Учитель безмолвия

0
305
Время на чтение 6 минут

Второе воскресенье Великого поста посвящено в традиции Православной Церкви святителю Григорию Паламе. Этот день является логическим продолжением праздника Торжества Православия, отмечавшегося за неделю до того,- ведь именно учение святителя Григория систематизировало представления по столь важному для православного вероучения вопросу - о возможности реального богопознания. Святителя Григория называют учителем безмолвия, однако ему часто приходилось не только не молчать, но и возвышать свой голос в защиту истин православной веры.

Годы аскезы

Святитель Григорий родился в 1296 году, в семье с крепкими религиозными устоями. Отец святого - Константин Палама - был сенатором при дворе императора Андроника II. Сохранился рассказ о том, что иногда во время заседаний сената Константин так глубоко уходил в молитву, что не слышал обращенных к нему слов императора.

Мальчик потерял отца, когда ему было всего семь лет. Заботу о воспитании юного Григория взял на себя сам император Андроник. По всей видимости, святителя готовили к административной карьере.

Григорий показал блестящие способности в изучении философии, однако в возрасте семнадцати лет принял решение следовать монашескому призванию и решительно порвал с «гуманистическим» образованием, основанным на трудах языческих философов. В возрасте двадцати лет намерение принять постриг и встать на стезю монашеского подвига стало окончательным. Однако Григорий был старшим в многочисленной семье, и на нем лежала серьезная ответственность перед близкими. Святитель решил эту проблему необычным способом: примером своей жизни постепенно склонил всех родных - мать, двух сестер и двух младших братьев - также принять монашество.

Так начались для будущего святителя годы незаметного для посторонних глаз духовного подвига на Горе Афон, затем он подвизался в Фессалониках, а позже - в небольшом городке Верии, где предался суровой аскезе: пять дней в неделю проводил в полном одиночестве, молчании и непрестанной молитве, и лишь в субботу и воскресенье выходил из затвора, чтобы участвовать в Литургии. Все эти годы святитель Григорий никак не обнаруживал своего выдающегося богословского и полемического таланта, сохраняя внутреннюю тишину.

Спор о возможности богопознания

В 1330 году в Константинополь прибыл калабрийский монах Варлаам. Он был греком по языку и образованию, но его образ мыслей был сформирован духом итальянского Возрождения. Древняя Эллада влекла его как родина Платона и Аристотеля. Варлаам быстро обзавелся в столице Византии нужными связями и приобрел большой авторитет как философ и богослов.

Святитель Григорий ознакомился с его сочинениями, направленными против латинян, и одно положение этих трудов показалось ему странным. В своих рассуждениях Варлаам исходил из предпосылки о непознаваемости Божественной сущности, однако из этого правильного вероучительного постулата калабриец делал слишком далеко идущие выводы. Раз Бог непознаваем, полагал он, значит, мы не можем ни доказать, ни опровергнуть правильность представления о том, исходит ли Святой Дух от Отца, как исповедуют православные, или и от Отца, и от Сына (filioque), как полагают католики. А значит, по мысли Варлаама, сам этот вопрос не имеет принципиального значения и не может препятствовать объединению православных и католиков.

Святой Григорий придерживался совершенно иной точки зрения. Он полагал, что православная позиция в этом вопросе является не только единственно верной, но и вполне доказуемой. Да, конечно, Бог непознаваем, но разве он не открывает людям Себя в действии? Разве не даровал Он нам знание о Себе через сверхъестественное откровение? Разве это знание не более реально, чем любые философские рассуждения?

Варлаам был уязвлен критическим отзывом святителя. Узнав, что его оппонент принадлежит к кругу исихастов - безмолвствующих отшельников, непрестанно повторяющих Иисусову молитву, он решил познакомиться поближе с его образом мыслей. Молитвенная практика исихастов повергла его в ужас. Просвещенный скептик не увидел в ней ничего, кроме грубого суеверия и прелести.

Варлаам начал действовать. Он написал жалобу Патриарху, а когда Патриарх отклонил ее, не успокоился и начал высмеивать смиренных пустынножителей. Особенно оскорбляло рационалиста-философа то, что в молитве афонских монахов участвует не только душа, но и тело, что они созерцают какой-то непонятный свет, дерзая утверждать, что в этом свете они видят телесными очами Самого Бога! В ответ на эти обвинения святитель Григорий написал свой знаменитый труд «Триады в защиту священнобезмолвствующих», в которых раскрыл православное понимание возможности богопознания и молитвенного делания.

