itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

А.В. Суворов как христианин

Текст доклада Протоиерея Михаила Носко на международной научно-практической конференции, посвящённая 285-летию со дня рождения А.В. Суворова, прошедшей 27 ноября 2015г. в Кобринском военно-историческом музее им. А.В. Суворова

0
3514
Время на чтение 9 минут

Могила Суворова в Александро-Невской лавре в Санкт-ПетербургеСлавянскими народами всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества - люди, которым выпадает на долю нести все тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Молодое поколение воспитывалось на поучительном примере их жизни, деятельной, жертвенной любви, ревностного и самоотверженного служения вере и Отечеству.

Исключительное место среди таких защитников Родины по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов - полководец, фельдмаршал, генералиссимус, а самое главное - истинный православный христианин, исполненный веры в Бога. Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. С детства он был болезненным ребенком, что вызывало у отца опасения, сможет ли он принести пользу в деле служения Отечеству. Однако в слабом теле уже с самого раннего детства начал проявлять сильный дух. Так, как Суворов потом будет муштровать своих подчиненных, он с детства муштровал самого себя. В любую погоду, легко одетый, он часами предавался скачкам по полям и лугам, купался в ледяной воде, спал по несколько часов в сутки, питался грубой и простой пищей. Удивительно, но желание быть солдатом, посвятить себя военной службе было у мальчика столь велико, что, когда отец говорил ему, что отдаст его на службу статскую, то он отвечал: «что лучше умрет, а не откажется от солдатской доли».

Обычно дворянские дети поступали в полк уже в офицерском звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться сложившейся практикой и пойти по обычному пути. Однако все в жизни этого человека было необычным. Он хотел быть именно рядовым и испытать на собственном опыте все трудности солдатской службы и подниматься по служебной лестнице не по протекциям, а по собственным заслугам.

Девять лет он прослужил в Семеновском полку в солдатском звании, что стало для него настоящей школой жизни. Умение понимать солдат, любить их, говорить на их языке - эти качества впоследствии и предопределили все военные победы полководца Суворова. Солдатская наука давалась ему легко, и он быстро продвигался по служебной лестнице.

А.В.Суворов всегда отличался высокой нравственностью: милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его. Он начинал и заканчивал молитвой каждый свой день, строго соблюдал посты, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе за богослужением, сам строил храмы. Перед каждым сражением он молитвенно взывал к Богу о помощи. Хорошо знавший Евангелие и заповеди Божии, Суворов, конечно же, помнил слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Поэтому он постоянно призывал солдат: «Все начинайте с благословения Божия... Молись Богу: от Него победа!». Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. Каждую свою победу и удачу полководец приписывал, прежде всего, Богу, поэтому спешил в церковь на благодарственный молебен. После боя в присутствии А.В.Суворова и всех офицеров совершались панихиды по погибшим воинам.

«Победа - враг войны» - один из самых сильных афоризмов А.В.Суворова. Верный путь к победе этот великий военный педагог усматривал в правильном воспитании и обучении войск, что делает возможным достижение суворовского идеала воина-победоносца - орудия Промысла Божия, носителя высшего государственного интереса, защитника чести русского имени, так как от личных качеств воина зачастую зависит не только исход сражения, но и само существование государств.

Великий полководец разработал особую военно-педагогическую систему, нацеленную на практическое обучение военному делу с одновременным развитием в солдатах доблестных чувств, лучших боевых и нравственных качеств: дисциплинированности, исполнительности, смелости, самообладания, энергии, упорства, человеколюбия, твердой уверенности в соответствии их действий правде Божией, что приводило к уверенности в победе, - качеств, которые, подкрепляемые благодатной помощью Божией, помогают нравственно и физически одолеть врага на поле боя. Суворовская система была основана на приоритете духовно-нравственных православных ценностей, и направлена, прежде всего, на раскрытие и совершенствование в воинах тех высоких духовных свойств, которые сохраняются в душе каждого человека как образа Божия.

