В Саратове возобновил работу детско-юношеский спортивный клуб «Патриот», созданный в 2010 году по инициативе настоятеля нашего храма игумена Нектария (Морозова) на базе Саратовского УФСКН при поддержке фонда «Православие и современность». До закрытия в нем занимались рукопашным боем, изучали основы отечественной истории и Православия около четырехсот мальчишек и девчонок, среди которых были и юные прихожане нашего храма. Сегодняшние возможности позволяют возобновить работу лишь в гораздо меньшем объеме - на собранные средства арендован и оборудован спортзал в деловом центре «Международный». В информационных сообщениях по этому поводу в СМИ будет упомянуто, конечно же, о важности патриотического воспитания, о том, что клуб, предлагающий подросткам полезную и увлекательную альтернативу подворотне, совершенно необходим для города и района. Но хотелось бы сказать о другом - более неформальном и более личном.
Когда моя хрупкая дочка-первоклашка, ранимая и совершенно не стрессоустойчивая, сказала мне, что твердо решила серьезно заняться одним из видов спорта, я была в большом смятении. Не сказать, что я с предубеждением отношусь к спорту вообще - скорее, с позиции сугубо диванного болельщика. Но все эти купальники и кимоно, многочасовые пропадания на тренировках, травмы, слёзы, соперничество за кубки - разве приемлемо это для ребенка из церковной семьи? Ведь соревновательность воспитывает гордыню, стремление к отточенности движений - любование телесным, а наша идеальная задача - воспитать святых в тишине и молитве...
Только вот результатом вроде бы очень благочестивого воспитания (такого, как мы его понимаем) нередко становятся тепличные, расслабленные христиане - такие же, как и мы сами. И об этом совершенно справедливо бьют тревогу те, кто с этим уже столкнулся. Такая же тревога возникала и у меня, когда моя дочь, еще несмышленой пятилеткой, посещала воскресную школу - причем самую лучшую, самую «благочестивую», какую только удалось найти. Маленькие Пелагеюшки и Елисеюшки прилежно сидели за партами, писали славянские буквы, смотрели нравственные мультики и без труда различали пророков Иону и Иеремию. Мы бесконечно готовились к утренникам, мастерили поделки. Старшая группа - уже подростки - занималась почти тем же самым: добавлялись пикники на природе, первые жизненные уроки влюбленности и подготовка к олимпиадам по ОПК.
...А воду для крещения из школьного корпуса в стоящий рядом храм каждое воскресенье носила тяжелыми ведрами баба Рая. И накрывали обед «на детей», крутясь, как белки в колесе, тоже две немолодые женщины - хотя «дети», будь они чуть более инициативны и обязательны, уже вполне могли бы справляться с этим сами...
Я, безусловно, считаю образование при храме полезным и нужным делом - при условии, что главное в нем не вытесняется второстепенным. Нужно ли прививать детям основы христианской культуры? Конечно. Только христианская культура, в моем понимании,- это далеко не в последнюю очередь предельно практический, ощутимый навык делать то, что «надо», откликаясь на нужду другого - даже если это сопряжено с определенным напряжением и даже если это трудно, больно и физически тяжело. Этот универсальный элемент лежит в основе очень многого в христианской жизни, и рождается он из подвижничества - то есть из того же, что и в спорте, упорного труда на результат, из того же «больно, но вставай», и из того же сознания победы, которую добыл не ты - а будто бы кто-то помог тебе в последний момент, и открылось второе дыхание... Все это очень хорошо, естественным образом, усваивает ребенок, у которого есть тренер. Во всяком случае, в дошкольном детстве именно тренер научил моего ребенка трем важнейшим вещам, которых я сама не умею в свои тридцать с лишним лет: не опаздывать на занятия; делать понемногу, если не получается сразу; «если очень хочется, но нельзя», то... нельзя. И эту «экзекуцию», которая нередко заканчивалась всхлипываниями и ноющими мышцами, дочка в итоге сама предпочла всем занимательным кружкам, интуитивно ощущая в этом что-то важное и нужное.
Не в каждом городе есть клуб или спортивная школа, где тренеры и воспитанники вместе ходили бы в храм, где их объединяло бы христианское мировоззрение. Но то, что таким образом можно вырастить действительно сильных спортсменов и в то же время сильных христиан, с моей родительской точки зрения, бесспорно. Впрочем, не только с родительской: мы все надеемся, что мальчики и девочки, которые стоят с нами в одной очереди к Причастию, вырастут и станут опорой нам, слабеющим и немощным - да хотя бы в том же самом приходе. Но человек не может стать опорой «вдруг», пройдя некую запланированную точку своего взросления или просто вспомнив, что когда-то в детстве ему говорили об этом старшие. И наше общее христианское дело - поддерживать тех, кто помогает им становиться этой опорой уже сейчас, а не в будущем.
Газета «Петропавловский листок» № 8, ноябрь 2015 г.
Елена Иванковаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/byt-oporojj-sejjchas-a-ne-v-budushhem