Курс на деградацию

Чтобы не решать проблемы украинской промышленности, Киев решил от неё избавиться

Украинский кризис 
0
418
Время на чтение 6 минут
Курс на деградацию

Тяжелейший кризис украинской экономики в наибольшей степени проявился в промышленности. Учитывая, что Украина пока ещё большую часть ВВП получает от промышленного производства, именно антикризисные меры в этой сфере должны быть приоритетом для любой разумной экономической политики.

Это понятно даже нынешним деятелям режима и в интервью украинским СМИ 14 января с. г. Порошенко также затронул эту тему. Однако целостной государственной политики по отношению к промышленности на Украине и ранее не было, а при нынешнем режиме о ней речь не идёт в принципе.

Говоря о капиталовложениях в экономику Украины, Порошенко вычленил такие приоритетные отрасли, как агропромышленный комплекс, ИТ-индустрию, энергетику (энергосбережение, модернизацию объектов энергоснабжения, ядерную и гидроаккумулирующую энергетику) и производство вооружений. При этом металлургия, по его мнению, больше не является приоритетом, потому что «требует значительных инвестиций».

Свёртывание промышленного производства на Украине действительно нарастает опасными темпами, и общая негативная динамика в промышленности подтверждает, что данная тенденция стала устойчивой. Прошедший, 2015 год стал пятым годом падения промышленного производства. Динамика очевидна: если за 2012 год промышленное производство на Украине уменьшилось на 0,5%, то в 2013 году - уже на 4,7%, а в 2014 году - на 10,7%, а за 11 месяцев 2015 года (с января по ноябрь), по данным Госстата Украины, сократилось на 14,4%.

Ситуация в украинской промышленности тяжёлая, поскольку перечисленный Порошенко набор отраслей, во-первых, не способен стать локомотивом промышленного и в целом экономического роста, потому что их развитие невозможно в отрыве от развития полного набора технологичных производств (весь спектр машиностроения и производство оборудования, где электроника занимает ведущее место), а о них, ни Порошенко, ни кто-либо иной из правительства ничего не говорит; во-вторых, не создаст новых рабочих мест, следовательно, не уменьшит безработицу; в-третьих, не компенсирует ощутимо потери от ликвидации экспортного потенциала в обрабатывающих отраслях промышленности и высокотехнологических производствах, продукция которых шла на российский рынок и стабильно пополняла золотовалютные резервы Украины.

Любые планы по развитию промышленности и рассуждения о приоритетности тех или иных её отраслей утопичны без обязательного развития базовых отраслей, лежащих в основе как успешного развития высокотехнологичных промышленных производств, так и экономической независимости страны в целом. А киевский режим решил отказаться не только от всех базовых производств, но и от отраслей промышленности, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Примечательны критерии определения функционерами режима приоритетных и второстепенных отраслей. Так, замечание Порошенко о металлургии раскрывает истинную причину отказа от горно-металлургического комплекса (ГМК), как, собственно, и от иных отраслей промышленности.

Металлургия не является приоритетом не потому, что это обоснованно экономически, а потому, что в условиях финансирования Киевом гражданской войны в Донбассе и политики антироссийских «санкций» у режима нет ресурсов, чтобы вкладываться в ГМК, как в базовую отрасль промышленности и экономики в целом.

В целом именно война и потеря Донбасса, потеря российского рынка и разрыв связей производственной кооперации с РФ, к которым с 1 января 2016 г. добавился выход РФ из зоны свободной торговли с Украиной в качестве защитной меры на риски аналогичной зоны Украины с ЕС, а не плохая мировая конъюнктура стали главными факторами промышленного и экономического кризиса на Украине. И, предлагая любые программы восстановления промышленности, следует, в первую очередь, устранить эти факторы.

Так, на территории, оставшейся под контролем ДНР/ЛНР, находятся более 30 промышленных предприятий, которые входят в список топ-200 крупнейших компаний Украины. Это металлургические, угледобывающие, химические и машиностроительные гиганты.

Их остановка нарушила три производственно-технологические цепочки в украинской промышленности: добыча угля - производство топлива для ТЭС - производство электроэнергии, что граждане Украины наблюдают уже второй год; добыча угля - производство кокса - производство металла; добыча железной руды - её обогащение - производство металла.

Конечно, вялый спрос на мировых рынках, при усилении конкуренции со стороны Китая, вызвал кризис в украинской металлургии. Но проблема не столько в этом, сколько в том, что владельцы украинских финансово-промышленных групп - а они все возникли в горно-металлургической отрасли - не провели в своё время, технико-технологическую модернизацию производства. Со временем продукция отрасли утрачивала конкурентоспособность, и олигархи сознательно увеличивали в производстве, и соответственно, в экспорте, долю дешёвых полуфабрикатов.

За 2014 год украинское производство стали упало почти на 17% (до 27,14 млн тонн), уровень снижения по 2015 году в объединении "Металлургпром" прогнозируют в пределах еще 15%.

