Во имя Господа сохраненный

Новости Москвы 
0
337
Время на чтение 6 минут

В Балтайском районе, в двадцати двух километрах от районного центра, расположилось старинное село Донгуз. Это поселение интересно тем, что оно почти неизменным за два прошедших столетия сохранило свой исторический облик, а главное - здесь уцелел старинный храм в честь Архангела Михаила 1822 года постройки. Более того, сейчас церковь практически полностью восстановлена в первозданном виде.

Первыми поселенцами в этих местах были беглые крестьяне, они облюбовали глухие леса северного Правобережья еще в XVI веке. Позже здесь находили приют повстанцы Степана Разина, Емельяна Пугачева и даже сторонники великого полководца А. В. Суворова, попавшего в опалу из-за конфликта с Павлом I.

В 1785 году стихийно возникшее поселение обрело статус волостного государственного села и вошло в состав Саратовского наместничества под названием Архангельское-Донгуз. Слово «донгуз» в переводе с тюркского - кабан. Зверья в этих краях всегда водилось много. Но не только охотой промышлял местный люд. Процветали различные ремесла, торговля.

С начала XIX века в Донгузе существовала деревянная часовня, а после победы в Отечественной войне 1812 года было начато строительство каменной церкви. Десять лет спустя она была открыта для прихожан. До 1917 года в храме служили два священника и диакон.

Революционные ветра изменили привычный уклад жизни богатого мастерового села. Школу при церкви закрыли, в 1922 году на ее базе начала работать начальная школа, сгоревшая в 1929 году во время сильнейшего пожара. Во многом благодаря первому председателю Донгузского сельского совета Дмитрию Попову ее в кратчайшие сроки удалось восстановить. Упоминание о Попове не случайно. Для того времени было поразительно, что человек, не скрывавший своих религиозных убеждений, стал представителем поселковой власти. Именно он не позволил взорвать храм - не пустил вандалов-богоборцев к зданию. Возле этого храма, что тоже не характерно для советских чиновников, Дмитрий Попов в 1932 году и был похоронен. К слову, его могила сохранилась до наших дней.

Церковь в 30-е годы была закрыта. Сначала ее помещение использовали под зерновой склад, с 1954 года - под сельский клуб, потом в храме разместился газообменный пункт. Во второй половине 80‑х годов лишившаяся колокольни церковь стояла заброшенной и постепенно разрушалась. Верующим ее вернули в 1989 году.

***

Если посмотреть на село с высоты одного из многочисленных холмов, что его окружают, храм Архангела Михаила увидишь сразу - в самом сердце поселка. Сине-белый, в цвете гжели, традиционно русской архитектуры, он сразу приковывает взгляд. Золотая маковка на фоне хмурого, пасмурного неба - как лучик солнца. Вроде бы не очень высокий и большой, этот храм величественен даже в камерности своей.

Заходим внутрь. Вход с левой стороны здания. Центральный из-за работ по строительству колокольни закрыт.

Встречают нас две прихожанки. В какой-то момент к своему стыду понимаю, что стою в храме с непокрытой головой. В ответ на мои извинения - ни слова упрека, в глазах, напротив,- доброта и понимание, радость встречи. Знакомимся.

Алевтина... Прихожанка вот уже лет двадцать - с того момента, как приехала в Донгуз. Неспешно рассказывает, как молились о восстановлении церкви, как вместе с батюшками пытались начать строительные работы, как радовались первым успехам.

Узнаю из ее рассказа, что на духовное становление местной общины сильно повлиял ее первый пастырь - священник Игорь Пасика. Отец Игорь прибыл в Донгуз из Киева в 1991 году. Службы тогда совершались в молельном доме - крошечной избёнке, в которой едва помещались немногочисленные поначалу прихожане. Отцу Игорю удалось вложить в души своих пасомых любовь к церковному богослужению, научить их искренней христианской жизни в очень скромных условиях. Господь благословил его склеить этот маленький островок жизни во Христе таким образом, что многие годы после отъезда своего первого пастыря на родину община не только сохранялась, но и преумножалась.

Восстановлением исторического здания храма занялся прибывший сюда в 2005 году священник Евгений Еськов. Он с Божией помощью энергично взялся за дело, появились меценаты, храм был включен в программу восстановления памятников архитектуры XIX столетия. Прихожане изливают свою благодарность этим двум пастырям в своих молитвах. Почти в каждой записке «о здравии» встречаются их имена.

