На территории Троице-Сергиевой лавры прошел первый Международный детский кинофестиваль «Мы сами снимаем кино». С автором идеи Александром Костюченко поговорила корреспондент «Культуры».
культура: Фестиваль детского кино -
явление распространенное. Зато смотр фильмов, снятых самими детьми,
встретишь нечасто. Как Вам пришла мысль заняться этим?
Костюченко: Все началось в детском лагере, который мы
организовали на территории фермы в Брянской области. Там проходили
разные программы, в основном связанные с сельским хозяйством. В прошлом
году решили обратиться к кино. Сегодня ведь снимать фильмы очень легко.
Раньше это было элитарное занятие, а сейчас каждый школьник носит с
собой камеру. Да и все монтажное «оборудование» теперь помещается в
одном ноутбуке. В общем, тогда создали около десяти картин. Нашей
задачей было посредством кино организовать диалог с детьми, их разговор
между собой - через осмысление фундаментальных понятий, таких как добро,
истина, любовь.
культура: То есть цель - вовсе не пропаганда киноискусства?
Костюченко: Нет, конечно. Для этого есть другие люди -
профессионалы. Мы же просто хотели, чтобы дети поразмыслили над чем-то
важным. Считается, добро устарело. Наша задача - говорить о нем на
современном языке. Когда сажаешь малышей у костра и читаешь нотации,
всем сразу становится скучно. Сегодняшний ребенок тут же лезет в карман,
достает телефон. Поэтому мы обратились к кино. Другим толчком к
проведению смотра стал фестиваль фермерской еды, который мы организовали
в Брянске. В его рамках намеревались бесплатно показывать разные добрые
фильмы. Но все уперлось в авторские права. И тогда мы решили поменять
ситуацию - если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе.
Задумали благотворительный фестиваль, для которого кино будет делаться,
основываясь на принципе бесплатного распространения. В конце концов,
почему Лев Толстой мог отказаться от прав на свои сочинения, а
современные люди - нет? Я считаю, произведения наших участников не менее
талантливы, чем, например, «Война и мир» (смеется). Почему? Потому что
авторы - дети. Они гениальны по определению.
культура: Все картины, участвовавшие в фестивале, сняты в виде короткой притчи. В дальнейшем тоже собираетесь следовать этому жанру?
Костюченко: Да. Дело в том, что кино может быть опасным
инструментом, а притча, как мне кажется, нивелирует все острые углы. В
ней заложен глубокий смысл.
культура: А почему выбрали местом проведения Троице-Сергиеву лавру?
Костюченко: Дело в том, что духовником нашего фестиваля
является игумен Киприан (Ященко), а он имеет непосредственное отношение
к Лавре. Московская духовная академия открыла нам все двери. Нам
показалось, если детишки сюда приедут, то выиграют вдвойне - и на
фестивале побывают, и совершат своего рода паломничество. К тому же так
получилось, что в смотре приняли активное участие воскресные школы,
православные гимназии. У нас нет никаких ограничений, просто ребята
оттуда откликнулись первыми.
культура: Следующие фестивали тоже будут проходить на территории монастырей?
Костюченко: Не обязательно. Но они будут привязаны к
православным праздникам - Рождеству, Пасхе, Преображению и Покрову. Мы
собираемся проводить четыре смотра в год.
культура: Жюри у вас непрофессиональное. Это принципиальная позиция?
Костюченко: На сей раз в качестве жюри выступали
зрители. Но в дальнейшем собираемся привлекать и профессионалов.
Во-первых, чтобы консультировали детей во время съемок. Во-вторых - для
оценки фильмов. Хотя я убежден: все участники - победители. С детьми
нельзя говорить с позиции критика: «У твоей картины такие-то
недостатки». Это убивает мотивацию. Мне кажется, в любом фильме есть
изюминка. Мы пытаемся свести к минимуму конкурсную составляющую. Потому
что состязания развивают в человеке не самые благородные чувства -
гордыню, соперничество, зависть.
культура: Каков, на Ваш взгляд, итог фестиваля?
Костюченко: Многие взрослые нам говорили: «Знаете, мы никогда не видели детей такими счастливыми». Это, пожалуй, главное.