Открывая небо

0
360
Время на чтение 10 минут

Настоятель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Подлесное Марксовского района иерей Владимир Перепелицын в недавнем прошлом - военный летчик. Слово «небо» всегда имело для него особое значение. А теперь наполнилось священным смыслом.

Храм в Подлесном построен в 2006 году. Большую помощь в его возведении оказали прихожане Свято-Троицкого храма Покровска (Энгельса) и Свято-Андреевского храма Маркса

Семья Перепелицыных, семья Волошкиных (слева) и Вера Журавлева (крайняя справа) - друзья, единомышленники и соратники

Наш приезд в Подлесное пришелся на Успение Пресвятой Богородицы. В недавно отремонтированной трапезной, где идут последние приготовления к праздничному обеду, шумно и многолюдно. Пытаюсь сосчитать детей Перепелицыных - не получается: они такие подвижные, всё время куда-то исчезают, а потом неожиданно выныривают из-за спины, и уже голова идет кругом от хоровода хитрющих глаз и нарядных шляпок. На помощь приходит Аня, тринадцатилетняя девочка по очереди представляет брата и сестер.

- Это Кирилл, ему одиннадцать лет, Маше - восемь, Лизе - пять, Любочке три годика, а самой маленькой, Саше, год.

Когда после совместной молитвы все усаживаются за большим столом, рождается ощущение, что мы на съемках телепрограммы «Пока все дома». Впрочем, дома не все - старший сын Перепелицыных Артем, в этом году закончивший Саратовскую православную духовную семинарию и успешно сдавший экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию, на службе - он иподиакон Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Кроме семьи настоятеля, за столом Волошкины - Виктор, Ольга и их дочка Юля. «Самый главный прихожанин» - шутливо отрекомендовал батюшка главу этой семьи. В ходе разговоров выясняется, что Волошкины - местные жители, а еще друзья и единомышленники Перепелицыных, без которых ни одно дело на приходе не совершается. Вера Павловна Журавлева, не спускающая с рук маленькую Сашу, называет себя «летней прихожанкой» - зимой она живет в Саратове, а на теплое время года приезжает в Подлесное и чем может старается помочь храму.

- Батюшка, как же получилось, что Вы сменили лётную экипировку на рясу?

- Господь сподобил, - говорит настоятель, смущенно опуская глаза. Складывается впечатление, что за четыре года в Подлесном он так и не освоился до конца в своем новом статусе:

- Пастырь из меня не ахти. Как был военным, так им и остался...

- А я сразу сказала, у тебя получится, - мягко возражает матушка и поясняет: - У Володи есть педагогический талант: люди его слушают и слушаются. Я думала, в отставку выйдет, будет где-нибудь учительствовать, а когда про священство речь зашла, мужа поддержала.

Первым делом самолеты

Священник Владимир ПерепелицынВладимир Перепелицын, сколько он себя помнит, всегда хотел быть военным. Отец - полковник запаса. Дед служил в охране Хрущева. Всё детство прошло в военных городках, семья часто переезжала: Белоруссия, Подмосковье, Забайкалье. Когда отец вышел в отставку, семья осела в Тамбове - на родине мамы. В Тамбовское высшее военное авиационное училище юноша и поступил.

После выпуска в 1991‑м по распределению попал на Дальний Восток. В стране неразбериха, в армии тоже, керосина нет. Десять лет Владимир практически не летал. Но постепенно жизнь стала налаживаться, он получил звание майора, должность командира корабля и перевелся служить на Энгельсскую авиабазу. Семье дали квартиру в новом доме, в Лётном городке. Казалось, начинается, наконец, нормальная жизнь: 31‑летний офицер, впереди успешная карьера, устроенный быт. Всё было хорошо, и ничего не предвещало перемен. И тут в армии начались масштабные сокращения. Предложили выбор: или увольняйся, или - на Дальний Восток. И Владимир вновь вернулся туда, где начинал служить, где встретил Юлю...

В Уссурийске - месте дислокации его гарнизона - у майора Перепелицына было много свободного времени: семью пришлось оставить в Энгельсе, поскольку здесь не было жилья, служба изнурительной не оказалась. Владимир начал ездить в Покровский храм, где в то время служил архимандрит Иннокентий (Третьяков) (сейчас настоятель Свято-Воскресенского соборного храма г. Пугачева. - Ред.). Именно отец Иннокентий открыл молодому офицеру путь к вере. И смысл жизни, почти потерянный, вновь стал обретаться.

