- Об этом много сказано, но всегда полезно напомнить себе эту тему. Я бы разделил этот вопрос. Первое - воздержание. Воздержание для чего? Прежде всего, для духовной работы над собой. Почему это нужно? Всякая работа требует напряжения, испытания. Например: пуд соли съесть. Говорят: друг познается в беде. То есть, на фоне испытания все становится понятным, четким, ясным. Пост как бинокль, где есть резкость, которую мы наводим на детали нашего внутреннего мира, окружающего мира и все видим более четко. Второй момент: пост - это внутреннее испытание, подвиг. Без подвига, без труда невозможна работа над собой. Труд сопряжен с усилием и преодолением.
В обыденной жизни мы сами себе устанавливаем правила воздержания, которые имеют и смысловые моменты. Это третье. Меньше калорий, облегчение тела - это важно, хотя и второстепенно. Прежде всего - внутренняя победа над желаниями, зависимостью от чего-то.
Что значит наша жизнь во время поста? Откроем I главу Библии - Адам и Ева в раю: как они жили? Питались плодами с древ, общались с Богом, занимались духовным развитием и физическим трудом. Человек не соблюдал этого и выпал из рая, где был пост. То есть, когда мы постимся, мы возвращаемся в рай. И мы можем в нашей земной жизни почувствовать то, что мы потеряли, - как было в раю.
В жизни важно чувствовать нашу родину. Церковь - рай на земле. Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть. Как это осуществляется? Не автоматически. Это надо развить в себе с помощью Церкви и христианской жизни. Пост и молитва - это два фундамента церковной христианской жизни. Для нас доступно вернуться в рай - и это наполняет нас оптимизмом. Это единственный путь христианской жизни и важнейшая ее составляющая. Сам Господь прошел это и установил. Это каноническое, практическое, обязательное условие нашего духовного роста.
Пост и воздержание присутствуют во всех религиях. Даже неправославные вегетарианцы чувствуют необходимость в воздержании. Пост необходим природе человека, его личности: это соприкосновение с Небесной родиной.
Во время любого поста обостряется борьба, происходят в жизни некоторые сложности, но во время Великого поста эти сложности и острее чувствуются, и намного серьезнее в смысле нашего отношения к тем событиям, которые могут происходить как вне, так и внутри себя. Почему так?
- Пост - это практика реализма. Часто в жизни мы покрываем проблемы какими-то средствами - алкоголь, телевизор и т.д., чтобы уйти от реальности. Пост - это отказ от всего вторичного, возвращение к подлинной реальности. Что ты из себя представляешь в этом мире? В пост ты ювелирно точно видишь возникновение и решение проблемы. Человек часто уподобляется дому с трещинами, но вместо капитального ремонта мы замазываем все красочкой, и все хорошо. А потом, как сказано в Евангелии, подула буря, и дом рухнул, он не был основан на камне - Христе.
Трещины - это наши грехи и недостатки. Христианин реально смотрит на вещи, он выявляет трещины и начинает ремонтные работы. А потом, после поста, покрасить. Наша гневливость во время поста - это не занесенная инфекция, это то, что открылось, это замечательный шаг: христианин, обрати на это внимание. Не как это спрятать, а как это уврачевать - вот какая тема должна быть. Это духовная жизнь, аскетическая наука. Обнаружить, понять, что с этим делать. Пост - это широкая дорога с различными вопросами: воздержись тут, сэкономь время на развлечениях, чтобы почитать духовную литературу - Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского. Люди порой ленятся читать Евангелие, а потом: «Откуда проблемы и как их решить»? В христианстве есть понятие - панацея - христианская серьезная жизнь, осмысленная, реальная. Монашествующие люди находятся в постоянном духовном напряжении.
Александр (Невьянск): «В последнее время у меня ухудшилось здоровье, врач сказал, что надо правильно питаться, чтобы пить медикаменты. Несоблюдение Великого поста - огромный грех перед Богом. Как быть?».
