Каноничен ли Львовский Собор 1946 года?

Беседа с церковным историком Владиславом Петрушко

Бывший СССР 
0
1035
Время на чтение 9 минут



Состоявшийся во Львове в марте 1946 года Собор клириков и мирян Греко-католической церкви провозгласил ликвидацию Брестской унии и воссоединение с Православием. Католическая церковь решения Собора не признала, считая, что они принимались под нажимом советских властей. О том, как в действительности обстояли дела, правомерно ли оценивать деяния Собора с точки зрения канонов Католической церкви, как и в каких условиях принималось решение об унии в 1596 году и насколько законно оно было, мы беседуем с доктором церковной истории, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владиславом Игоревичем Петрушко.

 

 

Участники Львовского Собора 1946 г. голосуют за воссоединение западно-<a href=украинских униатов с Русской Православной Церковью" />

 

Участники Львовского Собора 1946 г. голосуют за воссоединение западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью

- Ровно 70 лет назад, 8-10 марта 1946 года, во Львове проходил церковный Собор, на котором было принято решение об упразднении Брестской унии 1596 года и воссоединении западно-украинских униатов с Русской Православной Церковью. В Католической церкви Львовский Собор 1946 года принято именовать «псевдособором» или даже «лжесобором». Так расценивают это событие не только греко-католики, подчеркивая при этом, что Собор проходил под нажимом советских властей, не отражал мнения духовенства и верующих, а главное - в нем не принял участие ни один из епископов униатской церкви. Буквально на днях в своем послании к верующим Украинской греко-католической церкви папа Римский Франциск также употребил выражение «псевдособор». Правомерна ли, с вашей точки зрения, такая оценка Львовского Собора?

- Думаю, что, давая столь резкую оценку Львовскому Собору 1946 года, католики рискуют получить в ответ асимметричные обвинения, касающиеся, прежде всего, самих истоков Брестской унии. Как можно рассуждать о каноничности Львовского Собора, если сама униатская церковь возникла при обстоятельствах, мягко говоря, очень сомнительных с канонической и даже просто с нравственной точки зрения? Хотя вообще возникает риторический вопрос: с позиции каких канонов следует давать оценку как Брестскому собору 1596 года, так и Львовскому Собору 1946 года - с точки зрения канонического права Православной Церкви или же Католической?

Если исходить из канонов Православной Церкви, о какой-либо законности Брестского собора 1596 года не может быть и речи. Прежде всего, по той причине, что сама уния была заключена в Риме годом ранее, а собор был созван приверженцами унии лишь для того, чтобы провозгласить ее. Решение о заключении унии на самом деле принималось кулуарно группой епископов без учета мнения духовенства и мирян, от которых до последнего момента все держалось в тайне. Но самое главное: иерархи Киевской митрополии, решившие принять унию (причем отнюдь не из стремления к церковному единству, а исходя из очень приземленных мотивов), организовали ее втайне от своего верховного Предстоятеля, каковым на тот момент для них был Константинопольский Патриарх. То есть был абсолютно и во всех отношениях попран принцип соборности, на котором строится вся жизнь Православной Церкви.

 

Владислав Петрушко. Фото: Православие.Ru

Владислав Петрушко. Фото: Православие.Ru

Брестская уния была результатом тайного сговора нескольких лиц, преследовавших свои корыстные цели

Брестская уния 1596 года не выдерживает критики даже в сравнении с Флорентийской унией 1439 года. Если Флорентийскую унию предваряло проведение совместного православно-католического собора, на котором имело место хоть какое-то подобие богословской дискуссии с целью прийти к единому мнению, то Брестская уния с самого начала была результатом тайного сговора нескольких лиц, преследовавших свои довольно корыстные цели. Большинство епископов, согласившихся на унию, таким образом просто хотели уйти от ответственности перед Патриархом за свои довольно неприглядные деяния, которые могли обернуться для них извержением из сана. Достаточно вспомнить хотя бы биографию одного из главных зачинщиков Брестской унии - епископа Кирилла Терлецкого, которого привлекали к суду и за разбойные нападения на имения соседей-помещиков, и даже за изнасилование. Среди ратовавших за заключение унии епископов был лишь один, который выступал за нее по идейным соображениям, - Ипатий Потий. Показательно, что после заключения Брестской унии все остальные епископы, кроме него, просто устранились от дел и практически никак не участвовали в строительстве униатской церкви.

