В начале февраля 2015 года на встрече с предпринимателями, входящими в клуб лидеров, Президент РФ Владимир Владимирович Путин обозначил патриотизм, как национальную идею России. В этой связи важно отметить то, что в Иваново Институтом управления с сентября 2015 года реализуется Президентский грант для НКО на тему «Формирование новой модели патриотически ориентированного образования и воспитания в России». О содержании гранта и формах его реализации мы беседуем с заместителем директора по научной работе Ивановского филиала института управления, профессором ИГХТУ, доктором исторических наук Алексеем Федотовым.
- Алексей Александрович, в чем основное содержание гранта?
- Необходимость создания условий для сохранения исторической памяти, осмысления культурной идентичности и самобытности как ключевого условия стабильного развития общества непосредственно отражено в Указе Президента России № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики», а также в рамках ряда встреч и программных выступлений. Эта задача, реализация которой потребует значительного времени и усилий, предполагает формирование в образовательной среде условий для многогранного понимания исторических процессов общественного развития с позиций отечественной интеллектуальной культуры.
Меркантилизм и индивидуализм западной культуры, отразившийся и в системе образования пореформенной России, и в состоянии экономики, и в ходе социальных процессов, создали предпосылки дисгармоний в этих сферах деятельности, мешают динамичному развитию страны в новых геополитических условиях. Гармоничное развитие страны возможно лишь на принципах патриотизма, то есть уважения собственной национальной культуры, что подтверждает опыт ряда стран, осуществивших успешную модернизацию.
Сегодня существует необходимость приведения в гармоничную систему научных представлений о непреходящих и модифицирующих факторах движения общества из прошлого в будущее, социального развития России. Либеральная социальная наука с этим не справилась. Но российское научное сообщество сегодня вполне готово предложить обществу непротиворечивую, глубоко разработанную и эффективную социальную концепцию. В ее основе принципы отечественной «философии хозяйства», общей теории систем, теории оптимума развития, мир-системной теории развития, евразийского подхода, конструктивные аспекты некоторых либеральных концепций. Все это позволяет приступить к формированию в Российской Федерации новой программы преподавания и просвещения в области социальных наук.
- Почему именно Ивановский филиал института управления выбран для реализации данного гранта?
- Выбор в качестве опорной организации для реализации проекта именно Ивановского филиала ЧОУ ВО «Институт управления» обусловлено тем, что сообщество представителей ивановской науки и образования в кооперации с коллегами из Москвы и других регионов страны на протяжении ряда лет ведет активную разработку и апробацию подходов решения актуальных задач общественного развития, основанного на принципах гармонии и культурной идентичности. Инициаторами данной работы в нашем регионе выступают Центр кризисологических исследований при Шуйском филиале ИвГУ, Российский центр социальных исследований и просвещения им. С.Н. Булгакова, Институт развития человека (г. Иваново), Институт системных экономико-психологических исследований (г. Иваново), Иваново-вознесенский вольный университет им. А.С. Хомякова, Общественный научно-образовательный экспертный совет Ивановской области. За прошедшее время проведен ряд российских и международных конференций, включая «Проблемы становления, развития и модернизации гражданского общества в Российской Федерации: исторический, юридический и экономический аспекты», «Человек завтрашнего дня: взгляд с позиции науки, взгляд с позиции искусства», «Смыслы начала третьего тысячелетия: исправление имен». Это позволило разработать подходы, позволяющие системно подойти к решению поставленных в проекте задач. С 2010 года в Ивановском филиале Института управления работает научный центр по проблемам взаимодействия власти и гражданского общества, с 2011 года издается научный журнал «На пути к гражданскому обществу» (входит в российский индекс научного цитирования), научный ежегодник «Власть и гражданское общество».
- А что сделано в рамках непосредственно реализации гранта?
- В рамках данного гранта разработан ряд учебных пособий спецкурсов
по отечественной истории, экономике, культурологии и социальной
психологии, предназначенных для программ дополнительного
профессионального образования лиц, имеющих высшее образование. С октября
по декабрь 2015 года на ИГТРК вышло 5 передач «Россия в глобальном
мире». Среди участников - депутат Государственной Думы ФС РФ В.В.
Иванов, президент ФГБОУ ВО «ИГХТУ», член-корреспондент РАН О.И. Койфман,
председатель Ивановской городской Думы А.С. Кузьмичев, сопредседатель
Ивановского регионального штаба Общероссийского народного фронта Е.В.