- Для некоторых проблемы со здоровьем - радостный повод не соблюсти пост. Христианин должен как отнестись к этому вопросу? Хочу, но не могу. Или - как мне сделать при наличии этих проблем? Если у человека проблемы и в них кроется неправильный образ жизни, это значит, что вся наша жизнь и пост должны быть пересмотрены. Мы не должны забыть после поста слово «воздержание». В данном случае надо подойти к священнослужителю и посоветоваться. Пост - это целый спектр вопросов. Есть вопросы еды, молитвы, служения, духовной литературы...
Если есть объективные проблемы - подвиг всегда возможен. Во-первых, подвиг терпения болезни. Вопрос еды: что такое не поститься? Всегда можно поститься при наличии разумного, здравого послабления. Послабление можно рассматривать как лекарство. Это глубокий вопрос совести и религиозного сознания каждого. Доброделание - это отдельная тема, и в пост оно может нас побуждать к хорошим поступкам.
Набережные Челны: «Можно ли думать молодой семье о зарождении чада во время Великого поста?»
- Мысли всякие приходят, их трудно контролировать. Пост налагает ограничения на семейную жизнь. Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Если это наша духовная практика, то надо иметь христианское мировоззрение и постоянное пребывание в теме христианской жизни. Так, к Великому посту мы готовимся достаточно долго и духовно, и физически, ведь так же невозможно: быть невоздержанным вне поста - и вдруг, с момента поста, стать воздержанным.
Наши предки воздерживались от подобных шагов во время поста. Поэтому стоит ориентироваться на опыт наших предков и сам характер христианского воздержания. За 365 дней в году можно успеть решить все вопросы.
Я наблюдаю, что перед каждым постом начинаются хождения к священнику за требованием послабления. Надо поститься перед Богом, а не перед священником. Зачем брать у священника «справку»? Если не хочешь поститься - не постись.
- Когда человек приходит с просьбой о послаблении, то вроде бы все выглядит благочестиво - человек пришел к священнику спросить. Но когда начинаешь задавать вопросы: «Проблема в еде?» - «Да.» - «Как вы молитесь?» - «Никак». - «Евангелие читаете?» - «Нет.» - «В Церкви когда были в последний раз?» - «Как-то был...», и т.д.
Оказывается, вопрос никак не связан с этой проблемой: человек может все это делать - все остальное он позволил себе не делать уже без священника, 9 вопросов он отменил сам, а за последним благочестиво пришел к священнику. Эта позиция говорит о многом. Такому человеку невозможно дать ответ. Настрой подтвержден наличием остальных пунктов - молитва, чтение духовной литературы, хождение в Церковь. Тогда понятно, что человек искренне беспокоится по какому-то отдельному вопросу и хочет его разрешить. А если ничего нет, и последнее отмените. Все остальное - хобби, а еда - спецвопрос для священника.
Самое плохое - отсутствие знания. Надо постоянно развиваться, изучать, читать, узнавать больше о своей вере. Как раз Великий пост побуждает нас к этому - познанию себя, веры, Бога.
Юля из Самары: «Что значит: и каждому воздастся по вере его?».
- Воздастся по делам веры. Христос говорит: да будет тебе по твоей вере. Человек не может сам разрешить свои вопросы, он не всесилен, Бог - всесилен, но Бог не делает без участия человека. То есть мы должны найти точку взаимодействия с Богом, синергию. При взаимодействии человек прилагает свои усилия, Бог - Свою любовь и милость, и получается решение вопроса по взаимному согласию. Человек просит - Бог дает, человек кается - Бог прощает.
Синергия - свободное взаимодействие, а не требование и не счет с Богом: я сделал - Ты мне давай. С учетом, что Бог - главный и Ему лучше видно. Вера, доверие Богу: да будет воля Твоя, а не моя - мы просим Бога выразить Свою волю.
