За последние тридцать лет православное сообщество стран исторической Руси сталкивается регулярно с одним и тем же обманом. Нам пытаются предъявить некие претензии от имени «общества», причем делается это без реального постижения воли и устремлений большинства народа, делается группами из нескольких десятков человек, имеющими поддержку нескольких сотен, максимум нескольких тысяч. Если не получается убедить нас в своей правоте - начинаются шантаж, угрозы, доносы, интриги.
Именно это происходит сейчас, когда описанные группы, похоже, пошли в «последний и решительный бой», понимая: время уходит. Воля народа совпадает с волей верховной власти, что для наших исторических недругов - нерешаемая проблема: покуда мы едины, с нами не справишься. Да, согласие народа с властью существует не во всем. Власть услышала народ и встроилась в его волю в своем понимании глобальных процессов и воинского духа нашего народа - православных христиан, мусульман, последователей других религий, неверующих людей. Но в области макроэкономики, социальной справедливости, больших проектов, «русского вопроса» власть находится пока на полпути. Впрочем, есть надежда, что оставшуюся часть дороги она пройдет. Это вечных реформаторов и инноваторов пугает еще больше - поэтому они и начали последний бой.
Нам пытаются представить как норму христианской жизни пацифизм, пораженчество, презрение к собственному народу, симпатию к зашедшему в тупик обезбоженному Западу, психологию упертого частника, ненависть ко всему объединяющему и соборному. При этом выискивают цитаты из святых, подчас диссонирующие сотням других цитат - например, говорящих о том, что христиане должны отстаивать свою веру и свой народ от агрессии, применяя силу. И, конечно же, ссылаются, ссылаются, ссылаются на «общество».
Давайте разберемся, о каком «обществе» идет речь. Идеологов, надрывных и маргинальных, у него единицы, максимум десятка три. Это известный дьякон - сверхштатный, сверхцерковный и сверхнародный, сгусток гордыни, злобы и обиды, перешедший за последние месяцы на лексику воинствующих безбожников 20-х годов и полностью совпадающий как по лексике, так и по аргументам с безбожниками новыми, вроде господ Невзорова и Никонова. Это сами безбожники, жалкие в своем духовном одиночестве. Это пять-десять грамотных и небездарных теологов и историков, поучившихся на Западе или имеющих там свою духовную родину, никак не могущих простить Западу то, что он не принял их в свои объятия, а России - то, что не дала порулить собой. Это группа втихаря фрондирующего духовенства, желающего то ли неканонических вольностей, то ли просто спокойной и сытой жизни - такой, чтобы никто не беспокоил. Это, наконец, десятка полтора домохозяек и домохозяев, живущих в России, на Западе или то там, то здесь, не лишенных некоторых знаний и умения сложить несколько строчек в страничку текста и с завидной убежденностью отстаивающих свое право сохранять нетронутым тихий обывательский мирок с котиками и сердечками посреди водоворота истории, в котором для всего этого места скоро может не остаться. Наконец, есть несколько тысяч человек - то ли реальных, то ли ботов, - которые всем им поддакивают.
Так что же? Это и есть «общество»? Ан нет - враки. Враки, милые дамы и господа хорошие. По сути мы имеем дело с сектой, с антимиром, с людьми, перед мысленным взором которых не Бог, не Церковь и не народ, а они сами, сами, и еще раз сами - персонажи, которым очень больно за свою маргинальную ныне роль в истории, за то, что они, такие умные, отвергаются и Церковью, и народом как лидеры, потому что все прекрасно понимают, что начнется, если они получат в свои руки хоть минимальную власть. У нас есть опыт прихода во власть маргинальных идеологических сект. Это февраль и октябрь 1917 года. Дальше, как вы понимаете, можно не продолжать - все и так понятно. В том числе про секту обновленцев, почти захватившую власть в Церкви.
Следовать рекомендациям всех этих людей, сдвигаться под их давлением - значит подвергать народ и Церковь смертельной опасности. И чтобы ее избежать, нужно как можно больше действовать и говорить, проявлять максимальную активность - тем пастырям и мирянам, которые разделяют веру и волю большинства народа Христова. Выступать в СМИ - хоть центральных, хоть местных. Производить тексты, длинные или ультракороткие - а наша традиция дает прекрасные примеры и тех, и других. Не бояться спорить с элитами, собирать людей, в том числе молодых, чтобы говорить и действовать вместе. Тогда даже последняя атака фантомного общества разрушителей захлебнется навсегда и не помешает нам выразить свою волю в истории.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин «Русь Державная» 2015, № 12