Чтобы сердце стало Вифлеемом

0
318
Время на чтение 6 минут

Архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), умершего в 1857 году, современники называли русским Златоустом. Для кого-то слово Златоуст означает лишь красноречие - богатство словаря, изысканность стиля, насыщенность текста образами, красками... Это важно на самом деле, это говорит о даровании, образовании, культуре проповедника. Но красота текста окажется мертвой красивостью и не принесет никакого плода, если нет другого, а именно - глубокой, полной убежденности, сердечной искренности, постоянной готовности подтвердить произносимое делом, и не просто делом, но всей своей жизнью, до ее земного конца. Именно это сделало бессмертными и проповедь «архиепископа Константина града златоустаго», и слово его русского последователя.

В книге «С нами Бог», вышедшей в издательстве «Отчий дом», в серии «Духовный собеседник» собраны проповеди, написанные владыкой Иннокентием и произнесенные им в Рождественский пост и на Рождество. В огласительном слове на начало Рождественского поста святитель весьма остроумно сравнивает нашу подготовку ко встрече с пришедшим в мир Богом - с подготовкой к прибытию земного царя. Что делают в этом последнем случае? Правильно - наводят внешний лоск. Но поможет ли внешняя видимость в случае первом? Ведь «Царь Небесный узрит всё; пред Ним вся нага и объявлена (Евр. 4, 13). Он испытует самые глубины сердец. Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не повапить только безобразное - а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое (...) Посему и времени на приготовление дается немало - целых четыредесять дней!»

Далее святитель Иннокентий делает своего рода уступку тем людям, которые, пребывая в теплохладности, могут возражать ему и говорить, что ведь не событие же Рождества, однажды уже случившееся, ждет нас, но лишь символическое воспоминание о нем. Хорошо, говорит святитель, пусть для вас это будет лишь воспоминанием: «Отрочати вифлеемскому не впервые будет почивать в малом пространстве». Но вы полагаете, что это легко и просто - по-настоящему вспомнить рождение Богочеловека?.. Такой прием заставляет задуматься и готовит слушателя к главной мысли проповедника: «Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших».

Почему перед Рождеством необходимо вспомнить о святых Ветхого Завета, таких далеких, казалось бы, от нас?.. Потому что они «жили надеждою на пришествие Искупителя и приуготовляли себя, и в себе все человечество к сретению Его». Без сомнения, пишет святитель Иннокентий, праведники Ветхого Завета, предки Спасителя по плоти (именно их называют святыми праотцами), переносились мысленно в наши времена - времена благодати и истины; а для нас будет весьма полезно «переставлять себя мысленно в их состояние - дабы и таким образом питать и поддерживать всеобщий союз веры и любви во Христе». Что значит - всеобщий союз? У Бога нет мертвых, а всех живых, ходивших пред Богом, когда бы ни пребывали они на земле, связывает воедино Богочеловек, Победитель смерти: все их судьбы теперь составляют единую Священную историю.

И вот, перед нами проходят святые мужи - Адам, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей, Гедеон, Давид - и святые жены, которых в Ветхом Завете меньше, чем мужей, о которых гораздо меньше говорят, но которые при том ничуть не менее значимы, почитаемы и любимы архиепископом Иннокентием. Прежде чем обратиться к Еве, Сарре, Ревекке, Анне (матери пророка Самуила), к сестре Моисея Мариам и женщине-судие Деворе, к преданной Руфи, твердой целомудренной Сусанне и безымянной вдове из Сарепты Сидонской - русский Златоуст говорит о женском служении вообще. Он напоминает, что «жена может быть виновницею спасения не только своего, но и многих; и все это может сделать она, нисколько не выходя из своего круга, в котором поставлена рукою премудрого Творца». Служение «внутри круга», в пределах традиционной женской жизни - это, прежде всего, материнство: ведь именно в глазах матери младенец впервые видит «...рай или ад, Отца Небесного или духов злобы».

Высший пример того, что может совершить женщина, не помышляющая о выходе из своего круга, не ищущая для себя никаких общественных ролей - конечно, Богоматерь. Но Священное Писание содержит и примеры общественного служения женщин, служения жертвенного: святитель напоминает о подвигах Юдифи, Эсфири, матери мучеников Маккавеев.

