И сегодня Иванов представляет интерес для туристов и историков. Здесь сохранился дворец Холоневских, остатки их родового замка, костел, часть бастиона.
Село Иванов на Винниччине может служить отличной иллюстрацией к истории Подольского края, да и всей Украины. Ивановым этот населенный пункт стал относительно недавно - в 1946 году, а до этой инициативы советской власти много веков носил он имя Янив. Впервые упомянутый в исторических документах в середине XVI века, Янив был тесно связан с родом польских шляхтичей Холоневских. Магдебургское право, турецкое опустошение, оживленная торговля и визиты польских королей - прошлое древнего местечка многообразно.
И сегодня Иванов представляет интерес для туристов и историков. Здесь сохранился дворец Холоневских, остатки их родового замка, костел, часть бастиона. Железнодорожная станция в Иванове называется «Холоневская» - в честь графа, позволившего когда-то проложить путь через свои владения.
В 20-х годах прошлого века в графском дворце была организована детская колония. Перед Великой отечественной войной заведение реформировали в детдом для сирот и детей репрессированных, а в 60-х годах - в школу-интернат, где и сейчас живут и учатся более 120 детей.
Что было и чего не было
А в самом Иванове проживает около пяти тысяч человек, выпускаются «Ивановские колбасы», работают общеобразовательная школа, детский сад и сельский клуб. И до недавнего времени этим и ограничивался здесь досуг детей и молодежи.
- Старая церковь у нас в селе простояла 100 лет - в 1837-м построили, в 1937-м разрушили. А потом ее переоборудовали и сделали школу, - рассказывает протоирей Георгий Русин, настоятель храма в честь святителя Николая села Иванов. - Наш храм мы построили на кладбище, где была маленькая каплычка. За образец строительства взяли Крестовоздвиженский храм Киево-Печерской Лавры.
Отец Георгий - из закарпатских русинов, в Иванове служит 22 года. Батюшка рассказывает, что новый храм в селе построили в 2006 году, работы вели около 10 лет. На воскресной Литургии обычно бывает до 150 человек.
По мнению о. Георгия, Иванов - село божеское: жители придерживаются православных традиций, отдают дань умершим. В советское время в селе жили монахини, которых изгнали из закрытых монастырей. В Иванове похоронена игуменья Сатановского монастыря Ангелина, схиигумен Леонид и другие монахи и монахини. И даже когда храма в селе не было, люди находили места для молитвы и жили с Богом.
- Храм мы построили и решили больше внимания уделять детям, их развитию и воспитанию. А у нас в селе даже спортивного зала не было, - говорит священник. - По благословению владыки Симеона мы и создали православный культурный центр «Дорога добра», чтобы развивать детей всесторонне. Действует он как общественная организация и приносит пользу - дети теперь не толкутся на улице.
Такой подарок
Православный культурный центр организовали в старой поповской хате. Хотя в селе говорят, что этом здании и церковная школа когда-то была, и общеобразовательная, и садик для деток. Потом все это было запущено и развалено - остались одни стены. Своими силами община храма святителя Николая сделала реконструкцию здания, оборудовала тут актовый и спортивный залы, классы, библиотеку. И теперь именно здесь, на Царской горе, как называют это место сельчане, - культурный и духовный центр села Иванов.
- В Центре еще много нужно сделать, но уже два года он работает, - рассказывает о. Георгий. - Спортом здесь занимаются и дети, и взрослые. Мальчики - борьбой, девочки - художественной гимнастикой: 50 детей с третьего по девятый класс. И человек 10 взрослых тренируются в боксе. Это люди нецерковные, молодые хлопцы, которые хотят заниматься спортом, а негде. Церковь им сделала такой подарок.
Секция борьбы для детей в православном культурном центре называется «Казацкий Спас» и действует три раза в неделю. Тренирует ребят спортсмен, энтузиаст и добрый человек Михаил Гунько. Мальчики уже участвуют в соревнованиях районного и областного уровней. А осенью ездили в Запорожскую Сечь - правда, пока больше присмотреться к уровню спортсменов украинской Федерации по борьбе.
Помимо спорта, для детей в центре «Дорога добра» работают студия художественного творчества и декоративно-прикладного искусства, музыкальный класс и театральный кружок. Способности маленьких художников и актеров развивают как прихожане храма, так и учителя-волонтеры со школы-интерната. Успехи деток в спорте и творчестве постоянно фиксируются на фото и видео - около десятка фильмов и сотни фотографий создают коллективный портрет этой организации. Так пишется история подрастающего поколения - на радость родителям и педагогам.
Нормальная жизнь
И, конечно же, есть здесь и воскресная школа для духовного воспитания детей. С маленькими прихожанами разных возрастов занимается матушка Лилия, которая имеет высшее педагогическое образование и преподает в общеобразовательной школе. И не менее 60 детей постоянно посещают духовно развивающие занятия в православном Центре.
- К сожалению, у нас нет столько места, чтобы мы могли принять всех желающих, - говорит о. Георгий. - Потому что в субботу детям некуда пойти, и они посещают церковную школу. Дети разного возраста и категорий, и нужно несколько классов и еще два-три педагога, чтобы заниматься с ними. А ребятам здесь интересно, если они после уроков в школе вместо отдыха хотят к нам на занятия ходить.
Вот, к примеру, театральная студия. По словам священника, занятия в ней с детьми требуют очень много времени и сил. Зато спектакли проходят на ура - родители приходят, взрослые. Посмотрят, порадуются, друг с другом пообщаются, о хорошем поговорят...
Кстати, именно в православном культурном центре «Дорога добра» организовалась группа исполнителей колядок. У них уже есть очень приятный опыт хождения от дома к дому с песнями, славящими Господа. И сейчас коллектив энтузиастов готовится к приближающемуся Рождеству.
Тепло вспоминают в Иванове известного православного барда Василия Жданкина. Он несколько раз приезжал в село - давал концерты для воспитанников школы-интерната и для детей и педагогов центра «Дорога добра».
- Очень хороший человек, нашего православного духа, - говорит о Василии Жданкине о. Георгий Русин. - И Центр наш мы организовали, чтобы всесторонне растить детей в православной вере, чтобы в селе была нормальная духовная жизнь, а у его жителей будущее.
Марина Богданова
http://pravlife.org/content/kak-cerkov-kulturu-v-sele-povyshaet