Владислав из Екатеринбурга: «Ради чего надо поститься: ради себя, близких?».
- Поститься надо в первую очередь для внутреннего совершенствования, внутренней духовной работы. Мы можем поститься ради ближних, мы сократим материальное обеспечение себя, чтобы сэкономить это на помощь нашим ближним, - реализация поста в плане доброделания. Пост помогает нам увидеть себя, работать над собой и быть в более прямой связи с нашим Творцом.
Калуга: «Произошла кража, осуждение, пересуды - как правильно себя вести?»
- Пост - это духовный реализм, он чаще всего показывает нам проблемы. Это трудно, больно, тяжело, но надо решать. Пост - духовная борьба с собой и со злыми силами. Если мы воины и выходим на войну, осуществляем действие, то понятно, что и наш враг внутри нас - наше «я», и наши бесплотные противники тоже не остаются без действия. Возникает брань, и лучшее свидетельство успешности поста: идет битва - шум оружия, удары и раны. Если чувствуется трудность сражения, значит, дело идет прямым путем. Господь дал, попустил урок, испытание. Господь знает, что мы выдержим это испытание, что нам это нужно. Вся христианская жизнь - это подвиг, пост - часть этой борьбы. Пост, праздник большой - жди искушений, испытаний. Когда этого нет? Когда человек несерьезно относится к этому, не участвует в этом.
У святых отцов нечего было красть, они были одни в пустыне, и у них была борьба в самых высоких материях - в помыслах. Эти испытания страшнее, чем произошли у вас. Это хороший повод осознать, что стоим на верном пути. Нам дано от Господа испытание - проверка, значит мы живые христиане. Конечно, печальна потеря. Дальше изучайте свою реакцию: аскетизм, смущение, раздражение. В этом виноват не вор, а ваше внутреннее духовное состояние. Может, что-то потерялось материальное, зато приобрелся духовный опыт. Надо почитать жития святых, Евангелие, духовную литературу - это укрепит вас в подавлении этих чувств. Это для вас проверка себя. Вы увидите, что вся ситуация полезна для души. Ей надо правильно воспользоваться в борьбе с этими страстями. Потеряв материальное, вы приобретете огромное духовное. А Господь воздаст сторицей, если мы отнесемся к подобным потерям как к милостыне, не будем держать зла и раздражения,
Владимир: «Я пощусь, а жена не постится. Как мне быть в такой ситуации?».
- Если не все члены семьи разделяют мнение, то это никак не мешает жить в единой семье при взаимоуважении, любви и понимании друг друга. Молиться можно индивидуально, с едой тоже просто: сварили картошку, один ест так, а другой - с маслом. Если вопрос касается супруги, то покажем нашу веру из дел наших, что мы добры, отзывчивы, в пост мы более внимательные и чуткие: мы понимаем себя и нам жалко ближнего, они же тоже страдают, мы их понимаем - сострадаем. Кто не страдает, тот не умеет сострадать. Пост - страдание маленькое испытание, оно должно нас поощрять и побуждать к любви. Пусть они увидят эти чувства, что мы становимся лучше, добрее, и берут с нас пример. Апостол Павел сказал о таком разделении в семье: оно не должно быть разделением и причиной разногласий, если в таком союзе есть здравый смысл.
Михаил, Москва: «Пост получается телесный, а духовный - никак, все становится хуже в отношении страстей и грехов».
- Так и должно быть. Становится не хуже, а реальней. Мы внимательно всматриваемся в то, что было сокрыто, снимаем налет пыли и видим проблемы - которых оказывается больше, чем мы думали... Покаяние - это уже результат. Дай Бог от покаяния перейти к исправлению. Это труд, подвиг, страдание. Значит, ты не будешь осуждать ближнего: ему-то как тяжело, он тоже страдает, вот почему у него тоже эти проблемы. Взаимосострадание - как два раненых не дерутся, а друг другу помогают выжить.