Спад в металлургии, в свою очередь, затронул смежные отрасли. Украинские коксохимики в 2014 году, по данным отраслевой ассоциации, сократили выпуск кокса на 21%, до 13,8 млн тонн. За 11 месяцев 2015 года показатель падения составил 18%.

Иным источником валютных поступлений, а заодно, и локомотивом научно-технического прогресса, источником наукоёмких технологий и площадкой их внедрения было разноотраслевое машиностроение (тяжёлое, среднее, определённые виды транспортного - авиастроение), производство высокотехнологичного оборудования, ракетостроение и ОПК. В этих отраслях связь с российскими партнёрами была определяющей. Без производственной кооперации с ними на Украине фактически перестали существовать космическое ракетостроение, транспортное авиастроение, кораблестроение, производство локомотивов и вагонов и проч.

Отдельные производства были завязаны на российский рынок на 70 - 80%, и их уход с него автоматически означает закрытие производства (а в перспективе, целых отраслей) и его безвозвратную утрату, существенный рост безработицы и упадок целых городов. Сохранявшийся здесь до февраля 2014 г. потенциал позволял, при разумной политике, накопить оборотные средства, укрепить корпоративную инфраструктуру НИОКР (т.н. заводская наука) и распространить передовые технологии на другие сектора промышленности. Это позволило бы добиться роста производительности труда, что позитивно сказалось бы на конкурентоспособности украинской промышленной продукции, в том числе и на рынке ЕС.

Показательный пример - украинское вагоностроение, ранее на 80% ориентированное в продажах на рынок РФ. Отрасль стала заложником обострения политических отношений с Россией. Крупные вагонзаводы страны в последние годы сократили выпуск продукции на порядки. Холдинг "Азовмаш" в 2014 году изготовил чуть более 620 грузовых вагонов, тогда как за 2012 год их производство составило 16 тыс. единиц. На другом крупном предприятии отрасли - Крюковском ВСЗ - ситуация не лучше. В 2012 году объем производства грузовых вагонов на заводе превысил 11 тыс. единиц, по итогам 2014 года он составил 2,4 тыс., а в текущем году ожидается в количестве всего 350 единиц. Данных по 2015 году в открытом доступе нет, но пресс-служба президента "Азовмашинвест Холдинг" Тараса Полищука заявляет, что сегодня завод в основном простаивает, а глава Донецкой администрации Жебровский создал рабочую группу по вопросу возобновления работы «Азовмаша».

Учитывая сказанное, ОПК при нынешней экономической политике не сможет стать локомотивом роста украинской промышленности. Конечно, учитывая принуждение киевского режима к выполнению Минских договорённостей для прекращения войны в Донбассе, отсутствие перспектив в ОПК только радует. Представленные аргументы говорят лишь о том, что морально-политическая неадекватность режима в полной мере распространяется и на экономическую, в частности, промышленную область.

Таким образом, вместо того, чтобы воспользоваться шансами, которые даёт минский процесс: отменить т.н. «АТО», договориться с руководством ДНР/ЛНР о возвращении этих территорий в общеукраинский экономический оборот и помочь украинской промышленности снова вернуться на российский рынок, официальный Киев, видимо, решил просто избавиться от неё.

И надеется сделать агропром основной экспортной отраслью, т.е., фактически взял курс на добровольную экономическую, а вслед за ней научно-техническую и в целом общественную деградацию.

Обслуживание киевскими марионетками геополитических интересов США на Украине, спровоцировавшее гражданскую войну на Донбассе, подвело Украину к черте, за которой - безвозвратная потеря целых отраслей промышленности и высокотехнологичных производств. Как шутят пользователи в комментариях по предложениям Порошенко: «аграрии-айтишники - это оно самое».

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/kurs_na_degradaciju_594.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Пироженко
«Стратегическое терпение» для преодоления проблем и развития отношений между Китаем и Индией
Устранение китайско-индийских противоречий усиливает БРИКС и является важным фактором формирования многополярного мироустройства
09.11.2024
В Азиатско-Тихоокеанском регионе обостряется военно-политическая ситуация
США расставляют филиппинскую ловушку для Пекина
24.09.2024
Китай – на пороге смены концепции экономического роста
От «мирового сборочного цеха» – к «мировому цеху высокотехнологичных комплектующих»
05.01.2024
Проблемы восстановительного роста экономики КНР преувеличены
Поднебесная активно осваивает новые рынки и направления
04.09.2023
Все статьи Виктор Пироженко
Украинский кризис
100-дневный мирный план Трампа
Эксперты гадают: вброс это или утечка, призванная готовить общественное мнение
27.01.2025
«Украинцы кажутся себе жутко хитрыми»
Сегодня мы видим, как две части украинского режима при помощи СМИ ведут по сути «переговоры» друг с другом
27.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
28.01.2025 21:32
Ещё один узел ВСУ развязан
Новый комментарий от Георгий Н.
28.01.2025 20:23
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от учитель
28.01.2025 20:19