Реализм патриарха Кирилла и тревоги русского мира

Философ Юрий Пущаев – об одном понятии, которое трудно выразить в словах

Бывший СССР 
0
357
Время на чтение 4 минуты
Реализм патриарха Кирилла и тревоги русского мира

Юрий Пущаев. Фото из архива автора

Вышедшая в конце прошлого года книга патриарха Кирилла «Семь слов о русском мире» может по-хорошему удивить внимательного читателя своим реализмом. Если кто-то думает, что речи высших церковных иерархов на общественные темы обязательно должны иметь обтекаемый характер, говорить, скорее, ни о чем, чем о чем-то конкретном, быть скучнейшей вариацией призыва кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно», то он в данном случае явно ошибается.

Конечно, эти семь речей патриарха, посвященные актуальным и грозным (как может убедиться любой, открыв эту небольшую книгу) проблемам нашего общества, не означают, что Русская Церковь в лице своего Предстоятеля заняла определенную политическую позицию. Церковь не должна превращаться в политическую партию. Но это не значит, что Русская Церковь не может и не должна высказываться по поводу тех или иных общественных проблем. Те или иные политические или общественные «вещи», нормы, институты и обстоятельства могут соответствовать или не соответствовать христианским нравственным нормам.

Церковь и патриарх тогда в своем праве, когда призывают следовать чему-то или что-то отвергать в жизни общества.

Патриарх Кирилл уже в силу своего положения и верховного пастырского опыта имеет редкую по нынешним временам привилегию. Он может не бояться того, что его суждения окажутся неугодны с точки зрения лицемерной политкорректности и прочей идейной выдержанности, определяющей сегодняшний мировой идеологический мейнстрим.

На мой взгляд, во многом именно отсутствием этой боязни и связанным с ним реализмом, когда фактам просто пытаются смотреть прямо в лицо, объясняется использование патриархом самого понятия русского мира. Ведь русский мир существует, нравится это кому-то или нет, существует как несомненная реальность. Увы, он испытывает огромные трудности и ведет борьбу за существование как внутри России, так особенно в сопредельных с Россией странах бывшего СССР. Тем не менее, как можно перефразировать Маяковского, «он существует - и ни в зуб ногой».

При этом вряд ли стоит ждать логически выверенное определение того, что такое русский мир. Концепт мира в философии относится к тем первичным понятиям, реальность которых несомненно ощущается, но тем не менее не определима (об этом много писал отечественный философ Владимир Бибихин). Точно также, например, в биологии нет определения того, чем занимается эта наука, то есть что такое жизнь как таковая. Или в математике, например, нет общепринятого определения, что такое число.

Так же и мы, являясь жителями русского мира, не можем взглянуть на него со стороны, дать ему логическую точную дефиницию. Странно было бы ждать от рыбы определения того, что такое вода. А посторонний взгляд иномирного наблюдателя здесь тоже не поможет, потому что он не вовлечен в русский мир, не живет им и в нем, и, значит, его не знает.

С другой стороны, если русский мир невозможно научно определить, на него можно указать, перечислить его важные свойства и признаки. Патриарх Кирилл не боится в угоду ложной политкорректности говорить, что при всей цветущей сложности русского мира с его многообразием народов, традиций и вер, «скрепой государства российского и ферментом, создающем прочные межнациональные отношения», является именно русский народ. Это ведь тоже реализм - признать ведущую роль русского народа в созидании того государства, которое мы зовем Россией.

Как сказано в Слове «О русских на Кавказе», русский народ «не лучше или хуже других, но он действительно является скрепой многонациональной общности, сформировавшейся здесь, на Северном Кавказе, как и на всём пространстве исторической Руси». И «если из-под здания, которое во многом опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то все здание рухнет, несмотря на то, что ум него есть стены, своды и другие элементы конструкции».

В то же время патриарх специально подчеркивает, что забота о русском народе должна осуществляться не в ущерб всем остальным народам, живущим в России.

И разве не является патриарх реалистом, когда, размышляя о русском единстве, он констатирует в общем-то бесспорный исторический факт: «Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских в большей степени, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и верностью государственному центру».

При этом лояльность русскому государству вовсе не означает «примиренчество с теми недостатками, с которыми сталкивается наш народ в общении с властью, в том числе страдая от многих преступлений, совершаемых на экономической почве, и от многих до сих пор не решённых социальных проблем. Но все эти задачи нашей внутренней, национальной повестки дня мы должны решать, сохраняя единство нашего народа и то отношение к государственности, которое всегда было присуще русской нации».

Из наиболее тревожных опасностей, угрожающих сегодня русскому миру, патриарх указывает на то, что у нас пока не создано влиятельной централизованной общественной структуры, помогающей сглаживать имеющиеся сегодня глубокие противоречия. Говоря о громадном имущественном неравенстве, национальном вопросе и политических противоречиях, патриарх спрашивает: «Что уравновешивает эти многочисленные потенциалы разделения в нашей стране? Я не вижу такой системы».

Патриарх Кирилл также говорит об опасности изображать тот или иной период отечественной истории, например советский, лишь в черно-белой палитре, в зависимости от собственных политических пристрастий. Такая политизация истории тоже таит в себе гигантскую опасность, ведь, «народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство».

Патриарх Кирилл, конечно, не является ученым-обществоведом или политическим лидером. Он с высоты своего верховного пастырского опыта указывает на имеющиеся тревожные проблемы и опасности, призывает над ними задуматься и их решать. И тут уже все зависит от того, услышат ли его ученые и политики русского мира, разделят ли они его озабоченность и его взгляд на вещи, смогут ли и они и стать такими же реалистами, как сегодняшний Предстоятель Русской Церкви.

http://izvestia.ru/news/601196
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Пущаев
Россия и Болгария: есть ли у нас общее будущее?
Беседа с профессором Софийского университета Дариной Григоровой
18.12.2019
«На данные ему пять талантов истинно принес другие пять»
Беседа об историке Николае Карамзине и его консерватизме
03.12.2019
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Все статьи Юрий Пущаев
Бывший СССР
День памяти Михаила Шолохова
Сегодня мы вспоминаем московского градоначальника П.Д.Еропкина, князя П.Д.Цицианова, митрополита Питирима (Окнова), ученого Ю.А.Кулаковского, художника В.Е.Маковского
21.02.2025
Закат Евро… союза
Надо добиваться полноценной победы – и в бою, и в дипломатии, и в мысли
20.02.2025
80-летие Победы
Нет прощения разорителям церквей, преследователям православных, война наша священна
20.02.2025
Литература – дело государственное
Навстречу внеочередному съезду Союза писателей России
20.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.02.2025 08:39
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.02.2025 07:33
«Запад приучает людей есть червей»: Зачем нам
Новый комментарий от Агафон
20.02.2025 22:56
Маркионитство ХХ века
Новый комментарий от Zakatov
20.02.2025 21:57
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
20.02.2025 21:21
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Константин В.
20.02.2025 21:18