Белово, Сибирь: «Пост - это сражение, борьба. А как тогда фраза: «Постись постом приятным»?».
- Мы поздравляем себя с постом приятным. А в чем приятность? Не в удовольствиях, удовлетворении своих желаний и интересов, сменили рацион, едим вкусненькое растительное. Приятно, что мы в духовной жизни, приятно, что двигаемся вперед.
Хорошо то, что от Бога, а не то, что кажется приятным нам, по нашей падшей природе: приятно быть с Богом, радость только в Боге. А в результате поста, молитвы, христианской жизни мы осуществляем эту возможность, и нам становится приятно. При наличии трудностей это должно вызывать не уныние и печаль, бедственность и страх, опускание рук, а радость, что возможно стать лучше.
Ваня: «Можно ли участвовать ученику в школьных мероприятиях, петь песни во время Великого поста?».
- Не все в жизни зависит от нас. Есть обязанности. Какие песни? Если христианину предлагаются какие-то импульсивные и не в рамках нравственности - это и вне поста нельзя делать. Если песни несут элемент нравственности, духовности, культуры - это уже проповедь. Позитивное, особенно обращенное к кому-то, кто нуждается в этих крупицах. Если это примитив, дискотека, развлекаловка - это и вне поста не стоит. Это вопрос послушания и конкретного времени. Не надо петь эти песни постоянно, придете домой и помолитесь. Тем самым выполните для себя другой уровень духовности - религиозный. А если вы постоянно петь собираетесь, то это будет не совсем правильно.
Омск: «Среда и пятница - Литургии?»
- Речь идет о Литургии Преждеосвященных Даров. В наше время огромное количество православной информации, литературы. Читайте. Это информационный материал, над которым нужно работать самим и расширять свой кругозор.
Суббота и воскресенье, даже в пост, дни особые, освященные - служится Божественная литургия. В остальную часть недели мы смиряемся духовно, становимся нищими духом, отказываемся от духовной радости, чтобы посмеяться, алкать эту радость, почувствовать что мы без нее. В эти дни не служится Литургия вообще или в полном ее содержании, чтобы мы ощутили разницу. Цель - внутреннее смирение. Но так как мы нуждаемся в духовной поддержке, в контакте с Господом, Церковь отставила нам такие духовные средства - оставленные с воскресного дня Святые Дары, прежде (раньше) освященные. И мы без полной Литургии можем к ним приобщиться в среду и пятницу - дни страдания Христовы. Причастие - сопричастность, соучастие, сораспятие страданиям Христовым.
Саратов: «Великий пост связан с 40-дневным постом Иисуса в пустыне. Почему его соблюдают в те дни недели, которые предшествуют Пасхе?».
- Подражание - это не значит соблюдение поста. Любой пост освящен Господом. Это не наше самовольное действие. Сам принцип пощения - от Христа. Он был заложен Богом в Ветхом Завете. Это подражание посту Адама в раю. Пост - многогранное событие. Разные посты имеют разные акценты и значение. Пост благословлен Богом с сотворения мира. Почему мы готовимся к Пасхе? Пасха - это не только Воскресение Христово. Это двуединый день - страдание и Воскресение. Мы должны проникнуться этим во все дни, а не только прийти на Крестный ход и радоваться Пасхе. Мы готовимся со Христом встретить Его распятие. Как? Мы должны сострадать Христу, чтобы мы поняли Христа и прониклись в эту Жертву. Если мы вместе с Ним пройдем через Голгофу, то станем соучастниками Воскресения. А какое сострадание может быть, если мы живем не пойми как? Этот импульс - правильного соучастия в жизни Христа - мы получили от апостолов, после того, как сами они это пережили на своих ошибках.
Диакон Владимир, Испания: «Очень нравится телеканал «Союз». Грех ли - в Великий пост смотреть его постоянно?».
- Постоянно смотреть можно, но отцу диакону я бы посоветовал прерываться на богослужения, келейную молитву.