Румянцев, член Ивановского регионального штаба Общероссийского народного
фронта генерал-майор А.В. Ахлюстин, председатель Ивановского
регионального отделения Общества «Знание России» С.С. Мишуров, директор
института развития человека Е.В. Шелкопляс. Я выступал в качестве
ведущего. Среди поднимаемых тем - Россия и глобализация, гражданское
общество в современной России, проблемы российского образования,
патриотическое воспитание, территориальное общественное самоуправление.
Подготовлены два документальных фильма «Разный патриотизм» и «Россия в
годы революций и гражданской войны». В отношении последнего могу
отметить, что он размещен на ряде вузовских сайтов Архангельской,
Ивановской, Волгоградской, Ярославской и Костромской областей, а также
на нескольких сайтах, имеющих общероссийскую аудиторию. Просмотры этих
фильмов и их обсуждения проходили в Иваново на самых разных площадках.
Проведены круглые столы, встречи, обсуждения, подготовлен специальный
выпуск научного журнала «На пути к гражданскому обществу». На 28 марта
запланирована итоговая конференция по гранту, материалы которой выйдут в
специальном выпуске научного журнала «Философия хозяйства», издаваемого
Центром общественных наук при МГУ. И что особенно важно: мы работаем в
тесном контакте с Департаментом образования Ивановской области и
Институтом развития образования, на базе которого сделанные нами
наработки могут быть адаптированы для более широкого использования в
образовательном процессе региона, а, в случае если эта практика окажется
успешной, - и шире.
- Кто основные исполнители?
- В первую очередь, отмечу профессора С.С.
Мишурова; директора института развития человека Е.В. Шелкопляса,
являющегося руководителем проекта; профессоров В.П. Океанского и С.М.
Усманова; всего же в реализации гранта принимают активное участие свыше
десяти человек.
- Вопрос к вам, как историку: в чем особенность современного этапа жизни человечества и как он связан с историей 20 века? Каково место России в этих процессах?
- Для того чтобы провести в ХХ веке серию таких масштабных кровопролитных войн и революций, каких человечество еще не знало, нужно было изменить сам взгляд на человека, ценность человеческой жизни. И целый ряд мыслителей 19 века над этим работали. Фрейд заявил, что человеком движут только страх, секс и голод, а все остальное - просто «надстройка» над этим «базисом». Дарвин, а особенно примитивизировавшие его теорию политически ангажированные популяризаторы заявил, что человек это фактически высокоразвитое животное, жизнь - это борьба за существование, но все равно все движется от плохого к лучшему, потому что в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. Ратцель, учитель основателя нацисткой геополитики Хаусхофера писал, что антропогеография это часть биогеографии, а человек биогеографическое явление; а Вернадский прямо назвал человечество мыслящим геологическим образованием. И вот в этих условиях, когда христианство в мире постарались свести к обряду, к чему-то несуразному, когда в восприятии масс церковь превращалась во что-то, как писал Троцкий «за восковую свечу обещающее вечное блаженство на всем готовом», а сошедший в итоге своих философских исканий с ума Ницше заявил, что «Бог умер», а человек, трудами вышеперечисленных идеологов антихристианской эпохи в общественном сознании все более уверенно «превращался» в «разумное животное», которым движут страх, секс и голод, да и не животное даже, а просто мыслящее геологическое образование, то возникал вопрос - а в чем смысл жизни этого существа? Маркс предложил параллельно с этими создателями теорий свою теорию, что высший смысл носит экономический характер, приобретшую в глазах многих религиозную окраску. Мир изменился с того времени, когда жил Маркс принципиальным образом. При нем не было ни федеральной резервной системы и других институтов, делающих деньги, существующими отдельно от производства, ни информационного общества с его системой контроля, ни очень многих других вещей, без учета которых давать оценку современным экономическим процессам невозможно. Устарели разработки некоторых и других перечисленных выше теоретиков. Но основная суть тех процессов по уничтожению ценности человеческой личности через уничтожение традиции актуальна и сегодня.
Империализм рубежа ХІХ-ХХ веков на пути к созданию единого всемирного государства или на первом этапе единого мирового экономико-политического пространства, привел к двум мировым войнам и серии революций, разрушившим прежний общественный уклад, унесшим десятки миллионов человеческих жизней. Причем необходимо отметить, что согласно диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей, кажущиеся антиподы разными путями шли к единой цели - созданию всемирного глобального тоталитарного государства.