Добрым словом вспоминают и благотворителей, помогавших в реставрации церкви:

- Еще при отце Игоре большое содействие оказала Анна Александровна Ширчкова - жительница Саратова, - рассказывает Алевтина. - Батюшка же сам из Киева, в Саратове никого не знал, вот она вместе с ним и ездила по предприятиям, о помощи храму просила. Тогда времена были тяжелые, но все-таки откликались люди: кто стройматериалами, кто мебелью, кто утварью помогал. В это же время построили дом для настоятеля и гостевой домик. Очень много для храма сделали уроженцы Донгуза Валентина Васильевна Лахаткина и Василий Владимирович Мозлов.

Но есть и воспоминания далеко не светлые:

- Когда воры залезли в молельный дом, убегая от милиции, бросили Иверскую икону Божией Матери, с давних времен сохраненную. Она разбилась и восстановлению не подлежит. Зато есть у нас старинная икона Сретения Господня. Она даже светлеть начала с тех пор, как в храм попала.

Не удержалась, спросила:

- Чудо?

- Чудо или нет, но краски посветлели.

Узнаю, что икону Сретения Господня подарил храму житель села, строитель по профессии - Сергей Елисеев. Будучи на каком-то объекте в Балаково, увидел икону в доме одной старушки - использовали святыню в качестве крышки на сундуке.

- Выпросил икону у бабушки и передал в наш храм, - продолжает Алевтина. - Было это в 2003 году. Дочь его Юлия училась в Москве в иконописной школе. Одна из ее первых ученических работ - икона святого Иоанна Предтечи - висит в храме около купели. Сама Юлия вышла замуж за будущего священника, сейчас они живут в Борисоглебске Ярославской области. А была девочкой светской-светской - и вот как ее жизнь Господь изменил.

В храме есть еще одна почитаемая икона - благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Икона написана на Святой Горе Афон в честь чудесного избавления от гибели императорской семьи во время крушения царского поезда 29 октября 1888 года. Благоверный князь Александр - небесный покровитель императора Александра III, а равноапостольная Мария - императрицы Марии Федоровны.

***

Сегодня в селе живут 1100 жителей. Приходское ядро - 30 человек, на праздничные службы собирается до ста человек.

Нынешний настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Сергий Петриченко говорит, что когда в 2011 году получил назначение в Донгуз, переживал, что придется ему проводить будни наедине с прекрасной местной природой, но эти опасения прихожане быстро развеяли - встретили батюшку весьма приветливо, радушно и хлебосольно.

- Вспоминаются слова из Евангелия от Иоанна: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин. 4, 38). Наши прихожане любят церковную службу, свой храм, в котором почти все понемногу трудятся: кто на клиросе, кто убирается, кто в свечной лавке стоит, - говорит отец Сергий. - Надеюсь, что и мое пребывание на этом добром приходе не будет бесплодным. Но не мне судить. А планов много: строительство колокольни, фундамент которой был выполнен в этом году старанием благотворителей из Саратова, устройство трапезной, воскресной школы. Молимся всем приходом, чтобы Господь благословил наши труды.

А прихожане, похоже, не сомневаются, что Господь село не оставит. На вопрос, есть ли у Донгуза перспективы, - радостная улыбка.

- Цветет наше село, цветет и не увядает, - говорит Алевтина. - На празднование 230‑летия со дня основания так песни пели, что подумалось: жива Россия. Да и радость у нас: молодые сельчане тоже приходят в храм. Есть кому дело передать. А то переживали: уйдем мы, кто же поддерживать уклад церковной жизни будет?

Пора уезжать, а уходить из храма совсем не хочется. Так уютно, тепло здесь душе, словно новый дом обрела. Стены за столетия «намоленные» - это очень чувствуется.

Слышу от моих новых знакомых робкое:

- Колокольню строить начали. Жаль, что средства закончились...

Просто поделились насущным, а захотелось срочно найти, раздобыть, достроить. Чтобы иметь возможность в следующий раз, когда приедем в гости, зайти вместе с донгузцами с центрального входа, как некогда с радостью, печалью или надеждой шли в этот храм наши предки-земляки. Чтобы почувствовать себя в глубине души этого прекрасного русского села.

Газета «Православная вера» № 01 (549)

Любовь Прокопьева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vo-imya-gospoda-sokhranennyjj
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Любовь Прокопьева
Все статьи Любовь Прокопьева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59