- Я начал ходить в храм, когда мы еще жили в Лётке, но не понимал, для чего я туда хожу, - вспоминает отец Владимир. - Мне что-то было интересно, но основные понятия - для чего существует Церковь на земле, как спасается душа, что человек обретает через покаяние - это всё дал мне отец Иннокентий. Он раскрыл передо мной и красоту богослужения. Отец Иннокентий обладает правом служить с отверстыми Царскими вратами, и когда я впервые увидел, что происходит в алтаре, у меня было ощущение, что я попал в другой мир. Никогда раньше я не бывал в храме, в котором люди стояли бы так плотно, как в троллейбусе в час пик. Причем большинство из них - мужчины. У отца Иннокентия дар: он, как мало кто, умеет обращать к Богу представителей сильного пола.

Участники традиционного крестного хода, который ежегодно проводится 26 июля в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира и в преддверии празднования Крещения Руси. Прихожане Свято-Андреевского храма г. Маркса с хоругвями и иконами погружаются на лодки и катера и отправляются в путь по реке в Подлесное, к храму в честь Рождества Иоанна Предтечи, где совершается Божественная литургияТам же, в Уссурийске, Владимир стал читать духовную литературу. Отец Иннокентий заказывал книги контейнерами и всегда внушал своей пастве, что необходимо собирать свою личную духовную библиотеку. Книга должна быть всё время под рукой, чтобы была возможность вновь и вновь к ней обращаться. Когда Владимиру дали служебную квартиру в Уссурийске, семья наконец перебралась к нему. И с радостью окунулась в новый для нее мир Православия.

- Наше воцерковление шло параллельно, - вспоминает матушка. - Я что-то открываю для себя, делюсь своими мыслями с Володей, а он говорит, что переживает то же самое. Мы много читали, обсуждали и всё больше понимали, какую милость оказал нам Господь, открывшись нам.

Между тем обстановка в армии становилась всё тяжелее, и вскоре стало понятно, что с лётной карьерой придется распрощаться. Владимир уволился, и встал вопрос, где же многодетной семье (на тот момент у них уже были Артем, Аня, Кирилл) поселиться. Оказалось, что полгода, проведенные в Саратовской области, оставили в душе Перепелицыных яркий след. К тому же семья решила, что непременно хочет жить в сельской местности - в деревне детям лучше. Поэтому на сертификат, выданный отставному военному, Перепелицыны купили дом в селе Ленинское Энгельсского района.

Служба будет впереди

Семья обустраивалась на новом месте, наслаждалась размеренным ходом жизни. Но в душе Владимира жило какое-то беспокойство: молодой, здоровый мужчина - и без дела. А каким должно быть его дело теперь?

Первым о том, чтобы послужить Богу, с Владимиром заговорил настоятель Ильинского храма священник Виктор Лузган, давно знавший Перепелицыных.

- Я долго сомневался, - говорит отец Владимир. - Было очень сложно решиться на это. Совсем другой образ жизни. Ответственность! И еще - я так мало знал о вере, истории Церкви. Священство - это было от меня так далеко...

Но Господь ведет человека. Владимир все-таки поехал к Владыке Лонгину на беседу, и тот благословил его поступать на заочное отделение семинарии и служить пономарем в Ильинском храме.

В 2011 году, едва закончив семинарию, Владимир Перепелицын был рукоположен в диакона, затем во священника и вскоре назначен настоятелем в храм села Подлесное. Конечно, новоиспеченный батюшка не думал, что ему сразу придется быть настоятелем, но опыт командира помог постепенно наладить приходскую жизнь.

Престольный праздник храма в Подлесном. Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию сослужит духовенство Андреевского округа. 7 июля 2015 годаЕсли отец Владимир был уверен в выборе места жительства и службы, то Юля всё сомневалась - не очень-то ей поначалу нравилось на новом месте, не отпускали воспоминания о родных краях, о батюшке Иннокентии, без которого она чувствовала себя осиротевшей. Однажды Юля сказала мужу: «Вот если бы отец Иннокентий сюда приехал, что, конечно же, невозможно, я бы поверила, что мы на своем месте». Спустя месяц Перепелицыны узнали, что архимандрит Иннокентий перевелся в Покровскую епархию. Встретились они со своим духовным наставником в День апостола Фомы.

- Вот как Господь учил меня доверять Ему, - делится Юля, - ни один шаг в нашей жизни, ни одно событие без воли Божией не происходит.

Первое время сельчане к новому батюшке лишь присматривались. В Подлесном часто менялись настоятели, жители думали, что и этот вскоре упорхнет, но Перепелицыны здесь задержались. И люди потянулись в церковь. Сегодня на праздничное богослужение здесь собирается до сотни прихожан, что совсем неплохо для сельского храма.

Юле пришлось осваивать профессию регента. Для человека, далекого от музыки, это было непросто. Но когда искренне хочешь чему-то научиться, Господь помогает. Сегодня на клиросе шесть человек, что опять-таки не часто увидишь в глубинке.

За этими «результатами работы» угадывается большой душевный и духовный труд сельского батюшки и его близких. Ведь для большинства селян церковь, открывшаяся в Подлесном впервые в 2006 году, лишь красивое здание с иконами. Люди выросли без веры, и многим из тех, кого сегодня можно увидеть на воскресной Литургии, лишь предстоит стать в своих семьях теми, с кого церковная традиция возьмет свое начало.

