Оба монастыря находились у Спасских ворот Кремля. Эти ворота, когда их закладывал великий князь Дмитрий Донской, вели не только в Кремль, как и другие проездные башни, но к древнейшему мужскому Чудову монастырю, который с XIV века располагался в непосредственной близости от башни-цитадели. А через несколько лет после ее постройки вплотную к ней основывается женская обитель - Вознесенский девичий монастырь.
Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади. В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего.
Примкнувший к Спасским воротам
До 1930 года справа от угла Спасской башни находился Вознесенский девичий монастырь, включавший три храма, обширные двух- и трехэтажные сестринские корпуса и многочисленные хозяйственные постройки. Обитель имела в плане правильную прямоугольную форму и граничила с кремлевской стеной.
"Вознесенский монастырь был основан в 1386 или 1387 году вдовой великого князя Дмитрия Донского - великой княгиней Евдокией. С 1389 года, после кончины супруга, Евдокия фактически возглавила Великое княжество Московское и построила много храмов и монастырей", - отметил Девятов. По его мнению, "с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что Вознесенский монастырь был заложен на месте светлицы Евдокии Дмитриевны, откуда она провожала мужа на Куликово поле в 1380 году и где встречала его по возвращении с победой".
После кончины Дмитрия Донского его вдова закладывает у Спасских ворот деревянную церковь, которая получает название Вознесенский соборный храм, вокруг нее и начинает отстраиваться монастырь. В 1407 году на месте старого деревянного храма вдовствующая княгиня закладывает уже каменную церковь Вознесения Господня и принимает постриг в Вознесенский монастырь под именем Евфросинии.
Ей довелось прожить в монашеской обители лишь несколько недель - 7 июля 1407 года она скончалась. Но после смерти великой княгини Евдокии возведение каменного храма продолжилось. Дело взяла в свои руки невестка Евдокии, великая княжна Софья Витовтовна. Правда, при ней были отстроены только стены собора. А через восемь лет главный храм обители сильно пострадал при очередном московском пожаре. Полстолетия он стоял недостроенным и лишь в 1467 году был полностью восстановлен уже великой княгиней Марией Ярославной, женой великого князя Василия II Темного. Причем для увеличения прочности старых стен их "одели" в новые каменные, нарастив таким образом их толщину.
"По преданию, было несколько причин, по которым женская обитель была поставлена именно у Спасских ворот, у главного парадного въезда в Кремль. Дело в том, что в свое время здесь стоял храм, заложенный великим князем Дмитрием в память о свадьбе. Рядом с ним располагался деревянный дворец Дмитрия Донского и терема его жены. Именно здесь, в бывших великокняжеских палатах, и разместились первые монахини. После Дмитрия Донского княжеские покои и другие дворцовые постройки стали располагаться в центре Кремля, поблизости от Соборной площади", - рассказал Девятов.
Царственные гробницы
Вознесенский монастырь был не самой древней обителью в Москве. Чуть раньше, в том же XIV веке, были основаны Зачатьевский и Рождественский монастыри. Однако Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции - именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находилось 35 белокаменных гробниц. Так, в храме покоилась жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна.
По словам историка, посещение Вознесенского монастыря, поклон гробницам русских цариц были обязательной частью процессий, которые шли в поминальные дни во главе с русскими самодержцами. Причем было принято сначала посещать Вознесенский монастырь и лишь потом приходить в Архангельский кремлевский собор для поминовения их мужей. Такое особое положение обители давало ей и особый статус почитания. В ее стенах веками накапливались уникальные дары русских царей, самая лучшая богослужебная утварь и предметы, древние иконы, строились богатые, уникальные по своим художественным качествам иконостасы, появлялись редчайшие православные книги. Такой статус монастыря подчеркивался и неофициальными отношениями, которые существовали между ним и русскими великими княжнами, царицами и царевнами. Так, в летописях упоминается, что именно в монастырской казне женщины из царской семьи при острой необходимости могли получить денежную ссуду под залог своих драгоценностей. Подобные финансовые операции могли производиться только среди доверенного круга лиц.
Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее - в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия.
Еще одна старинная церковь кремлевской женской обители - церковь Преподобного Михаила Малеина. Она была построена в непосредственной близости от Спасских ворот и примыкала к кирпичной кремлевской стене севернее Спасской башни. В 1634 году первый царь династии Романовых Михаил Федорович повелел возвести новую каменную церковь на территории Вознесенского монастыря в память о дне своего тезоименитства. Она была освящена в честь святого небесного покровителя царя - преподобного Михаила Малеина и была построена настоятельницей Вознесенского монастыря Марфой (в миру Ксения Романова), матерью царя Михаила Федоровича.
