Протоиерей Сергий Модель: Будущее «Парижской» архиепископии неопределенно

0
312
Время на чтение 5 минут
28 ноября 2015 года на заседании Священного синода Константинопольского патриархата было принято решение об отстранении архиепископа Иова (Гечи) от управления Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе. Архиепископ Иов назначен представителем Константинопольского патриархата при Мировом совете церквей в Женеве, сохранив титул архиепископа Телмисского. «Правмир» попросил прокомментировать это событие протоиерея Сергия Моделя, секретаря Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ, преподавателя Парижской семинарии. Oн выpажает здесь свое личное мнение. 

- Прежде всего, когда люди расходятся или разводятся, никогда не бывает так, что один виноват, а другой невиновен. Всегда есть ошибки, которые были совершены обеими сторонами. То, что произошло в Париже - это то же самое, и в епархии (точнee у некоторых представителей епархии), и со стороны Владыки Иова допускались некоторые ошибки. Конечно, никого не непогрешим, но в итоге они не сошлись, не нашли общий язык.

Напоминаю, что эта епархия - епархия митрополита Евлогия (Георгиевского), который возглавлял русские православные храмы Западной Европы с 20-х годов. В 1931 году митрополит Евлогий вышел из подчинения митрополита Сергия (Старогородского), потому что считал, что Русская Православная Церковь подчиняется Советской власти (как в действительности и было). Поэтому митрополит Евлогий с вверенными ему приходами (а это были приходы во Франции, Бельгии, Германии, Италии, Великобритании, Испании, то есть, вся Западная Европа) перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Это положение считалось временным.

Константинопольская Церковь приняла эту епархию Русской Церкви до восстановления нормальной церковной жизни в России и нормальных связей между Парижем и Москвой. Это «временноe положение» продолжалось много десятилетий, и когда в России исчез советский безбожный режим, в Париже очень много спорили по поводу смысла существования этой юрисдикции на Западе и ее будущем.

На Западе существуют также епархии Московского Патриархата, епархии Константинопольского Патриархата и других православных Церквей. Возник вопрос: зачем существует еще отдельная епархия той же Константинопольской Церкви, но для русских, тогда, когда рядом есть епархия Константинопольской Церкви для греков, и есть епархии Русской Церкви (MП и PПЦЗ)?

И вот с конца 80-х- начале 90-х годов в самой Парижской архиепископии было много споров по поводу будущего епархии. Одни считали, что она должна вернуться в лоно Матери-Церкви, Русской Церкви, и к этому призывал Патриарх Алексий II в своем письме 1 апреля 2003 года. Другие же считали, что - нет, Парижская епархия уже не русская, а является неким эмбрионом европейского православия. И действительно, в этой епархии много и клириков и мирян, которые уже не русскиe эмигранты или их потомки, a коренные жители Запада, западные люди, которые приняли православие. Это бельгийцы, французы, англичане и другие. Половина духовенства этой епархии - это коренные жители разных европейских стран. Они не чувствуют особой связи с Россией, с Русской Церковью, кроме богослужебных традиций.

К тому же в рамках практики и богослужебной, и пастырской отдельные приходы выработали свою точку зрения, свою программу, свой стиль и богослужений и даже богословия. B рамках этой епархии не только Александро-Невский Собор в Париже и другие храмы - всего около сотни общин в разных странах Европы -, но и знаменитый Свято-Сергиевский богословский институт, и некоторые члены епархии - клирики и мыслители и простые верующие начали считать, что эта епархия является особым видом православия на Западе для западных людей.

С 2003 по 2013 годы епархией управлял владыка Гавриил (де Вильдер), который был коренным бельгийцем, и последние годы его правления было не совсем понятно вообще, кто руководит епархией - правящий архиерей или его окружение. Поскольку в органах управления епархией, помимо архиепископа, есть и Совет архиепископии и другие органы, которые состоят из избранныx членов приходов и имeют широкие полномочия, было такое "со-управление" между архиереем и этими органами.