Заблуждения Варлаама относительно возможности богопознания и относительно молитвенной практики исихастов имели один корень: рационалистическое мышление. Ученик западных схоластов полагал, что соприкоснуться с Богом можно только познавая Его с помощью разума. А так как человеческий разум слишком слаб для этого, то и соприкосновение с Богом оказывается невозможным, иллюзорным. Бог в его представлениях оказался не просто непостижим, но и бесконечно далек от человека.

Опровергая учение Варлаама, святитель Григорий создал учение о нетварных энергиях. Да, конечно, Божественная сущность непознаваема, однако Бог открывается человеку в нетварных Божественных энергиях, которые пронизывают весь мир и все человеческое существо и делают богообщение реальным, утверждал он. Бог непостижим для человеческого разума, но открыт для человеческого сердца. Иисусова молитва, пост и бдение есть средства для того, чтобы Божественная благодать коснулась всего человеческого естества. Соединение человека и Бога происходит непосредственно, нетварные энергии пронизывают человека и дают ему возможность «стать Богом» - не по природе, а по благодати. А свет, который видят афонские монахи, - это тот самый нетварный свет, который просиял для учеников Господа на горе Фавор.

Претерпевший гонения

Победа святителя Григория в споре между паламитами и варлаамитами была бесспорной. Пятый Константинопольский Собор 1341 года осудил учение Варлаама и его сторонников как еретическое. Однако политические осложнения помешали истинно православному учению восторжествовать сразу и бесповоротно. В 1341 году умер император Андроник III, оставив несовершеннолетнего наследника, что спровоцировало борьбу за право быть регентом при юном императоре между патриархом Иоанном Калекой и великим доместиком Иоанном Кантакузином. Оба они имели законные основания, чтобы претендовать на роль первого лица в государстве при малолетнем императоре, но, воспользовавшись отлучкой Кантакузина, патриарх Иоанн фактически совершил государственный переворот, что положило начало кровопролитной гражданской войне. В своем беззаконии он хотел заручиться поддержкой святителя Григория, но не получил ее. Святитель всегда был далек от политики, но в данном случае решительно осудил действия, которые вели к раздору и кровопролитию, встав на сторону Кантакузина. Подвижник ратовал не о победе какой-либо политической партии, а о сохранении мира.

Попытки святителя вразумить одну из сторон политического конфликта оказались тщетными. Поняв это, Палама удалился в монастырь святого Михаила Сосфенийского. Однако даже молчаливое неодобрение действий власти со стороны такого неоспоримого духовного авторитета тревожило патриарха Иоанна. Он пытался шантажировать святителя, заточил его в дворцовую тюрьму, дважды созывал Собор для осуждения якобы еретических воззрений Паламы и на третий раз, в 1344 году, все-таки добился отлучения святителя от Церкви. Однако после победы Иоанна Кантакузина над партией патриарха Иоанна святой Григорий был полностью оправдан. Вскоре его избрали архиепископом Фессалоникийским. В мае-июне и в июле 1351 года были созваны два церковных Собора, которые еще раз осудили противников учения святителя как еретиков, а сам он был назван защитником благочестия.

Миротворец

Последние годы своей жизни святитель Григорий провел как миротворец. Война между Иоанном Кантакузином и патриархом Иоан­ном Калекой набирала обороты. Византия была буквально обескровлена их безумным противостоянием. Необходимо было сесть за стол переговоров, и вряд ли можно было найти в этом посредника лучше, чем Палама. Однако планам перемирия не суждено было осуществиться. По дороге в Константинополь святитель был пленен турками. Они продержали его в плену больше года. Святитель Григорий использовал это время для проповеди среди иноверцев. Он понимал, что падение Византии под натиском турецких войск неизбежно, но не считал это поводом для отчаяния, полагая, что греки незамедлительно должны приступать к обращению турок в христианство.

После освобождения из плена и возвращения в Фессалоники святитель продолжил пастырскую деятельность во вверенной ему епархии до 1359 года или, согласно другой датировке, до 1357 года. Умер он в возрасте чуть более шестидесяти лет.

Святитель Григорий Палама принес Церкви поистине драгоценный плод аскетического подвига: и воодушевляющий пример личной святости, и учение, в котором раскрывается и обосновывается возможность реального обожения человека, его личной встречи с Богом - не только в вечности, но уже здесь и сейчас, в молитве и в устремлении сердца.

Газета «Православная вера» № 06 (554)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/uchitel-bezmolviya


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 14:47
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 14:29
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 14:04
Та самая проповедь за которую судят владыку
Новый комментарий от АБС
26.04.2024 13:14
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Человек
26.04.2024 12:59