Идеология будущего

Человечество снова оказалось на исторической развилке

Бывший СССР 
0
346
Время на чтение 4 минуты

Идеология будущего
17 марта исполняется 25 лет проведения всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Какие уроки следует извлечь из нашего недалёкого прошлого?

Вопрос об идеологии будущего ещё лет пять назад можно было отнести к области чистой футурологии. Сегодня он наполнился конкретикой, и его невозможно игнорировать. Общество, которое не ставит этот вопрос перед собой, рискует оказаться на обочине истории.

Речь не только о выводах экспертов. Интуитивно эту ситуацию ощущает и самый обычный человек. Он дезориентирован, не может справиться с противоречивыми потоками информации, представить, что ждёт мир хотя бы через неделю. Всё это - признаки идеологического вакуума. И он выявляет, что старая идеология утрачивает позиции, а новая ещё не появилась. Российскому обывателю это чувство головокружительного хаоса знакомо по ситуации развала СССР. Когда на референдуме большинство (76,43 процента) высказалось за его сохранение и обновление, а всё обернулось крахом страны. Сегодня западный мир оказался в похожей ситуации, ему предстоит собственная перестройка. Почему это произошло?

Либеральный монетаризм достиг потолка развития. Системе, основанной на экономике ссудного процента и глобальной зависимости, больше некуда осуществлять экспансию. «Центр» не может удерживать «периферию». Чтобы затормозить растущий кризис, применяются всё более грубые пожарные методы «стабилизации», связанные с ужесточением социальной политики, военной силой, искусственным разжиганием социальных, этнических и конфессиональных конфликтов - массовыми убийствами, как на Ближнем Востоке.

Но репрессивно-силовые подходы всё сильнее входят в противоречие с догматами поздне­либеральной идеологии. Правозащита, национальное самоопределение, монополия государства на насилие - применение этих презумпций становится всё более избирательным, несоразмерным ситуации и идеологически мотивированным. И это не может укрыться от взгляда людей, несмотря ни на какие «патриотические акты» и информационное неравенство.

Так возникает кризис легитимности доктрины неолиберализма и соответствующей ей социальной модели.

Сегодня развитие общества идёт не по марксовой спирали и не по либеральной прямой, а по принципу маятника. Движение направлено не вперёд, а как бы назад по исторической шкале. Этот феномен исторического реверса ещё ждет исследователей. Результатом регресса стала архаизация либеральной модели. Её признаки - штабная экономика, методы информационного контроля над обществом, утрата массовым сознанием научно-критических ориентиров, легализация и рост неофашизма.

Иными словами, либерализм сегодня, как коммунизм в ХХ веке, из политического учения превратился в жёсткую систему политических догматов, принудительных поведенческих сценариев и правил, словом - в навязанную жёсткую идеологию.

Уже очевидно, что нынешний мировой кризис не может быть разрешён в рамках прежней социально-экономической модели. А смена модели автоматически означает смену идеологии. Но вектор изменений также может быть направлен как вперёд, так и назад.

История знает всего три политико-идеологических направления - либеральное, консервативное и социалистическое. Причём первое в последние десятилетия поглотило два последних. Имели место разные комбинации направлений. Попытка изобрести «новую идеологию» на деле, как показывает опыт, сводится к одной из таких комбинаций.

Ныне при смене идеологической парадигмы неолиберализма возможна, на мой взгляд, лишь одна комбинация - лево-консервативная. В частности, потому, что остальные варианты и комбинации уже были полностью отыграны в официальной политике. Но это не единственная причина.

Идеологию будущего нельзя рассматривать как абстракцию, в отрыве от сопутствующих экономических факторов. Следует учитывать, что экономическая база либерального капитализма в сравнительно близком будущем будет утрачена, что и приведёт к смене парадигмы. В отсутствие глобальной долговой экономики, построенной по принципу пирамиды (зависимость периферии от центра) новым институтам придётся решать принципиально иные задачи, а государствам - рассчитывать на собственные силы, а не на ввоз капитала и ресурсов с окраин. Встанет вопрос о контроле государства над бизнесом и справедливом распределении благ.

Для такой модели потребуется эгалитаристская идеология, тяготеющая к социализму и социал-демократии при наличии сильной вертикали власти. Но для обоснования этого «нового этатизма» потребуется новая система ценностей взамен старой, связанной с советской моделью социализма. И эта система должна будет строиться на началах традиции, чтобы противостоять набирающему силу ультраправому тренду, который претендует на роль наследника либерализма. В этой ситуации вариант остаётся только один: это ценности апостольского христианства, которыми обосновано социальное государство и справедливое общество нового типа.

Собственно говоря, сегодня­шний выбор - это выбор между двумя сценариями будущего: неофашистским и христианско-социальным (для стран Европы). Вопрос в том, куда качнётся общество от провалившегося либерализма - влево или вправо?

Сегодня мы на исторической развилке. Идёт борьба между старым неолиберальным миром, который стремительно архаизируется, стремясь сохранить себя и возродиться в форме неофашизма, и миром христианским, который способен в ближайшем будущем создать справедливое эгалитарное общество. Выбор за нами.

http://lgz.ru/article/-10-6545-17-03-2016/ideologiya-budushchego/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
«Нацизм напрямую связан с либерализмом, он из него проистекает»
Всплеск нацификации сознания на Западе – не что иное как агония либерализма
24.09.2024
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Сергей из НН
19.11.2024 11:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Александр Волков
19.11.2024 07:15
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Александр Волков
19.11.2024 06:59
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 06:54
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Туляк
19.11.2024 06:44
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:39