разработкам новых методик».

Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые никогда не были объективными? Даже когда наша советская школа была лучшей в мире, эти агентства размещали её на 52-м, 70-м месте.

Так, может, мы всё же оглянемся на свои, проверенные методики и не будем уродовать свою русскую школу?


Фотографии


Здание гимназии Свято-Алексиевской пустыни Храм святого Алексия, человека Божиего в Свято-Алексиевской пустыни Школьный музей Экспонаты музея школы Ученики школы Свято-Алексиевской пустыни После уроков Крестный ход в Свято-Алексиевской пустыни в пасхальные дни 2016 г. Павлин в зоопарке Обители Ведущий конференции иеромонах Пётр (Василенко), выступает профессор ИМЛИ В.Ю. Троицкий

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/svet_russkoj_shkoly_613.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Но высокая светит звезда...
Стихи разных лет
05.12.2024
«Война закончится, и будет построен главный славянский храм»
Беседа с казачьим генералом, Председателем Совета Атаманов России
06.08.2024
Учительство – это святое делание
Беседа с Ириной Ушаковой о С.А. Рачинском и его наследии
15.05.2024
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Последние комментарии
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.01.2025 11:45
Ориентируясь в тумане
Новый комментарий от Александр Волков
14.01.2025 11:09
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от В.Р.
14.01.2025 10:30
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от С. Югов
14.01.2025 09:42
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от AnnaNN
14.01.2025 09:32
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от С. Югов
14.01.2025 09:28
Единственная альтернатива для католиков - переход в Православие
Новый комментарий от Александр Волков
14.01.2025 07:48