Фактически этот храм был первой кремлевской постройкой, которая открывалась взору посетителей, проходивших через Спасские ворота. А с Красной площади над кремлевской стеной хорошо были видны купола и колокольни церкви Михаила Малеина, слышен перезвон монастырских колоколов. Лишь после завершения строительства храма Великомученицы Екатерины в 1817 году его, по московским меркам, вычурные, но весьма гармоничные готические формы затмили собой небольшую церковь Михаила Малеина.
Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. "В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря", - отметил официальный представитель ФСО.
Выселение монахинь
Сергей Девятов констатирует, что "во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал". В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля.
"В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги русских великих княгинь и цариц. Тогда же из ризницы и иконостасов вывезли в Оружейную палату, другие музеи и Гохран все остававшиеся на тот момент в монастыре ценности, богослужебную утварь, иконы и уникальные книги. За несколько дней до уничтожения монастырских зданий кремлевские архитекторы и музейные работники успели провести их натурные обмеры", - перечислил Девятов.
По распоряжению советских властей Вознесенский монастырь частично взорвали, частично разобрали. Небольшое количество археологических артефактов было найдено случайно, но археологические раскопки на этой древней территории практически не начинали.
Одновременно с Вознесенским монастырем были взорваны и разрушены Малый Николаевский дворец с дворцовой церковью и один из наиболее почитаемых православным миром среди московских мужских монастырей - Чудов.
На месте золотоордынского подворья
"Даже с почти сорокаметровой высоты верхнего гульбища Спасской башни Чудов монастырь был виден плохо. Его закрывали постройки и колокольни Вознесенского монастыря. Насладиться его видом с высоты птичьего полета можно было, лишь поднявшись на самый верх башни, непосредственно под ее шатер, туда, где на высоте порядка 60 метров находится уникальная Спасская звонница. Замечательный вид на древнейший московский мужской монастырь открывался с верхней площадки звонницы. Располагался он справа по диагонали от Спасской башни, непосредственно за Вознесенским монастырем", - считает Девятов.
Чудов монастырь был основан в 1365 году святым митрополитом Алексием - воспитателем и духовным наставником князя Дмитрия Донского. "В 1357-1358 годах митрополит Алексий предпринял поездку в Золотую Орду. Официальным поводом для визита стала болезнь глаз и как следствие слепота Тайдулы - матери хана Джанибека. По преданию, митрополиту удалось молитвами и святой водой вернуть ханше зрение. В знак благодарности она подарила церкви участок земли в Кремле, где на тот момент находился ханский конюшенный двор, вернее - золотоордынское подворье, древний аналог государственного представительства Орды на территории Великого княжества Московского", - рассказал представитель ФСО.
Митрополит Алексий привез в Москву грамоту об освобождении от ордынских податей Русской Православной Церкви и в знак благодарности уникальный ханский перстень с изображением дракона. Эта историческая реликвия хранится сейчас в Оружейной палате.
На месте золотоордынского конюшенного двора митрополит Алексий повелел заложить церковь, которая в народе получила название Чудовской. Ее официальное название - Церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Здесь же святитель основывает мужской монастырь и учреждает монашеское общежитие. Церковь была построена за один год и стала духовным и композиционным центром обители.
12 февраля 1378 года святитель Алексий скончался и был похоронен в Чудовом монастыре в Благовещенском приделе главной монастырской церкви Чуда Архангела Михаила. Через четыре года и Московский Кремль, и Чудова обитель подверглись разорению во время нашествия хана Тохтамыша. Монастырь был разграблен и частично сожжен. Но уже через год началось восстановление кремлевской святыни.
Постройки Чудова монастыря тоже ветшали и страдали от московских пожаров, сохранялись лишь каменные строения. Так, первая монастырская церковь Чуда Архангела Михаила простояла менее 70 лет. В 1431 году из-за ветхости произошло обрушение сводов и стен. Они раздавили гробницу митрополита Алексия. 20 мая 1439 года, когда были обретены мощи святителя и чудотворца Алексия, он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. В 1485 году мощи были перенесены в специально возведенную во имя святителя Алексия церковь, а в 1686 году серебряная рака с мощами святого Алексия была поставлена в нишу подклети церквей Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия в Чудовом монастыре.
Самый тяжелый ущерб Кремлю нанес пожар 1493 года, когда целыми сохранились лишь стены и башни Кремля, а также двор великого князя за Архангельским собором. Как свидетельствует летопись, "у Чудова монастыря и казна выгорела". В 1547 году большой пожар, начавшись на Арбате, перекинулся в Кремль. В Чудовом монастыре погибло 32 инока, а сами монастыри - Чудов и Вознесенский - "все погорели".
