Небесный покровитель Архангельска

0
642
Время на чтение 4 минуты
Традиционно жители столицы Поморья считают своим небесным покровителем архистратига Михаила. Однако есть еще один святой, чье имя связано с городом и кого северяне долгие годы почитали как своего заступника перед Богом - преподобный Евфимий Архангелогородский.

Жизнь после смерти

Как ни странно, но вся информация о жизни святого стала известна уже после его смерти и информации этой крайне мало. Однако об обретении мощей мы знаем достаточно. Итак, в один из июльских дней лета 1647 на дворе архангельского воеводы Юрия Петровича Буйносова-Ростовского холмогорский кузнец Евстафий Трофимов копал яму. Он собирался устанавливать горн. Однако не успел мастер углубиться в землю, как наткнулся на непонятный предмет, позже выяснилось, что это (был) старинный гроб. Кстати, с моментом обретения связано и первое чудо: кузнец, разочарованный тем, что его мечта о кладе не сбылась, выказал непочтение к мощам и тут же заболел «трясовицей». Мужчина исцелился лишь после панихиды, отслуженной по повелению воеводы над обретенным гробом.

Надо отметить, что двор Буйносова-Ростовского находился неподалеку от храма Происхождения честных древ Креста Господня. Его, в свою очередь, поставили на месте, где до пожара 1636 года находился Михаило-Архангельский монастырь. Обретенный гроб перенесли и похоронили как раз у этой церкви. Над захоронением поставили деревянную гробницу, у которой в скором времени стали совершаться чудеса.

Одним из первых, кто собирал информацию о новообретенном святом, был сам Буйносов-Ростовский. В ноябре того же года в воеводской канцелярии были собраны «росписи речей» посадских, служилых людей и духовенства о чудесах, связанных с новоявленным святым. К собранным материалам присоединили и свидетельства о, записанные со слов воеводы, его жены и служанки.

Однако имя святого даже тогда оставалось неизвестным: лишь через три года угодник Божий открыл его в чудесном явлении послушнику Косме Игнатьеву - Евфимий, назвал преподобный и место рождения - село Вознесение. О том, как выглядел святой, также стало известно из рассказов людей, которым являлся подвижник. Одни видели «человека светлотою одеянного, власы чермены, брада в просед велика, возрастом велик же», а другие «старца с постным лицом, борода с проседью невелика, в багряной ряске». Таким святого Евфимия и стали изображать на иконах.

Канонизация

В 1649 году, когда слава о новоявленном угоднике уже распространилась среди простого народа, Буйносов-Ростовский сообщил митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Никону (Минову) об обретении гроба. Владыка благословил игумена Антониево-Сийского монастыря преподобного Феодосия освидетельствовать останки. Итог расследования был таковым: святость новоявленного чудотворца подтвердили, распоряжением митрополита Никона совершилась местная канонизация. Из грамоты архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) известно, что игумен Феодосий после освидетельствования мощей велел написать образ святого. В тот же период были составлены тропарь и кондак преподобному, а также церковная служба. Текст ее можно найти в январском томе богослужебных Миней за 1983 год, а также в книге священномученика Никодима (Кононова) «Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании».

Не позднее лета 1651 мощи перенесли в храм Происхождения честных древ Креста Господня. Из описи Михаило-Архангельского монастыря, производимой в 1676 году, мы знаем, что гробница стояла с правой стороны. Кстати, во время перенесения раки церковь наполнилась дымом, исходившим от гробницы. Позже служители храма видели, что от тепла, идущего от гроба, церковная стена индевела, «аки снег».

В начале XVIII века на месте церкви Происхождения честных древ Креста Господня построили другую - в честь Архистратига Божия Михаила. Она находилась в непосредственной близости от Свято-Троицкого кафедрального собора, главного храма Архангельска, и в нее перенесли мощи святого. Наверное, именно с тех пор в столице Поморья переплелось почитание обоих его небесных покровителей - архангела Михаила и преподобного Евфимия Архангелогородского.

Старообрядчество

Церковный раскол, произошедший на Руси в середине XVII века во время патриаршества Никона, как ни странно, отразился на почитании святого Евфимия. Дело в том, что пальцы правой руки у святого были сложены для крестного знамения двуперстно, также он изображался и на иконах. Очевидно, что человек, живший в XVI веке, не мог креститься иначе, однако старообрядцы на примере святого Евфимия пытались доказать свою правоту. И Церковь в лице архиепископа Холмогорского Афанасия в 1683 году запретила почитание преподобного.

Известно, что иконы святого Евфимия существовали еще в 1683 году, и когда начались прещения, владыка Афанасий потребовал «все подлинное писание» о преподобном прислать в Холмогоры, где была кафедра архиепископа. Мощи святого положили под спуд в основание храма в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, место же особо не отметили, и постепенно оно стало сокрыто.

Однако несмотря на все запреты северяне продолжали обращаться к преподобному с молитвами. По преданию, он исцелял безнадежных больных, спасал терпящих крушение на море, являясь на корме судна. Даже от земли, взятой от его гроба, совершались исцеления: «облежащая персть святаго твоего гроба камене сапфира дражайши, отче, показася, целебна бо и чудотворива, и паче злата верными разделяема». А в конце XIX века была записана история о том, что когда в 60-х годах в храме ремонтировали помост, то под полом в левом приделе нашли гроб, не подвергшийся тлению, находку оставили в земле.

Сохранилось немало свидетельств об исцелениях детей по молитвам к преподобному Евфимию Архангелогородскому. Так, к племяннице серебряных дел мастера Еремея Нестерова одиннадцатилетней Софии Морозовой вернулось зрение после того, как однажды, отходя ко сну, она по-детски горячо помолилась святому Евфимию о том, чтобы он уврачевал ее слепоту.

Ныне

Паломничества к храму, где покоились мощи архангельского святого, продолжались до 1917 года. В первые годы советской власти церковь разрушили, и захоронение вновь было утрачено. Хотя еще в середине 1960-х годов справа от Гостиного двора, где некогда стояла церковь Архангела Михаила, выходящая на набережную Северной Двины между улицами Воскресенской и Соборной (ныне улица Карла Либкнехта), были заметны остатки фундамента. Затем на этом месте разбили парк.

Память о святом за годы советской власти у северян практически исчезла. Лишь церковные минеи продолжают ежегодно 2 февраля (20 января) напоминать о том, что «празднует днесь Архангелов град праздник пресветлый светоносныя твоей памяти, вся созывая окрестныя его, радуется бо, яко стяжав сокровище велие - честныя мощи твоя, преподобне Евфимие, егоже сохраняй всегда молитвами твоими от всех зол, да зовем ти: радуйся, отче, благодушию тезоимените».

На фото: образ св. Евфимия Архангелогородского, иконописец Евгений Петухов, 2011 год

http://arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=53247

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19
Человеческому ресурсу зачем Царь?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 16:03