А.В.Суворов сам обучал воинов закону Божию и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах веру в Бога, любовь к православным властям и Отечеству, учил держаться правды Божией в самых сложных ситуациях, помогал своим подчиненным правильно ориентироваться в духовно-религиозных вопросах и тем самым отвращаться от дурных проступков и служить не за страх, а за совесть. Он воспитывал воинов в покорности воле Божией и уповании на Бога. «Провидение забросило нас в облака... Знаешь ли ты трех сестер, которые перевели нас через горы?.. Они называются Вера, Надежда, Любовь - с ними Бог!» - говорил полководец. Он постоянно экзаменовал солдат, задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа, благодаря чему отрабатывалась быстрота мышления, необходимая как в бою, так и в повседневной жизни.

Неудивительно, что суворовские принципы ведения войны были тесно соединены с христианским человеколюбием. Стремление к совершенной победе над неприятелем полководец связывал, прежде всего, с необходимостью довести до полного завершения уже начавшуюся войну, действенно умиротворить упорно сражающегося противника и тем самым избежать дополнительных жертв. Говоря словами А.В.Суворова: "Всякое продолжение войны, особливо победы, просвещают побежденных". При этом полководец настаивал, что "победителю прилично великодушие". Ради достижения мира победитель должен не только сокрушить военную мощь неприятеля, но и «в поражениях сдающимся в полон давать пощаду», не меньше оружия «поражать противника человеколюбием», и во имя скорейшего умиротворения предать забвению все те удары, которые враг ранее наносил. А.В.Суворов говорил об этом так: "Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение..."

А.В.Суворов считал, что в мирное время по отношению к человеку нельзя проявлять никакого насилия, но на войне ради восстановления мира нужно действовать быстро и решительно. Поражая неприятеля на поле брани, фельдмаршал А.В.Суворов великодушно обращался с пленными и нередко под честное слово, что они не будут более участвовать в войне, отпускал на свободу, выдавая охранные грамоты за своей подписью. Таковы были его принципы: "В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко, тотчас на месте. ... Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. ... С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства". К примеру, в октябре 1794 г. суворовские войска подошли к Варшаве и предложили ей почетную капитуляцию. Повстанцы отказались, а после того, как А.В.Суворов штурмом овладел предместьем Варшавы - Прагой, бежали из города, бросив его на произвол судьбы. А судьба предстояла трагическая, так как, по сложившемуся европейскому обычаю того времени, город, отказавшийся от капитуляции и взятый штурмом, отдавался на разграбление войскам. А.В.Суворов пожалел Варшаву и не допустил разграбления, за что благодарные жители подарили полководцу золотую табакерку.

Между тем, вся жизнь А.В.Суворова была наполнена юродством. Например, когда императрица Екатерина II спросила полководца, не хочет ли он остаться в Петербурге при дворе, он весь съежился, сморщился и начал безудержно громогласно чихать, приговаривая: «Прости, будь милостива, матушка царица, никак не могу! Льстивка, лживка, лукавка! Воняет... душно... апхчи!». В другой раз, приехав на прием к императрице, он сначала сделал три земных поклона перед иконой Божией Матери, а потом только подошел к Государыне. Екатерина II после этого приема подарила А.В.Суворову соболью шубу, крытую зеленым бархатом. Спустя короткое время, он передарил эту шубу простому моряку. Если же к А.В.Суворову подопечные офицеры являлись щеголями, то он начинал при их появлении кричать что-то невразумительное, делал вид, что очень испугался, уползал в угол или прятался под стол и просил, чтобы как можно скорее убрали от него это «приведение».

В собственном имении по приказу полководца в Великий пост в горнице пол усыпали песком, ставили ели и сосны, а так же ящики с кормом и выпускали различных мелких птиц, которые жили там, как в саду. На Пасху, когда устанавливалась теплая погода, птичек выпускали на волю.