Главная московская обитель
"Но, несмотря на пожары, монахам удавалось сохранять, вынося достаточно быстро из огня, главные православные святыни. А монастыри частично ремонтировались, частично отстраивались заново", - говорит Девятов. К концу ХVI века Чудов монастырь становится наиболее почитаемой мужской обителью в Москве.
"Со времен великого князя Ивана III, строителя современных кремлевских укреплений, возникла традиция, по которой великокняжеская семья и приближенные бояре вносили в монастырскую казну богатые вклады. В монастыре постепенно накапливаются древнейшие иконы византийского и русского письма, богослужебные рукописные книги, серебряные и золотые раки с мощами святых, кресты, паникадила и многое другое", - отметил историк.
По его мнению, "закономерно, что именно в стенах Чудова монастыря появляется первое специализированное учебное заведение Москвы - греко-латинское училище, учрежденное Патриархом Филаретом и получившее в Москве название Патриаршая школа, которое было лучшим образовательным учреждением того времени".
С начала XVI века монастырь был еще и центром развития научных знаний Русского государства. Здесь трудились монахи-переписчики старинных церковных книг, с греческого и латинского языков переводились старинные христианские манускрипты. Сюда же по приглашению великого князя Василия Ивановича в 1515 году прибыл монах Афонского Ватопедского монастыря, молодой и талантливый ученый-богослов Максим Грек. Он занимался исправлением текстов многих богослужебных книг. Дело в том, что процесс переписывания священных текстов длился уже не одно столетие, поэтому в рукописные книги по вине переводчиков и переписчиков попадали многочисленные ошибки и неточности. И первые научно выверенные тексты на старославянском языке появились в Москве именно благодаря Максиму Греку. Он же заложил обширную библиотеку для великого князя Василия Ивановича, он же составил первое научное описание великокняжеской библиотеки, ставшей впоследствии основой знаменитой библиотеки Ивана IV Грозного.
"Еще одной стороной жизни Чудова монастыря в те века стало то, что он использовался в качестве места ссылки и заключения высших православных иерархов, совершивших тяжкие проступки", - подчеркивает историк. Здесь, по великокняжескому повелению Василия II Темного, в 1441 году был заточен митрополит Исидор, который поддержал идею Флорентийской унии, считавшей необходимым присоединение православия к католицизму и фактически открывавшей путь католической экспансии в православных землях. А в 1566 году в монастырь удалился митрополит Афанасий. У него возникли серьезные претензии к политике царя Ивана IV Грозного, и затворничество в монастыре для него стало единственным спасением.
Здесь крестили Петра I
Главный кремлевский Чудов монастырь становится местом крещения великокняжеских и царских детей. Здесь были крещены дети царя Ивана IV Грозного, будущий царь Алексей Михайлович и его сын - первый российский император Петр I, император Александр II.
Еще одна страница в истории Чудова монастыря связана со Смутным временем. В феврале 1602 года из монастыря в Речь Посполитую бежал монах и дьякон Григорий Отрепьев, где представился "чудесно спасшимся от смерти царевичем Дмитрием". Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрия I.
Новый русский царь Василий Шуйский правил чуть более четырех лет, но в результате боярского заговора, так называемой семибоярщины, был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи в стенах Чудова монастыря.
Еще одна трагическая история эпохи Смутного времени и польской интервенции тоже связана с Чудовым монастырем. В 1606 году в Кремле Собором православных иерархов святитель Гермоген был избран Патриархом Московским и всея Руси. После начала польской интервенции он неоднократно обращался к русскому народу с воззваниями о необходимости борьбы с иноземцами. "Его грамоты, широко расходившиеся по русским городам, стали одним из знаковых явлений, обеспечивших единение русского народа в борьбе за национальную независимость, сыграли значительную роль в идейном обеспечении мобилизации народного ополчения", - подчеркивает Девятов.
За эту патриотическую деятельность поляки и предатели из числа русских бояр сместили Святейшего Патриарха Гермогена с престола и заключили в темницу Чудова монастыря. Но и из заточения Гермоген смог общаться со своими сторонниками. На все предложения поляков о сотрудничестве он отвечал категорическим отказом. В своем последнем обращении из заточения он благословлял освободительную борьбу русского народа против иноземцев.
