«В начале было Слово...» ( о русском языке)

0
482
Время на чтение 7 минут
 
v_1bs5MwlRIr8HV9B

«В начале было Слово...» (Ин. 1: 1)

Из Священного Писания известно о существовании некогда праязыка, обладания которым люди лишились в результате смешения языков, последовавшего как наказание за беззаконное стремление стать богами самим. Иначе говоря, за желание низвести  небо до своего уровня, построив первую Вавилонскую башню «свободы», как памятник своеволию и гордыне.

Агиографически в точности подтверждено предположение о существовании некого «банка невербальной информации», т. е. суммы идей или универсального Логоса, как ни назови, находящегося вне зависимости от тех способов передачи, содержащейся в ней информации, которыми обладает человечество. Слово и текст, таким образом, являются только ключом к некоей информации, содержащейся в сокровенных от падшего человека глубинах духа, и вовсе не адекватны ей.

Элементами системы языка являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке.

У колыбели русского книжного языка стояли свв. Первоучители Кирилл и Мефодий. Перевод книг Священного Писания на церковно-славянский язык надолго определил судьбу русского литературного языка.

Церковно-славянский язык на русской почве впитывал в себя элементы языка национального и постепенно становится не только языком письменности, но и языком разговорным. Носителями этого литературно-разговорного языка вначале были представители духовенства, и Церковь, являясь объединяющим началом в жизни русского народа, содействовала сохранению этого языка на больших территориях, где, будучи языком книг Священного Писания и языком богослужения, приобщал население к кругу понятий высокой нравственности. Приобщение народа к новому миру, миру христианской культуры в ее византийском облачении в тот период легло на плечи представителей Церкви, и это является большой заслугой Церкви перед русской культурой.

С перемещением политического центра из Киева на северо-восток произошло также перемещение и центра церковного управления. Под влиянием общей опасности, грозившей со стороны татар, племена эти образовали сильное государственное единство, возглавленное Москвой. К этому времени книжный язык уже в значительной степени подвергся влиянию русского языка. На почве Москвы, объединившей в себе черты северо-русского и восточно-русского говоров, создался, таким образом, тот великорусский язык, которому суждено было стать выразителем всей русской национальной культуры.

Киевские выходцы из среды духовенства, занявшего в письменности и церковной иерархии весьма видное положение, принесли с собой и особые языковые навыки, утвердившиеся в юго-западной Руси. Оказывала свое влияние на язык того времени также стилистика украинского барокко, которое особенно сильно проникло в проповедь под влиянием проповедников, вышедших из Киевской школы. Этот барочный стиль проповедей оказал большое влияние на «высокий» стиль русской поэзии XVIII века. В начале XVIII века в язык проникают в большом количестве полонизмы, украинизмы и слова других европейских языков. Церковнославянский язык в его чистой форме все более оттесняется в специальную область чисто церковной литературы, а реформа азбуки при Петре Великом в 1708 году еще прочнее укрепляет это размежевание на литературу светскую и духовную.

Преимущество русского языка заключается в его двупланности, то есть наличия в нем двух равноправных слоев: слоя церковнославянского и слоя народного. Это дает ему возможность выделить значение, придать смысловую окраску или оттенок возвышенности, торжественности, или, наоборот, печали путем применения слов «высокого» стиля. Это делает язык необычайно гибким, образным и богатым. Николай Трубецкой писал: «Сопряжение церковнославянской и великорусской стихии, будучи основой особенностью русского литературного языка, ставит этот язык в совершенно исключительное положение. Трудно указать нечто подобное в каком-нибудь другом литературном языке».

Святитель Феофан Затворник писал: «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя». Поэтому словами можно возвышать, очищать и облагораживать людей, прививать им веру, радость, возрождать в них любовь и милосердие, сообщать душе мир и спокойствие. И наоборот - оскверненными словами можно убивать, отравлять душу, заражать всеми видами страстей, греха и порока, растлевать чистые сердца и отравлять существование окружающих. Святитель Игнатий Брянчанинов рассуждал о слове человеческом так: «...Каждое слово, сказанное и написаннное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которой запечатлевается усвоение души Миродержцу. Необходимо в таких словах, исторгнутых увлечением и неведением, покаяние. Необходимо установить в сердце залог верности Христу, а отпадение сердца от верности по немощи нашей, врачевать немедленно покаянием и устранением от себя действий, внушенных неверностью, сделанных под влиянием духа и духов, нам льстящих и вместе жаждущих погибели нашей».