К подобным чудачеством можно отнести переправу через реку в ушате вместо лодки, обливание нерадивых и пьяных холодной водой, обучение лакеев французской грамматике и, наоборот, насмешки над дворянами, говорящими исключительно на иноземном наречии, бегство через окно от наскучивших гостей, странность внешнего вида. Проявлением юродства были петуший крик и собачий лай вместо человечьей речи. Юродствуя и проявляя постоянство скромности и непритязательности, А.В.Суворов терпеть не мог ложного смирения. Своим юродством он обличал пороки современного общества и в особенности дворянского сословия. Между тем к простым солдатам он проявлял любовь и заботу, называя их «чудо-богатырями» и они чувствуя отцовскую любовь отвечали своему фельдмаршалу беззаветной преданностью, выполняя его приказы совершали героические подвиги.

«Наука побеждать» - так была названа книга великого полководца. И свидетельством того, как он сам и его солдаты овладели этой наукой, стало взятие крепости Измаил и знаменитый переход через Альпы. Перед штурмом Измаила А.В.Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами, и отдавал распоряжение: «Сегодня молиться, завтра - поститься, послезавтра - победа или смерть». Штурм Измаила был торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. И прав был Александр Васильевич, когда говорил, что победу в таких битвах одерживает, прежде всего, сила духа, бесстрашие русских воинов. Главным доказательством этого служит то, что последнюю свою знаменитую Италийскую кампанию - переход через Альпы в 1799 году - А.В.Суворов совершил уже в семидесятилетнем возрасте. Много раз, будучи раненым, он с тяжелейшими ранениями не покидал поля боя.

В воспоминаниях о военных успехах А.В.Суворова неоднократно встречается слово «прозорливость». Очевидцы, участвовавшие вместе с ним в различных походах, с удивлением свидетельствовали, что полководец как будто бы заранее знал, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в том, что А.В.Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших подробностей - так было с Кутузовым, с Денисом Давыдовым. Все мемуаристы единодушно признавали, что А.В. Суворов «совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего» и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах. Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда и усердная молитва, сказывались в подъеме духа армии, в ее мужестве и героизме. А.В.Суворов был тверд в своей вере в Бога и в этом заключается источник его гениальности как полководца, который не проиграл ни одного сражения.

В конце жизни в планах А.В.Суворова было желание поступить иноком в Нилову Новгородскую пустынь. За несколько дней до смертельной болезни он писал: «Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим, как и теперь». Так же им был написан «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».

19 мая 1800 г. Александр Васильевич Суворов, пройдя исповедь и приняв святое причастие, скончался. Граф Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, кавалер многочисленных орденов и наград был похоронен в Александро-Невской лавре в г. Петербурге. На его надгробии написаны простые и скромные слова: «Здесь лежит Суворов».

Протоиерей Михаил Носко
кандидат богословия, настоятель
Свято-Александро-Невского собора г. Пружаны

Библиография:

  1. Вахабов С. Суворов-христианин.
    http://www.voskres.ru/army/spirit/suvorov.htm
  2. Гончаров А. Слово и дело православного полководца Александра Суворова.
    http://stal-nevsky.ru/?p=6561
  3. Гумеров А., свящ. Можно ли говорить о святости А.Суворова за его военные победы, и возможна ли его канонизация? http://www.pravoslavie.ru/6579.html
  4. Ильяшенко А., прот. Александр Суворов «Помилуй Бог, мы русские!»
    http://www.pravmir.ru/aleksandr-suvorov-pomiluj-bog-my-russkie/
  5. Морозов Д. Великий полководец.
    http://knsuvorov.ru/materials/prav_articles.html
  6. Петров М. Генералиссимус А. В. Суворов и Православие.
    http://maxpark.com/community/43/content/838932
  7. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.2003. С.350.
  8. Трещенок Я.И. История Беларуси. Досоветский период. Ч.1. Могилев. 2004. С.294.

http://zapadrus.su/rusmir/istf/1382-a-v-suvorov-kak-khristianin.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09