Из подвалов Чудова монастыря Гермоген уже не вышел. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы и изгнания интервентов, Святейший Патриарх Гермоген скончался. Польские самозванцы уморили его голодом. При втором царе династии Романовых Алексее Михайловиче мощи Святейшего Патриарха Гермогена были перенесены из Чудова монастыря в главный кафедральный храм Русского государства - Успенский собор Московского Кремля.
После изгнания польско-литовских захватчиков выяснилось, что Чудов монастырь полностью разграблен, разорен и осквернен. Его возрождение начинается при первом царе династии Романовых Михаиле Федоровиче. Восстанавливались и заново расписывались монастырские храмы, отстраивались братские кельи. Но в 1626 году в монастыре случился сильный пожар, в котором серьезно пострадал и частично обвалился собор Чуда Архангела Михаила. Правда, вскоре храм был заново отстроен.
В 1679-1680 годах начинается очередная реконструкция Чудова монастыря: по собственноручным чертежам царя Федора Алексеевича было возведено новое здание храма Святителя Алексия, строится церковь Святого Апостола Андрея Первозванного. Статус кафедрального был закреплен за монастырем в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, когда при Чудовой обители была учреждена кафедра московского архиерея. Фактически с этого момента главным и официальным местом пребывания московских митрополитов и архиепископов с их консисторией становится Московский Кремль, сам Чудов монастырь.
В 60-е годы XVIII века в Кремле сформировались лучшие во всей Москве хоры - хор синодальных певчих и певчих Чудова монастыря. Чудовский монастырский хор признавался лучшим монастырским хором в Москве до 1918 года, когда хористы были выселены из обители.
В 1764 году, по манифесту об изъятии монастырских земель и имущества в пользу государства, изменился и статус Чудова монастыря. Он стал "ставропигиальным первого класса мужским необщежительным монастырем".
В 1779 году в Чудовом монастыре продолжились строительные работы. Самым значимым объектом, возведенным за один год, стала новая монастырская колокольня к северу от собора Чуда Архангела Михаила. Она расположилась во внутреннем дворе монастыря. Причем митрополит Платон потребовал разместить на ней старинные "чудовские" колокола. "Наиболее известными из них были два - Большой и Полиелейный. Надписи свидетельствовали, что первый из них отливал мастер Кирилл Сомов в 1634 году по повелению царя Михаила Федоровича в память "блаженного родителя своего Филарета Никитича". Большой колокол был отлит заново с увеличением количества меди при митрополите Платоне и в таком виде просуществовал до начала ХХ века", - говорит Девятов.
Сквозь пожар 1812 года
Со второй половины XVIII века Чудов монастырь стал местом хранения церковных архивов Московской епархии и местом сосредоточения святых мощей. Правда, значительная часть документов и святых мощей погибли во время разграбления Кремля наполеоновскими войсками.
"В 1812 году Кремль в целом и Чудов монастырь в частности претерпели страшное разграбление и поругание. Так, в алтаре соборной церкви Чудова монастыря разместили спальню маршала Луи Николя Даву. Были сожжены многие древние священные иконы и богослужебные книги, переплавлены в слитки золотые и серебряные оклады, церковная утварь", - перечисляет убытки Девятов. Но, по его словам, после изгнания вражеских войск монастырь начал быстро восстанавливаться. Из эвакуации были возвращены наиболее ценные иконы, архиерейский архив. Ветхие строения частично ремонтировались и перестраивались, частично разбирались.
При императоре Николае I Чудов монастырь становится и центром общественной жизни Москвы - здесь отмечаются крупные события жизни государства, например, в стенах монастыря 21 ноября 1826 года Николай I устроил торжества в честь первой военной победы над Персидской империей в Русско-персидской войне 1826-1828 годов.
Русская Православная Церковь 12 мая 1913 года причислила к лику святых Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, священномученика Гермогена. А уже на следующий день, 13 мая, в подклети собора Чуда Архангела Михаила была освящена новая церковь Святого Патриарха Гермогена - последняя церковь, учрежденная в Чудовом монастыре.
"До 1917 года Чудов монастырь был весьма посещаемым местом, хотя численность проживавших там людей была относительно небольшой. В обители постоянно находился наместник - архимандрит, имевший отдельные обширные покои. Также в обители постоянно находились казначей-архимандрит, 10 иеромонахов, четыре иеродиакона и 34 монаха. Кроме них на территории проживало некоторое количество светских лиц, занимавшихся обслуживанием и содержанием монастырских помещений, конюшни и кухни", - отметил Девятов.
Период тяжких испытаний
Осенью 1917 года во время артиллерийского обстрела в фасад монастыря попало шесть тяжелых снарядов, два из которых взорвались в митрополичьих покоях.