«От избытка сердца говорят уста» - свидетельствует Писание (Мф. 12:24).

Как замечательно отметил протоиерей Артемий Владимиров: «Слово - это вершина айсберга, дрейфующего в пучине сердца. Оно - лакмусовая бумажка, которая выдает и обнаруживает сокровенные чувствования души, делает их явными и понятными для натур чутких и проницательных».

Борьба с Церковью у нас в стране и насаждение безбожия имело своим следствием оскудение русского языка, подрыв в нем одного из существенных элементов, связанного с наследием вековой греко-болгарской культуры. Отец Сергий Булгаков прозорливо сказал об этом так: «Если уж искать корней революции в прошлом, то вот они налицо: большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание материнства всяческого: и в церковном, и в историческом отношении. Надо  считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая темная туча нависла над Россией, - вот она, смердяковщина-то народная!»  В советское время даже появился тип начальника-демократа, близкого к своему народу, а «близость» эта повсеместно выражалась в употреблении ненормативной лексики. Такой вот админ- креатив...

 

Buslaev-Psalter1

 

Библия не только не входила в разряд изучаемых источников культуры, но и вовсе исчезла из популярных словарей русского языка. А, не зная библейских и евангельских сюжетов, человек нового общества не мог разобраться ни в сокровищнице русской Иконописи, ни в смысле великой живописи Возрождения. Исследователи русской словесности пишут, что формы проповеди, зародившиеся вместе с христианским мировоззрением, создали русское литературное слово и дали нам Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева, Есенина, Пастернака, весь Серебряный век с его стремлением постичь человека во всей сложности. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценное самой вещи», - писал Н. В. Гоголь.

Русский язык явился в полном смысле языком - мостом, сакральным удерживающим началом, языком собирания и взаимного культурного обогащения. Но сегодня, к сожалению, сквернословие активно метастазирует в литературу, драматургию, кино, телевидение, в театр, и даже в оперу. Пришло такое время и так сложилось, что вокруг нас многие пьют, нюхают, колются - и сквернословят. «Посмотри, небольшой огнь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... Язык никто укротить из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию...» - пишет апостол Иаков (Иак.3:5-7).

Язык всегда устанавливает общность между людьми и в пространстве и во времени - единство многих поколений одного народа. Ведь мы говорим на том же языке, что и наши предки. Посредством языка приобщаемся мы к их духовному опыту, обретаем их понимание смысла человеческого бытия. Разрушение языка, обеднение его разрушает и эту общность. Поэтому: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших»- наставляет апостол Павел (Ефес. 4:29). И святитель Тихон Задонский продолжает эту мысль: «Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу».

Язык родил слово. СЛОВО было к Моисею из горящего куста, и словом Искариота предается Господь на муки; СЛОВО восторженное Давида к Ковчегу Божьему: «Восстань, Господи», и слово отчаявшегося измученного ап. Петра: «Я никогда не знал ЕГО»; СЛОВО Спасителя к миру: «Прийдите ко мне все труждающиеся и обремененные», и сомнение в слове Фомы апостола: «Пока не вложу перстов моих в раны Его - не поверю».

Воистину - «слово Божие... острее всякого меча обоюдоострого, проникающего до разделения души и духа... и судящего помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

В православной традиций владение внешним словом представляется чем-то второстепенным по отношению к созерцанию внутреннего слова, выполняющего, как можно предположить, на основании изъяснения Святыми Отцами Церкви не только информацию, но и некоторые другие, невмещаемые в падший человеческий ум, функции. Это более высокий порядок духовного совершенствования, поскольку владеющий внутренним словом, овладевает и присущими ему энергиями, среди которых есть такие, как способность повелевать стихиями, животным миром или стяжать благодатный дар утешения. Так, простое приветливое слово-обращение «Радость моя!» в устах святого, как это достоверно известно, способно было разрешить груз самых тяжких сомнений, забот и тревог, наполнить душу радостью и покоем.

Но главное то, что благодаря слову, мы можем полноценно приобщиться духовных сокровищ Священного Писания, где Господь сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». (Ин. 5: 39).

Профессор Чернышев В.М.

http://rusnardom.ru/viktor-chernyishev-v-nachale-byilo-slovo-o-russkom-yazyike/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Михайлович Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Михайлович Чернышев
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59