В результате революций 1917 года и гражданской войны прежней России не стало. Но она не явилась и местом откуда началась бы мировая революция, завершившаяся победой пролетариата во всем мире и приобретения им статуса «гегемона» - титульного класса. Приход к власти в СССР И. В. Сталина привел к тому, что благодаря его идее строительства социализма в отдельно взятом государстве (за которую Троцкий обвинял его в эпигонстве Фольмара), жесткости и последовательности политики, преодоления сопротивления профессиональных разрушителей, в первую очередь, возглавляемых Л.Д. Троцким, Советский Союз постепенно вновь стал преобразовываться в традиционное государство, что было реализовано особенно в ходе Великой Отечественной войны. В ходе этих преобразований было допущено много ошибок, были большие потери, однако проведенная индустриализация страны, ее милитаризация, работа с общественным сознанием стали фундаментом для победы советского народа во Второй мировой войне.
Первая мировая война не разрешила многих из имевшихся противоречий, поэтому многие предсказывали начало второй через несколько десятилетий. Появление Гитлера, как политической фигуры такого уровня и его продвижение стало возможным благодаря поддержки определенных политических и экономических кругов Англии и отчасти других стран, которые «растили» его для борьбы с СССР, но потом поняли, что его идея всемирного господства «арийской расы» представляет большую опасность, чем территориально ограниченный сталинский социализм; что сделало возможным военный союз между СССР, США и Британской империей в рамках антигитлеровской коалиции. Однако, системные противоречия между ними не были изжиты, поэтому данный союз носил временный характер, свидетельством чему были планы вчерашних союзников развязать ядерную войну против Советского Союза вскоре после окончания второй мировой войны, чему помешало лишь то, что СССР смог противопоставить адекватный, в том числе атомный ответ данной угрозе. Это заложило основы для биполярного мира, просуществовавшего вплоть до конца 1980-х годов.
Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и других лиц, реализовавших в своей политической деятельности желательные для антисоветского Запада шаги, необходимые для крушения Советского Союза, привели к центробежным процессам распада на ставшем постсоветским советском пространстве, проигрышу в холодной войне. Годы правления в Российской Федерации Б.Н. Ельцина усилили кризисные явления, заложили основы для дальнейших разрушительных процессов. Однако назначение в 2000 году исполняющим обязанности Президента России В.В. Путина и последовавшее через несколько месяцев избрание его Президентом РФ на всенародных выборах изменили данную ситуацию. На сегодняшний день Россия вновь становится ведущей мировой державой, играющей исключительно важную геополитическую роль, чему способствует и ее работа в рамках БРИКС, Евразийского Союза и других международных структур. Особое значение в этом возрождении имеет возвращение к традиционным ценностям, бережное отношение к исторической памяти, использование горьких уроков истории ХХ века, сохраняющих и сегодня свою актуальность.
- А зависит ли что-то в глобальном мире от отдельного человека?
- Если мы посмотрим американский кинематограф, то увидим, что герой там почти всегда одинок и зачастую не понят даже близкими. Некоторые видят в этом то, что американская культура индивидуалистична, в противовес, например, традиционной российской - соборной, коллективистской в советское время. Но все далеко не так просто. Ведь США при всем поощрении индивидуализма, страна, где плоды глобализации и нивелировке человеческой личности более чем ощутимы. И отсюда потребность хотя бы в образе человека, который своим свободным выбором и его реализацией может изменить буквально все. А непонятность таких людей вполне понятна: они живут в рамках иной парадигмы, чем остальные. И вот еще какой момент хотелось бы отметить. Последнее время часто приходится слышать, что внешняя политика в России сейчас «хорошая», а внутренняя «плохая». Почему? На этот вопрос есть простой ответ. Внешняя политика зависит от Президента Российской Федерации и тех, кто непосредственно ему подчиняется. А внутренняя политика зависит от каждого из нас. Ведь, согласитесь: это не центральная власть бьет стекла в домах, лампочки в подъездах, бросает мусор мимо урн, дерется на улицах, не хочет работать, ворует фактически у самих себя... А вот из таких «мелочей» складывается общая картина. Человек, который привык жить в рамках такой парадигмы, получив небольшую власть, еще больше расширяет влияние такого образа жизни и мышления вокруг себя. И наоборот: человек, который посвящает себя созиданию, «заражает» других своим примером. Каждый человек может сделать очень многое, если он осознанно воспользуется своей свободой выбора и найдет дело, которому будет служить. Глобальный мир складывается из маленьких «мирков». От каждого из нас зависит умножаем мы своей жизнью зло или добро. От нас зависит наш выбор.
http://www.rk37.ru/articles/2016/03/15/s_grantom_prezidenta_rf