Ровно год назад в Храме Христа Спасителя с Валентином Распутиным прощалась не только Москва, но и вся Россия, потому что у всех у нас есть корни - иркутские, вятские, смоленские... И мы вспоминали всегда о своих корнях, читая рассказы Валентина Григорьевича, учились не на словах, а всем сердцем любить свое Отечество.
Валентин Распутин - из поколения моих дедов и
бабушек - людей, переживших тяготы войны, послевоенный голод и разруху.
Они умели заботливо любить, делиться последним, чувствовать чужое горе и
принимать его, как своё. Эти люди дали нам всё - связь с
землёй-матушкой, связь времён, чувство долга, чувство благодарности -
Богу и людям. Героев Распутина я узнаю в лицах моих земляков - простых,
совестливых людей многострадальной Ржевской земли, значит, Распутин
описал и их тоже, рассказывая о своих сибиряках. Это они - трудолюбивые и
праздные, волевые и слабые, оступившиеся и кающиеся.
Думаю,
что многие и многие тогда, в 1990-е, находили для себя опору, прочитав
«В ту же землю» и другие рассказы Валентина Распутина. Он без надрыва и
отчаяния выразил общую для всей страны беду - очередную разруху и
невиданное предательство, он поддержал свой народ в трудную минуту.
«Он умирал вместе с Анной («Последний срок»), уходил под воду с Дарьей
(«Прощание с Матерой»), погибал с Настёной («Живи и помни»), брал обрез с
Тамарой Ивановной («Дочь Ивана, мать Ивана»). Он знал мужество скорби и
одиночество смерти и всегда был тем, что есть, с нерушимой
кристаллической решёткой. Оглядываясь сейчас напоследок, в его
творчестве, в его святых героинях, я вижу, что, стоя в сердце жизни, он
простился не с веком даже, а с тысячелетием, до ниточки высмотрев то
святое, высшее, крепительное, чем жила родная Россия, которая никогда не
была для него отвлечённостью, а была в разное время Анной, Дарьей,
Настеной, Тамарой Ивановной - всегда именем, жизнью, долей и правдой.
Всегда любовью и верой», - сказал о Валентине Григорьевиче его друг
литературный критик Валентин Курбатов.
Сердце писателя болело о
родной земле, которую люди веками отвоевывали у тайги, благоустраивали
своим неустанным трудом, где они растили детей и хоронили предков. Все
это чьим-то бессердечным махом решено было пустить под воду. А разве
легче стало жить землякам Валентина Григорьевича после строительства
ГЭС, если там в окрестных сёлах по сей день часто не бывает света? А меж
тем с деревнями ушла под воду уникальная бытовая культура, самобытная
речь, традиции - всё, что защищал Валентин Распутин. А какая культура
приходит на смену народной, мы видим.
Сегодня нам нужно не
только держаться за свою традицию, но и иметь силы отклонять нападки
таких литераторов, как наш современник Д. Быков, который утверждает: «В
русской литературе 70-х гг. XX в. сложилось направление, не имеющее
аналогов в мире по антикультурной страстности, человеконенавистническому
напору, сентиментальному фарисейству и верноподданническому лицемерию».
Это он - о наших дорогих Валентине Распутине, Василии Белове, Фёдоре
Абрамове, Василии Шукшине, давших нам залог совестливости и любви, а
главное - сохранивших память о том русском образе жизни на земле, к
которому приходится возвращаться сегодня, когда экология, экономика,
образование и прочие сферы жизни едва-едва пытаются выйти из тупика.
Надеюсь, что и нашим детям «Уроки французского» - простая житейская
правда, любовь к ближнему, понимание судьбы своего Отечества, заложенные
в этом небольшом произведении - станут уроками русского, уроками
терпения и мужества, нитью, связующей поколения.
«Я верю в
выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая
народная мощь, как у нас, не могут быть погребены», - обращается к нам
В. Распутин, и за этими словами должны быть уже наши поступки.
Ирина УШАКОВА
http://rusderjavnaya.ru/news/uroki_russkogo/2016-03-12-1432