О «противоречиях Библии» и нехристианском образовании

Как толковал Писание святитель Григорий Нисский

0
517
Время на чтение 5 минут

Далеких от христианства людей увлекает тема Библии - в том смысле, что библейское Откровение несостоятельно. Например, активно утверждается, что Библия противоречива, а потому образованные люди не доверяют Библии.

Иллюстраций в подтверждение скептического отношения к Библии приводится множество. Берут «примеры» из Евангелия, отыскивают их и в Ветхом Завете. Как быть со всеми этими противоречиями и далеко идущими выводами?

С выводами торопиться не будем. И с противоречиями тоже подождем. Хотя бы потому, что скептики сильно упрощают ситуацию.

Реальная ситуация много сложнее

Образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И «противоречия Библии» видят, но признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь два или даже три вполне законных толкования: буквальный смысл и еще иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. И многие «противоречия» снимаются, если учитывать этот факт.

Последние 300 лет на Библию обрушивались с гиперкритикой. Однако иносказательные толкования Библии (анагогическое, типологическое...) появились на свет не в противовес общественной деятельности французских и немецких материалистов. Библию иносказательно толковали изначально, не забывая, конечно, о ее буквальном прочтении.

Святитель Григорий Нисский Святитель Григорий Нисский

Заглянем в древние времена, вспомним о том, как Писание толковал в IV веке святитель Григорий Нисский (его память мы отмечаем 10/23 января). Для этого нам потребуется его сочинение «О жизни Моисея Законодателя».

Святитель Григорий не утверждает, что вся Библия одинаково понятна. Он отмечает, что божественные заповеди, смысл которых хорошо понятен, надо исполнять без лености. Это с одной стороны. А с другой - о сокровенных смыслах Библии не стоит вести разыскания, «но познание этого предоставлять единому Святому Духу, испытующему, как говорит апостол, глубины Божия».

В Библии есть вещи очевидные и есть - сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия

Итак, в Библии есть вещи очевидные и есть - сокровенные, которые своими силами постичь нельзя. Здесь нужна особая помощь Божия, иначе мы неправильно поймем Писание. Вот почему православные христиане очень ценят святоотеческие толкования Библии.

Иносказание в Библии

Святитель Григорий тщательно обсуждает ветхозаветное повествование об исходе из Египта. Во время исхода порабощенный народ Божий выпросил у египтян ценные вещи и ушел в пустыню на поклонение Богу. И в Египет больше не вернулся. Занятые у египтян вещи тоже не были возвращены.

В своем сочинении святитель Григорий превозносит добродетельную жизнь пророка Моисея. Для святителя невозможно подумать, будто бы Моисей наставлял делать несправедливости, велел занять у египтян ценные вещи и оставить у себя одолженное. Особое внимание святитель обращает на то, что именно Моисей в пустыне дал народу «законы, решительно воспрещающие всякую обиду ближнему». Для святого Григория есть противоречие между Моисеем-законодателем и «Моисеем-законопреступником». Посмотрим, как святитель будет об этом рассуждать.

Для начала он отметает упрощенные трактовки священной истории. Иные толкователи настаивают, что, когда Моисей и прочие израильтяне хитростью взяли с египтян заслуженную плату, это было справедливо. Эти толкователи заблуждаются.

Исход из Египта
Исход из Египта

Святитель не только указывает на их ошибку, он предлагает альтернативное толкование библейского отрывка: «Если же (кто) завладеет и своим, но обманув заимодавца надеждой получить назад, то, без сомнения, будет назван обманщиком. Поэтому... приличнее понятие высшее, повелевающее добродетельно ведущим свободную жизнь заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию... словесные произведения и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых подобным этому в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени».

У иноверных народов можно брать культурные богатства, чтобы в подходящее время употреблять их с пользой для христиан

Вместо того чтобы извлекать из Священной Книги мысль о том, что позволительно обманывать заимодавца, святитель выводит более возвышенную мысль по мотивам библейского повествования: можно брать культурные богатства у иноверных народов, чтобы в подходящее время их употреблять с пользой для христиан.

Да и само понятие справедливости - добродетели, о которой рассуждает святой Григорий в связи с жизнью Моисея, активно анализировалось греками еще в дохристианские времена, у Платона. Понятие о справедливости святой Григорий берет взаймы и использует в размышлениях над нравственным смыслом Ветхого Завета.

Буквальный смысл Библии

Как же быть с буквальным смыслом истории с египетским займом? Буквальный смысл отодвинуло на второй план иносказание. Отодвинуло, но не отменило. Он остается, история с займом, и правда, была. Историческая ткань библейского повествования не растворяется в иносказательных толкованиях.

Святитель Григорий не верит, что заем был совершен по повелению Моисея, а тем более по повелению Божию. Пророк не мог допустить такого обмана и несправедливости. Ведь пророк заповедал людям: «Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 17). О займе с египтянами люди договаривались сами, это их поступок, и за него они отвечают, а не пророк Моисей. Этот поступок отдельных людей противоречит тому, чему учил Моисей.

Вообще говоря, не все, что описано в Священной Книге, обязательно одобряется священным автором. Некоторые события прямо осуждаются, а некоторые - косвенно. Некоторые события Бог вдохновляет и одобряет, а некоторые - попускает. Здесь имеется разница, ее необходимо замечать.

В истории с займом святитель Григорий отстраняется от ложных толкований, которые некоторых читателей побуждают утверждать, будто в словах и поступках пророка есть досадные противоречия. И помимо буквального толкования Пятикнижия Моисеева святой Григорий предлагает иносказательное истолкование: нам, христианам, у нецерковных людей тоже можно позаимствовать научные достижения, полезные для нас. Но к числу научных достижений «гиперкритика Библии» не относится.

Об этом и подумаем, читая пророка Божия Моисея и вспоминая святителя Григория Нисского.

Диакон Павел Сержантов

http://www.pravoslavie.ru/90076.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Павел Сержантов
Все статьи Священник Павел Сержантов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46