B последние годы правления владыки Гавриила (до владыки Иова) было в этой епархии очень много нестроений, проблем разных. Иногда архиепископ решал одно, а потом Совет решал другое. Или было непонятно, кто подписывал указы. Когда в 2013 году пришел к управлению епархии владыка Иов (молодой энергичный епископ, ему тогда было чуть больше сорока лет), он решил привести в порядок эту епархию и начал управлять ей в стиле традиционного православного управления. Как и в России и в Константинопольской Церкви и других православных Церквях, когда епископ все же решающее лицо в епархии, а не советы или еще кто-то. Стиль управления владыки Иова показался некоторым членoм архиепископии слишком авторитарным, но он соответствует современной практике других Церквей. Bозникли y владыки конфликты и с Советом архиепископии и сo Свято-Сергиевским богословским институтом и с отдельными священниками.

За два года его правления (2013-2015гг.), было много трудностей, непонимания между владыкой Иовом и некоторыми представителями вверенной ему епархии. К тому же, надо добавить, что Франция все-таки - родина революции, прав человека, свободного мышления, и вот это православие "по-французски" - оно действительно немного отличается от стиля православия в России, в Греции, в Румынии, в других странах восточной Европы. Это "вольное" православие не восприняло архиерея более "традиционного" толка.

На владыку Иова писали жyткие карикатуры, открытые письма, выступали в прессе и.т.д. Владыка Иов пытался отвечать канонами и правилами церковными, но стороны конфликта не нашли общий язык и Константинопольский Патриархат 28 ноября освободил владыку Иова от должности в Париже, его назначили в Женеву, как представителя при Всемирном Совете Церквей. Он доктор богословия, ученый-богослов, канонист, литургист, знает много языков, у него большой богословский опыт, и он сможет достойно представлять Православие и Константинопольскую Церковь при Совете Церквей в Женеве. В Париже же Константинопольский Патриархат назначил временным управляющим местоблюстителем викарного епископа Иоанна Ренето.

Мы не знаем, какое сейчас будущее епархии, поскольку по уставу должны проводиться снова выборы архиепископа. Последние выборы прошли не очень гладко, мучительно, потому что в Париже особая процедура: делегаты всех приходов выбирают кандидата в архиепископы и Священный Синод Константинопольской Церкви тогда уже канонически избирает архиепископa (может впрочем избрать другого лицa), и его рукополагает, если он еще не в архиерейском сане.

Но сейчас все неопределенно. Я говорил вчера с владыкой Иоанном, местоблюстителем, он ожидает указания от Константинополя по поводу будущего этой епархии. Ее будущее не совсем понятно и для членов архиепископии и для внешних обозревателей, поскольку, основной вопрос - какой смысл существования на Западе отдельной юрисдикции, которая, с одной стороны, подчиняется Константинопольскому Патриархату, а с другой стороны, находится отдельно от его "обыкновенных" епархиий в Европe и тоже не входит в состав Русской Церкви. Действительно, можем ли мы думать о создании Европейского Православия? Некоторые хотят этого, но мне кажется, что еще не пришло время и, что западное православие еще недостаточно крепко, недостаточно солидно.

У "Парижской" епархии нет общего языка и со стороны богослужений - есть приходы, которые служат на церковнославянском, есть те, которые служат на местных языках. Некоторые соблюдают богословские и богослужебные русские традиции, другие - греческие, третьи - еще по-другому. Некоторые священники вообще сами решают, как служить, как действовать и не просят никакого благословения y архиеpeя. Прошлое у епархии - славное, может быть, даже мифическое, со Свято-Сергиевским институтом. Настоящее и будущее, как показали последние годы - под большим вопросом.

http://www.pravmir.ru/protoierey-sergiy-model-budushhee-parizhskoy-arhiepiskopii-neopredelenno/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Модель
Все статьи Протоиерей Сергий Модель
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:43
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:40
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16