- Надо понимать, что не в гусе с яблоками и не в нарядной ёлке суть Рождества Христова. Хочешь вкусить всей полноты праздника - в храм иди, службу отстой, помолись соборно с братьями и сёстрами во Христе. А накануне исповедуйся и причастись, вкуси ни много ни мало - Самого Христа, впусти Его в себя, приняв Тело и Кровь Спасителя. Одари неимущих со своего богатого стола. Радуйся приходу в мiр Спасителя.
- Но и на праздничной Рождественской службе мы не забываем попросить: «Подай, Господи...». Волхвы принесли в дар Богомладенцу золото, ладан и смирну. А мы всё себе, себе. А Богу?
- Господу Богу от нас одно надо - любовь, покаяние, послушание, жизнь по заповедям Его. Вот самые ценные дары людские. Но мы отходим от Него, вновь и вновь предаём тем, что погрязаем в грехах, предаёмся страстям, богохульствуем... Однако стоит нам отрезветь, раскаяться и взмолиться к Отцу Небесному о помощи, как Он тут же протягивает нам руку. Ибо Бог - не человек, у Него нет и не может быть на нас, людей, мелочных обид.
- Мы вот празднуем, а Сын Божий родился в хлеву, а не в силе, богатстве и славе. Богородице главы преклонить негде было.
- В пещере родился или в хлеву, в какие пелены был завёрнут - льняные или нет, - для нашего спасения это не имеет никакого значения. Господь ничем не ограничен, Он дышит, где хочет, везде незримо присутствует, всё Собою освящает и наполняет. Зачем Господу палаты царские? Он владеет всем миром, который Сам и создал. Это мы здесь гости, пользуемся тем, что не нам принадлежит. И частенько забываем благодарить Творца за все земные блага и за саму жизнь, дарованную по милости Его.
В канун Рождества Христова многие начинают «вспоминать», как Богородица запеленала Сына Своего, куда уложила. Умилительно перечисляем, кто был в пещере: ослик, бык, овцы... Разве это важно? Многие начинают боготворить Матерь Божию, забывая, что Она не богиня, а земная женщина. Так что же, взволнуется кто-то, не надо почитать Святую Деву, не молиться Ей? Нужно и почитать, и молиться, и благодарным быть, что по воле Божией вместила в Себя невместимое. Но не надо забывать, что Господь родился, чтобы спасти заблудший род человеческий, и что спасти нас может только Бог. А Матери Божией мы молимся с просьбой, чтобы Она умолила Сына Своего помочь нам, простить грехи... Не Сама простила и помогла, а молила о том Своего Сына. Это как в семье: набедокурил ребёнок и потихоньку просит мать, чтобы заступилась за него перед отцом, замолвила словечко. И мать, конечно, выполнит просьбу, кротостью и смирением своим уговорит отца не гневаться, и тот, глядишь, оттаивает. Так и Богородица, усыновив нас всех через любимого ученика Христа Иоанна, может по нашим горячим молитвам попросить Сына Своего снизойти к нашим нуждам и бедам. Но лишь попросить. Мы уповаем на то, что Христос не сможет отказать Своей Матери в просьбе Её. Как в Кане Галилейской Богородица просила Иисуса помочь людям, у которых не было вина на свадьбе. Многие говорят, Спаситель исполнил Её просьбу, потому что не мог Матери отказать. Да мог Он отказать! Вспомните из Евангелия, когда Он говорил с народом, Ему сказали: «Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою» (Мф.12,47). Но Христос не вышел говорить с ними, Он показал рукою на учеников Своих и сказал: «вот матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф.12,49-50). Это ли не отказ? Богородица всегда добровольно оставалась в тени Сына, ибо Сама ничего не может сделать, но только просить, молить Сына Своего. Поэтому никто не должен затмевать нам Бога. Эта грань очень тонкая, незаметная, а потому очень опасная. Сама Богородица была образцом смирения и послушания: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).
- У прп.Серафима Саровского в келье висела икона Богородицы «Умиление», где Матерь Божия изображена без Младенца Христа. Этот образ был особо любим Преподобным.
- Прп.Серафим почитал Богородицу как Ходатаицу рода человеческого пред Божественным Сыном Её, как первую Молитвенницу. И когда меня, бывает, приглашают квартиру освящать и я вижу, что там всего одна икона, например, Казанская икона Божией Матери, я отношусь к этому спокойно. Потому что, поговорив, понимаю, что люди знают, Кто их Бог, - Святая Троица, и каждый из Святой Троицы - Отец, Сын и Дух Святой - при безусловно Единичной и Нераздельной Божественной природе Своей по отношению друг к другу осознаёт Себя отдельно и самостоятельно.
Мы не Петровы, не Серафимовы, даже не Богородицыны, мы все - Христовы! Во главе всего должен стоять Спаситель, Господь Бог.
- Много споров идёт вокруг того, что представляла собой Вифлеемская звезда, приведшая волхвов к пещере, где родился Богомладенец Христос. Кто-то говорит, это Ангел Господень шествовал по небу, другие - что зажглась сверхновая звезда...
- И опять же не это важно. Мы знаем, мы верим, что на небе загорелась звезда и вела волхвов из дальних стран. Кто-то сомневается? Но ведь волхвы, следуя за звездой, не заблудились, не пришли в какое-то иное место, но оказались именно там, где родился Спаситель. Какие ещё нужны доказательства? Не надо веру подменять изысканиями историков, учёных, астрологов. Историки вчера одно говорили, сегодня - другое, завтра ещё что-то поменяют. Разве может это подорвать нашу веру? Нет! Господь родился, пришёл в мiр, принёс нам Свой Закон, умер за грешное человечество на кресте и Воскрес. И только это имеет значение. Ничто не должно нас отвести от Бога.
Слышали про «кремлёвскую таблетку», которая от всех недугов лечит? А знаете, что есть «церковная таблетка», которая лечит от сомнений и мудрствований? Смирение называется. Смирись, верь - и успокоишься от зуда всё знать, анализировать, проверять, во все тайны проникнуть, знать ответы на все вопросы. Не удовлетворив своё любопытство, люди, бывает, сходят с тропы спасения, уходят из Церкви. Сколько их, которые за всеми мудрствованиями, поисками потеряли Христа. А ты доверься Богу - и будет тебе хорошо. Пусть у нас будет вера, как у детей, - чистая, непосредственная. Ибо Бог прост. Да, Он неприступен, непознаваем... но прост. Верь, доверяй Богу, и это вменится нам в праведность. Вот как мой маленький сын повинуется мне. Если я иду в магазин и беру его с собой, он идёт и не задаёт вопросов «Зачем?». Папа идёт - значит, так надо. Я присел на лавку отдохнуть, он будет рядом сидеть - скучать, но сидеть. Будет делать то, что я хочу, потому что он мне верит. Вот и мы должны верить нашему Отцу Небесному. Если Он сделал так-то и так-то - значит, именно так и должно было быть. Вера должна быть по-взрослому умной и по-детски чистой, тогда она - святая.
С Рождеством Христовым!
Записала Ирина РУБЦОВА