- Светские власти того времени тоже были заинтересованы в унии?

- Насаждение Брестской унии, которой не желало абсолютное большинство духовенства, монашествующих и мирян Киевской митрополии, проходило при активном участии светских властей Речи Посполитой. Администрация короля Сигизмунда III, фанатичного католика и выученика иезуитов, при помощи неприкрытого насилия навязывала унию, сопротивление которой со стороны православных верующих Западной Руси было колоссальным. Сегодня Русскую Православную Церковь обвиняют в том, что она в 1946 году вместе с советской властью якобы участвовала в уничтожении униатской церкви. И хотя подобное утверждение далеко от действительности, но получается, что восторжествовала историческая справедливость: порожденная государственным насилием уния и сама закономерно стала жертвой аналогичного насилия со стороны государства.

- А если посмотреть на Львовский Собор с точки зрения православных канонов?

Решения Львовского Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины

- На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью. Решения Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, а его каноничность была признана всеми Поместными Православными Церквями мира.

 

Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник

Президиум Львовского Собора: отцы Антоний Пельвецький, Гавриил Костельник и Михаил Мельник

Кстати, хотелось бы напомнить, что при заключении в 1646 году, спустя полвека после Брестского собора, еще одной унии - Ужгородской, в этой акции приняли участие 63 православных священника, но не было ни одного епископа. Однако применительно к этому случаю греко-католики почему-то не говорят о неканоничности данной акции. Из числа перешедших в Православие бывших униатских священнослужителей были рукоположены уже в Русской Православной Церкви епископ Станиславский Антоний (Пельвецкий) и Дрогобычский Михаил (Мельник), которые приняли участие во Львовском Соборе. На Соборе также присутствовали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук). То есть имеются все основания рассматривать Львовский Собор как полноценный православный Собор.

В этом смысле он ничуть не менее законен, чем Брестский собор, на котором кроме порывавших с Православием и переходивших в унию епископов присутствовали римско-католический архиепископ Львовский Ян-Димитр Соликовский, ректор Виленской академии иезуит Петр Скарга и множество других представителей Римо-католической церкви. Аналогия со Львовским Собором полная - но в одном случае нам «со умилением» говорят о деянии, якобы направленном на достижение церковного единства, а в другом - о насилии над совестью униатов и Греко-католической «церкви-мученице». Впрочем, к таким проявлениям политики двойных стандартов нам не привыкать.

- А как быть с обвинением в адрес Львовского Собора в том, что он не выражал волеизъявления большинства священнослужителей и верующих униатской церкви, которых фактически принудили перейти в Православие?

- Опять же хотелось бы провести параллель с Брестским собором. Ведь известно, что в 1596 году в Бресте фактически проходили два собора - на одном соборе собрались приверженцы унии, на другом ее противники, в числе которых (и числе немалом: по некоторым данным, присутствовало около 200 человек) были два епископа, полномочный экзарх Патриарха Константинопольского, множество священников, монашествующих и мирян. Они заявили решительный протест по поводу насилия над их совестью, творимого сторонниками унии. Но почему-то ничего подобного в 1946 году не произошло. На это, конечно, могут возразить: дескать, все боялись репрессий со стороны сталинского режима. Но католические власти Речи Посполитой на противников унии обрушили не меньшие репрессии. Однако тогда этого православные не испугались. Значит, не очень-то галицкие униаты и дорожили своей Греко-католической церковью, раз в большинстве своем так легко от нее отреклись.

На Западной Украине еще в 1920-е годы существовало массовое движение за возвращение униатов в лоно Православия

Но главное, что надо отметить: общеизвестно, что на Западной Украине еще до Второй мировой войны существовало массовое движение за возвращение униатов в лоно Православной Церкви. Десятки приходов в Галичине перешли в Православие в период между мировыми войнами - об этом сегодня во Львове не любят вспоминать. В Греко-католической церкви огромным авторитетом пользовался отец Гавриил Костельник - видный богослов и философ, который давно, еще с 1920-х годов, выступал за возврат униатов в Православие, постоянно писал на эту тему, приводил аргументы в защиту своего мнения. Именно он и его соратники в дальнейшем образовали инициативную группу, которая и подготовила Львовский Собор.