С осени 1918 года в помещениях закрытого Чудова монастыря разместились курсанты пулеметных курсов. На них были возложены охрана и оборона Кремля после вывода полка латышских стрелков. Годом позже курсы преобразовали в Военную школу имени ВЦИК, где одновременно обучалось несколько сотен курсантов. Они же несли в Кремле караульную и патрульную службу.
В 1919 году в помещениях упраздненного Чудова монастыря был размещен и кооператив "Коммунист", занимавшийся продуктовым снабжением и бытовым обеспечением проживавших в Кремле многочисленных советских служащих. Под алтарной частью церкви Святого Алексия митрополита находился небольшой клуб, однако помещение для этого было весьма неудобным. В итоге, несмотря на многочисленные протесты историков и музейщиков, в этом небольшом помещении была размещена библиотека-читальня.
В октябре 1923 года Совнарком и ВЦИК принимают решение о вселении в бывшую Чудову обитель всех подразделений Лечебно-санитарного управления Московского Кремля. Однако кельи древнего монастыря было сложно переоборудовать под больнично-поликлинические и лабораторные помещения, поэтому Комендатуре Кремля было предложено сконцентрировать все медицинские подразделения в помещениях бывшего женского Вознесенского монастыря, что и было сделано.
В марте 1923 года музейный отдел Наркомата просвещения утвердил "Положение о памятниках архитектуры Московского Кремля", которое легло в основу постановления ВЦИК с аналогичным названием. По этому документу, древние здания Чудова монастыря, кроме келий и хозяйственных построек, были отнесены к памятникам архитектуры с требованием их полного сохранения. Бывшие же кельи и другие хозяйственные помещения обители были отнесены ко 2-й группе. Их можно было использовать без каких-либо перестроек и изменений для текущих нужд Кремля по распоряжению ВЦИКа
Но документы не спасли обители от разрушения. 16 декабря 1929 года все здания и церкви Чудова монастыря были взорваны. Значительную часть фресок церкви Чуда Архангела Михаила не удалось демонтировать.
Также в декабре 1929 года была снесена древняя Чудовская церковь, а в начале 1930 года эта участь постигла и другие монастырские церкви и корпуса. Музейным работникам Кремля и историкам удалось спасти и перевезти в фонды Оружейной палаты и других музеев наиболее ценные иконы, церковную утварь и святыни и лишь небольшую часть древних настенных росписей.
Археологов ждут открытия
При сносе Чудова монастыря взрывчатка закладывалась в его стены, что полностью разрушило все строения выше поверхности земли. При этом одно- и двухэтажные сводчатые подвалы и подклети Чудова монастыря и его церквей остались практически нетронутыми, хотя и засыпаны остатками кирпичной кладки, грунтом и песком. Как показала геофизическая разведка 1995 года, сохранены церкви Сергия Радонежского, пещерная церковь и, с высокой степенью вероятности, подклети церкви Святого Иоасафа. Подземная разведка также показала наличие ряда пустот, включая заиленные подземные проходы и подвалы. Таким образом, можно констатировать, что подземная древняя часть Чудова монастыря (подвалы, проходы, подклети) сохраняется до настоящего времени под брусчаткой Ивановской площади. Ниже подземных помещений монастыря может располагаться археологический культурный слой, относящийся к раннему периоду истории Кремля, в частности к тому времени, когда на этом месте располагалось золотоордынское кремлевское подворье (Золотоордынский Посольский двор).
Так что археологов здесь ждет много открытий. Раскопки и исследования начнутся сразу после разборки 14-го корпуса Кремля. Это административное здание было возведено в 1930-х годах на месте Чудова и Воскресенского монастырей. Его демонтаж должен завершиться через несколько месяцев.
ДОСЬЕ
В конце июля 2014 года президент России Владимир Путин выступил с идеей возрождения кремлевских монастырей.
"Такая возникла идея - не восстанавливать этот новодел (14-й корпус Кремля), а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью. Я сразу хочу сказать, что я ни на чем не настаиваю; это идея, предложение", - отметил тогда глава государства.
Как отмечала пресса, идея, выдвинутая Путиным, может быть реализована после одобрения архитектурной общественностью и согласования с ЮНЕСКО, под охраной которого находится Московский Кремль, с 1990 года вместе с Красной площадью включенный в Список всемирного наследия этой международной организации.
Вероника Романенкова, обозреватель ТАСС специально для портала +Царьград+http://tsargrad.tv/article/v-kanun-kreshhenija-fso-priotkryla-tajny-kremlevskih-monastyrej