Для детей Перепелицыных храм - второй домОдна из основных проблем большинства сельских храмов, по словам батюшки, - то, что дом Божий достается местным жителям просто так, даром. И дар этот чаще всего оказывается недооцененным. Сегодня же храмы в небольших поселениях строятся в основном на средства крупных благотворителей, сельчане за незначительным исключением ни деньгами, ни трудом в этом деле не участвуют, соответственно, и отношение к храму у них как у посторонних. В церковь они приходят в гости, а надо, чтобы храм для них стал домом. Домом, который любят, которым дорожат, о котором заботятся. Как этого добиться? Отец Владимир говорит, что когда человек чувствует, что кто-то готов разделить с ним его беду, скорбь, его сердце открывается навстречу Богу.

- Очень помогает в сплачивании прихода молитва по соглашению. О чем просим? О самом насущном, о здоровье, об успехах в делах, об избавлении близких от алкогольной зависимости - это настоящий бич в сельской местности. А еще стараюсь при любой возможности привлекать прихожан к участию в богослужении. Этому у отца Иннокентия научился. Когда человек в храме не просто стоит, а участвует в богослужении в качестве певчего или чтеца, он совершенно иначе его воспринимает. Сам помню, как поначалу не понимал Евангелие на церковнославянском. Я изучал Священное Писание по детской Библии, которую читал с детьми, и на службе лишь по отдельным словам угадывал, что именно читают. Теперь, конечно, всё иначе, но я хорошо помню тот опыт и понимаю, как трудно бывает новичкам, поэтому стараюсь дать им повод для более глубокого изучения богослужебного строя.

Трудные вопросы

Кроме Подлесного, на попечении отца Владимира еще два прихода. По совместительству он настоятель домового храма в Золотовке, окормляет общину в Георгиевке. А еще посещает обитателей дома престарелых и инвалидов в Подлесном. Каждый визит в это заведение - неизбывная душевная боль.

- Очень тяжело людям объяснить, почему они там находятся. Ведь девяносто процентов тамошних жителей не одиноки - у них есть дети, внуки. Почему такое жестокосердие? Я не понимаю этого. Впрочем, мало кто из них задумывается: «за что?» и «почему?». В основном обида, злость, но не вопрос к себе: «А что я сделал моим близким, что они не хотят быть со мной рядом?». Дети приезжают, пенсию забирают, в лучшем случае пакетик с фруктами сунут, и помчались обратно, а старики остаются со своими обидами. Конечно, у них есть сиделки, бытовые условия там неплохие, но разве казенный дом заменит тепло семьи?

В летние месяцы, когда штатные свечницы в отпусках, на их места заступают Аня Перепелицына (справа) и Юля Волошкина (слева)Отец Владимир приводит в пример семью Волошкиных - четыре поколения в одном доме. И как-то уживаются, слава Богу.

- И у нас в семье бывает всякое, - говорит Виктор. - И поругаемся, и помиримся, но мы вместе, потому что по-другому нельзя. Мы так воспитаны.

Из Дагестана Волошкины переехали в Саратовскую область в 1996 году, когда до Махачкалы, где они жили, стал доноситься грохот взрывов из Грозного. Вслед за ними в Подлесное потянулась родня. Сегодня за семейным столом по праздникам собирается 25 человек - только свои. Когда в селе открылся храм, Волошкины стали одними из первых прихожан. К вере Виктор пришел еще в школьном возрасте, но, по его словам, по-настоящему глубоко ее познать пока не смог. Надеется, что младшему поколению это удастся. Их дети, Иван и Юля, и впрямь первые помощники батюшки в храме. Иван до поступления в вуз был пономарем, Юля читает и поет на клиросе, а летом вместе с дочкой Перепелицыных Аней помогает в лавке, пока штатные свечницы в отпусках.

Расставаться с Перепелицыными не хочется, но пора: солнце уже прячется за верхушки деревьев, а маленькая Саша трет глазки. Всё семейство выходит нас проводить. «Ангела в дорогу», - кричат младшие девочки, батюшка благословляет в путь. Мы возвращаемся в Саратов, наполненные ощущением тихого счастья, которым хочется поделиться так же щедро, как делится им семья Перепелицыных. И вспоминаются слова матушки Юлии:

- Я как-то спросила батюшку: «За что нам это? Чем же мы заслужили?». А он ответил: «Ничем. Это просто милость Божия».

Фото Юлии Ракиной

Журнал «Православие и современность» № 35 (51)

Ольга Протасова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/otkryvaya-nebo
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Отрыжка белорусской партии многовекторности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
10.05.2024 14:59
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Русский Иван
10.05.2024 14:04
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23