- Но ведь и советская власть тоже участвовала в подготовке Львовского Собора...

- Да, отрицать это было бы неправильно. К сожалению, приходится говорить о том, что советская власть оказала Православной Церкви «медвежью услугу», вмешавшись в процесс возвращения галицких униатов в Православие. Сталин испытывал к Греко-католической церкви острую неприязнь из-за ее коллаборационистской политики в период немецкой оккупации, а также вовлеченности части ее духовенства в украинские националистические движения. Кроме того, к 1945 году из-за резко выраженной антикоммунистической позиции папы Пия XII резко ухудшилось отношение Сталина к Католической церкви в целом.

Делегация Львовского Собора с Патриархом Алексием I
Делегация Львовского Собора с Патриархом Алексием I

Правда, представляется, что униатский митрополит Андрей Шептицкий, будучи исключительно опытным и изощренным политиком, мог бы договориться даже с советскими властями и обеспечить Греко-католической церкви относительно спокойное будущее - в 1939 году, после вхождения Галичины в состав Советского Союза, ему это практически удалось. В 1944 году Шептицкий направил Сталину восторженное письмо, приветствуя вступление Красной армии на Западную Украину, после чего... скончался. Во главе униатской церкви встал Иосиф Слипый, бывший гораздо менее гибким политиком. Во многом именно его острая конфронтация с советскими властями привела к аресту епископата Греко-католической церкви.

Сталин всячески стремился ускорить ликвидацию унии на Западной Украине. Хотя отец Гавриил Костельник писал Патриарху Алексию I о том, что торопиться с упразднением униатской церкви нельзя: необходимо время для того, чтобы верующие сами осознали необходимость этого решения. К сожалению, советские власти оказали давление в этом вопросе на духовенство Греко-католической церкви. Против некоторых клириков были применены репрессивные меры (заметим здесь, что они не идут ни в какое сравнение с жесточайшими гонениями на Русскую Православную Церковь в СССР в довоенные годы). В результате процесс, который шел естественным чередом и мог спустя некоторое время привести к успешному, а главное - искреннему и прочному переходу галичан в Православие, был нарушен. Но возлагать вину за это на Русскую Православную Церковь абсолютно несправедливо. Тем более что именно благодаря ей на Западной Украине удалось уберечь бывшие униатские храмы от закрытия и сохранить полноценную церковную жизнь.

Около трети жителей Западной Украины и сегодня считают себя православными

Хотелось бы также отметить и такой факт. Несмотря на громкие заявления греко-католиков о том, что после распада Советского Союза население Галичины чуть ли не в полном составе возвратилось в униатство, на практике дело обстоит далеко не так. Около трети жителей Западной Украины считают себя православными. И хотя многие из них, разделяя националистические убеждения, принадлежат к неканоническим сообществам - «Украинской православной церкви - Киевскому патриархату» и «Украинской автокефальной православной церкви», - но и к униатской традиции эти люди возвращаться не захотели.

Владислав Петрушко

http://www.pravoslavie.ru/91369.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Игоревич Петрушко
Франциск лишь отложил раскол
Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь
14.03.2023
Цель – уничтожить Православие на Украине
Только продолжение СВО может спасти каноническую Украинскую Церковь
13.12.2022
Американские католики против «воцерковления» содомского греха
В католической епархии штата Мичиган запретили причащать и крестить трансгендеров
17.12.2021
Налицо сильное давление Фанара и США
Судя по всему, признание Поместными Церквами т.н. ПЦУ продолжится
12.11.2019
Все статьи Владислав Игоревич Петрушко
Бывший СССР
День памяти святителя Димитрия Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля А.Ф.Трепова и поэта В.В.Капниста
10.11.2024
Кино и музыка кружили Тулу в танце под первый снег
Состоялся первый Открытый Российский фестиваль, посвященный киномузыке
09.11.2024
Должен ли философ Александр Дугин формули-
ровать практическую реализацию своих идей или его дело только теория?
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10