Рождественский пост продолжается, и мы вместе с архиепископом Иннокентием всматриваемся в лицо Иосифа Обручника, сострадаем ему и сорадуемся его великой радости. Евангелие очень скудно сообщает об этой непростой странице жизни Иосифа и Марии: прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18-19). А святитель Иннокентий раскрывает нам смысл этой «семейной» драмы, говорит о том, зачем нужно было Иосифу, Марии и неродившемуся еще Младенцу пережить это искушение: «Сообразно цели пришествия Своего на землю Он еще во утробе Матерней соделывается предметом мрачных подозрений, вступая таким образом еще до рождения на лествицу искупительных страданий и уничижения, коею Он будет идти до конца Своей земной жизни».

Заметьте, говорит нам русский Златоуст, когда Иосифу явился Ангел, чтобы возвестить истину и уничтожить подозрение? Не сразу после обнаружения беременности Мариам, но лишь после того, как Иосиф принял благородное и мудрое решение: не подвергать врученную ему Деву позору и суду, предоставить Ее Божией воле (см.: Мф. 1, 20). Таким образом Иосиф показал свою готовность стать нареченным отцом, усыновителем Христа.

Проповедуя в храме, владыка Иннокентий обращался ко всем - и к нищим, и к высокопоставленным сановникам. Первым он напоминал о том, что и Христос пребывал в их состоянии, вторых призывал «не полагать своего величия» в богатстве и титулах, «а искать его в бескорыстном служении Богу и ближним».

Наступают, наконец, святки, и владыка вновь находит для своей паствы убедительные, предостерегающие слова: «Ибо до сего времени мы все были ограждены постом; а теперь, с наступлением шума праздничного, мир не преминет окружить нас своею суетою и соблазнами. Того и смотри: начнешь путь со святыми волхвами, а кончишь его во дворе Ирода, не дошед (не дошедши. - М.Б.) до Вифлеема; или и дошед, и поклонившись Божественному Отрочати, не последуешь горнему указанию - идти оттуда другим, новым путем, путем правды и истины, а возвратишься к дето­убийце и предашь ему тайну своего Спасителя и своего спасения» (см.: Мф. 2, 1-12).

Вы уже поняли, наверное, что читать святителя Иннокентия необыкновенно интересно; что архаичность его стиля не мешает восприятию текста, но, напротив, придает речи особое обаяние: это прекрасный русский язык золотого XIX столетия, он одновременно и изыскан, и совершенно естественен. Недаром известный литературный критик Иван Киреевский писал, что «все, выходящее из-под пера преосвященного Иннокентия, принадлежит не одному богословию, оно составляет вместе богатое украшение нашей словесности вообще».

Но главное - то, что всё, написанное и сказанное владыкой Иннокентием, насквозь прогрето его любовью к пастве, к людям, ради которых он трудился всю жизнь, с которыми он был рядом в самых тяжелых испытаниях.

«Важно не то, что происходит теперь, а то, с кем теперь Господь: с нами или с врагами нашими... А Господь с нами, кои... подвизаемся во славу пресвятого имени Его, сражаемся не за наши какие-либо выгоды, а за веру православную, за Гроб Господень и за угнетенных собратий наших по вере... Если же Господь с нами, то чего нам страшиться? Он... защитит нас от всякого зла...»

Это тоже проповедь владыки Иннокентия, но уже не рождественская, нет, она была произнесена за Литургией Великой Субботы 1854 года в Одессе, которую, заблокировав с моря, обстреливала объединенная англо-французская эскадра. Многие потом подтверждали, что только твердый голос архипастыря, его «истинно апостольский вид» и спасли тогда Одессу от паники. Конечно, участие святителя Иннокентия в трагической для России Крымской войне 1853-1856 годов - отдельная огромная тема; но я не могла не коснуться ее и здесь, дабы лучше объяснить то, с чего  начала: проповедь доходит до сердец только тогда, когда проповедующий сам живет по ней до конца, когда он проповедует не только словом, но и всей своей жизнью.

Газета «Православная вера» № 24 (547) 

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chtoby-serdce-stalo-vifleemom


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59